Культура – дело не прибыльное

2132
Культура – дело не прибыльное
Переход на работу в рамках государственных (муниципальных) заданий открыл перед бюджетными учреждениями культуры новые перспективы и прибавил головной боли. Надо освоить принципы работы в новых условиях, научиться правильно определять плановые показатели и держать отчет за их выполнение. О методологических проблемах формирования и выполнения госзаданий, а также организации приносящей доход деятельности рассказывает эксперт номера.

- Одна из задач перехода бюд­жетных учреждений в новый ста­тус - создание условий, при кото­рых они смогут оптимизировать свое финансовое положение - со­кратить издержки и привлечь до­полнительные средства. Однако на практике часто наблюдается обратная ситуация: средств, на­правляемых на финансовое обеспе­чение заданий, не хватает, а зара­ботать дополнительные деньги за счет платных услуг учреждения не могут. В чем причина такой си­туации и есть ли из нее выход?

Не думаю, что ситуация настоль­ко критичная. Собственно, никогда не стояла задача заставить бюджетные учреждения самостоятельно зараба­тывать деньги, забрав у них бюджет­ное финансирование, т. е. слить их с коммерческими организациями. Это противоречит логике бюджетных учреждений, которые создаются с целью оказания услуг (выполнения работ) для государственных и муни­ципальных нужд. Для финансового обеспечения учреждениям предо­ставляется субсидия. То есть, если нет потребности оказания соответствую­щих госуслуг (выполнения работ), то нет и бюджетного учреждения. Если бюджетное учреждение существует, значит, есть потребность государства в его услугах, (работах) и государство должно эти услуги (работы) финанси­ровать.

Единственное существенное отли­чие новых бюджетных учреждений от старых - наличие госзадания. Объем бюджетного финансирования не мог быть уменьшен, за исключением объ­емов госзадания. Другое дело, что фи­нансовое обеспечение теперь связа­но с перечнем оказываемых учрежде­нием услуг (выполняемых работ). Образно говоря, государство опреде­ляет услуги, оказываемые учреждени­ем населению и юридическим лицам, и закупает именно их. Здесь, по сути, действует принцип государственного заказа, с помощью которого идет по­пытка создания здоровой конкурен­ции на рынке госуслуг. В перспективе, кто выиграет госзаказ (бюджетное учреждение или коммерческая орга­низация), тот и получит задание на оказание соответствующих госуслуг населению (юридическим лицам). В отдельных субъектах РФ можно уви­деть постепенное внедрение данного принципа. Например, в г. Москве су­ществует практика предоставления субсидий образовательным неком­мерческим организациям по тем же нормативам, по которым работают го­сударственные образовательные уч­реждения, в целях размещения в них части госзаказа на предоставление детям общего образования.

При этом учреждению вовсе не обя­зательно глобально расширять список платных услуг. Гораздо важнее на­учиться грамотно распределять и ис­пользовать имеющиеся ресурсы, пла­нировать затраты и повысить качество и эффективность оказания услуг, что в конечном счете приведет к увеличе­нию количества потребителей. Важно, чтобы на каждый выделенный госу­дарством рубль оказывалось больше качественных услуг и они были до­ступнее для общества. Потребитель должен знать, какие именно бесплат­ные услуги он может получить, обра­тившись в соответствующее государ­ственное (муниципальное) учрежде­ние. Ведь зачастую мы не знаем, что конкретно можно требовать от обслу­живающих нас учреждений.

Еще одна идея состоит в том, чтобы привлекать в наши учреждения насе­ление. Мы создаем и содержим учреж­дения за счет средств налогоплатель­щиков и для удовлетворения их потребностей. Конечно, одной из ос­новных целей создания, скажем, музеев является сохранность фондов, но это не может быть единственной деятельно­стью. Основная задача учреждений культуры состоит во взаимодействии с населением. При этом их миссия - не только в удовлетворении запросов на­селения, но и в формировании опре­деленной потребности у людей.

Усилия учреждений должны быть направлены в т. ч. и на привлечение населения, зрителей (например, организация дополнительных услуг, фестивалей, фо­румов и т. п.).

Безусловно, специфика учрежде­ний культуры подразумевает наличие у них платной деятельности. Данные нормы закреплены законодательно. Так, согласно ст. 52 Основ законода­тельства в Российской Федерации о культуре цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая стои­мость билетов, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Бюджетным и автономным учрежде­ниям культуры не рекомендуется включать в госзадание платные услуги. Предметом госзадания лучше устанав­ливать результаты деятельности уч­реждения (постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. п.), а количество посетите­лей применять как один из показате­лей качества.

Учреждение производит самостоя­тельный расчет стоимости билетов согласно утвержденному учредите­лем порядку. Наверно, именно здесь возникает основная проблема - в определении оптимальной цены. За­частую при определении цены на би­леты учреждения руководствуются принципом «спроси у соседа и сделай как он». То есть цены формируются не на основе расчета себестоимости, а, скорее, интуитивно, с учетом спроса и платежеспособности населения опре­деленной местности. Ведь понятно, что театр где-нибудь в провинциаль­ной глубинке не может выставить сто­имость билетов аналогично москов­скому «Ленкому». За такую цену к ним просто никто не придет. Да и объем конкурентных услуг в провинции на­много меньше, чем в Москве или Санкт-Петербурге, где много негосу­дарственных музеев, театров и др.

- Чтобы обеспечить учрежде­нию достойное финансирование, необходимо в т. ч. правильно рас­считать стоимость единицы услу­ги. А с этим могут справиться да­леко не все учреждения культуры ввиду специфики своей деятельно­сти. Почему происходит так, что на одну и ту же услугу в аналогич­ных организациях установлена разная стоимость?

Работа по правильному расчету стоимости единицы услуги должна в первую очередь осуществляться ор­ганом, выполняющим функции и пол­номочия учредителя, а не учреждени­ем. Как раз для такой работы учредитель должен был определить так называемые первоначальные нормативы затрат на оказание госу­дарственной услуги (выполнение ра­боты). И ответить на следующие во­просы: сколько стоит одна и та же услуга у подобных учреждений? Что влияет на разницу в стоимости? Мож­но ли привести расчет у всех подоб­ных учреждений к сопоставимому ви­ду? В идеале результатом такой работы должно быть установление единой стоимости каждой услуги (ра­боты). Естественно, здесь не обойтись без системы повышающих (понижаю­щих) коэффициентов, но это в пер­спективе, когда удастся ответить на все вышеизложенные вопросы. Ко­нечно, в отношении учреждений сфе­ры культуры данный вопрос решается тяжелее, чем, например, в образова­нии, где не первый год применяется нормативно-подушевое финансиро­вание. Однако уже сегодня можно увидеть разницу в стоимости государ­ственных (муниципальных) услуг и, соответственно, спросить у учредите­ля, чем она вызвана.

На мой взгляд, подобные коллизии (а они наблюдаются повсеместно) -зачастую результат неправильной по­литики учредителей, их предвзятое отношение к тем или иным учрежде­ниям, когда многое зависит от воз­можности руководителя «выбить» фи­нансирование.

Сейчас идет работа по созданию единого перечня государственных (муниципальных) работ и услуг, ины­ми словами - их стандартизации. Этот проект должен быть реализован в ближайшие годы. В перспективе, когда появится данный перечень, возможно будет дать единые рекомендации по расчету нормативов затрат, что, в свою очередь, должно привести стои­мость определенного вида услуг к об­щему знаменателю.

- Как соотносятся устремления законодателей к тому, чтобы при­близить бюджетников к рыночным отношениям, и специфика рабо­ты учреждений культуры. Готовы ли учреждения «работать на при­быль»? Или без поддержки государ­ства им не обойтись?

Существует несколько мировых моделей финансирования культуры, определяемых по различным крите­риям. Например, типология Э. Валь-Зигер, Д. Монтиаса, А. Глаголева, где основным критерием является как раз соотношение источников финан­сирования организаций культуры. Указанная типология различает три типа финансирования: романский, германский, американский.

В странах романского и германско­го типов финансирование организа­ций культуры более чем на 90% осуществляется за счет государства. Однако в странах романского типа ор­ганизации более половины ассигнова­ний получают от центральных вла­стей. В странах с германским типом ассигнования на 80-84% поступают от местных властей. В странах с амери­канским типом лишь 5% бюджета ор­ганизаций культуры пополняется за счет государства, а за счет частных вкладов - 35-40%.

Конечно, в реальности происходит сглаживание резких различий моделей финансирования, их конвергенция.

Как мы видим, наша модель скорее относится к германскому типу, учи­тывая, что финансовое обеспечение лежит на учредителе, который осу­ществляет его за счет средств соот­ветствующего бюджета, а основная масса учреждений культуры у нас действует на муниципальном уровне.

Как я уже отмечала, в нашей стра­не без участия государства бюджет­ные учреждения культуры существо­вать вряд ли смогут. Более того, государство изначально создавало их для того, чтобы они выполняли не­кий набор государственных услуг (функций). Как свидетельствует меж­дународный опыт, фактически все го­сударства в той или иной форме до­тируют культуру. Возможно, не напрямую через учреждения, а через какие-то фонды, куда перечисляется часть бюджета. Но, так или иначе, культура - занятие не прибыльное, и отрасль не сможет существовать без поддержки со стороны государства.

- Вернемся к вопросам ценообра­зования. Существуют ли сегодня ме­тодические рекомендации по опре­делению стоимость платных услуг?

Общих методических рекоменда­ций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену - не такая уж проблема. Например, в Налоговом ко­дексе РФ четко прописано, что вклю­чается в расходы. Должна учитывать­ся экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходи­мости уплаты налогов и сборов, а так­же возможности развития и совер­шенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и континген­та посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в му­зей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо пом­нить, что в соответствии со ст. 40 На­логового кодекса РФ налоговые орга­ны при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или пони­жения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непро­должительного периода времени.

Подчеркну, что учреждению совер­шенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации плат­ных услуг, в структуру госзадания. За­дание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государ­ственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируе­мой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов учреждение, к примеру, выручило мил­лион рублей, а общая стоимость госу­дарственного задания - два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработан­ный на продаже билетов миллион. В итоге - объем задания останется прежним, а его обеспечение - умень­шится вдове. При этом нет никакой га­рантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод - платную услугу следу­ет отделять от госзадания и не вклю­чать в норматив расчета.

- По каким критериям осущест­вляется оценка качества выпол­нения госзаданий в учреждениях культуры? Применимы ли здесь ко­личественные показатели, ведь га­рантировать, что, скажем, на все спектакли или выставки придет определенное число посетителей, не представляется возможным?

К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем формальный подход к формированию госзадания. Не редко его формируют люди, которые не со­всем понимают специфику отрасли. Идет смешение понятий, и учрежде­нию выставляют порой странные по­казатели. А потом возникает вопрос, каким образом отчитываться? И все также сводится к формальности: мы вам поставили - вы отчитайтесь.

Например, те же спектакли на ста­ционарной сцене и на выезде (на га­стролях) должны иметь различные по­казатели. Ведь условия предоставления услуги - разные. Когда несоответствие желаемого и действительного обнару­живается в готовом госзадании, прихо­дится вносить в него изменения. Но при этом все нормативы рассчита­ны, объем финансирования и стои­мость услуги определены. Внесение изменений в задание - достаточно тру­доемкий процесс. Но такие казусы встречаются сплошь и рядом.

Что касается качества услуг, то его показателем необязательно должно быть количество посетителей. Учреди­тель определяет показатели в зависи­мости от того, как он хочет замотиви-ровать учреждение. Например, надо увеличить количество театральных постановок для детей или специали­зированных выставок. Прогрессивная шкала и будет качественным показа­телем. Примеры показателей объемов и качества государственных (муници­пальных) услуг можно найти в Ком­плексных рекомендациях органам ис­полнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Феде­рального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской фе­дерации в связи с совершенствовани­ем правового положения государ­ственных (муниципальных) учрежде­ний», размещенных на официальном сайте Минфина России. Можно уста­навливать показатель в процентном соотношении. Например, заполняе-мость зала не менее 60%. А вот под­робная детализация в этом случае -100-200 человек - не всегда оправда­на. Лучше брать обобщенные либо динамические показатели (в течение года планируется увеличение потока посетителей на 30% и т. п.).

- Многие беды учреждений куль­туры исходят из неумения плани­ровать свою деятельность. Изме­нилось ли что-то в лучшую сторону за последний год? Насколько эффек­тивнее работать с планом финан­сово-хозяйственной деятельности, в отличие от бюджетной сметы?

Учреждения лукавят, когда гово­рят, что система планирования им не знакома. Ранее они составляли смету доходов и расходов и по приносящей доход деятельности, и по бюджетным средствам. Значит, навыки по состав­лению плана у них есть.

План, конечно, создавать труднее, чем смету. Он более детальный, требу­ет проработки и анализа, регулярных корректировок. Но в сметы мы тоже постоянно вносили изменения. Другой вопрос, что это новая форма, для многих непривычная. Вероятно, боль­шинство проблем именно из-за этого.

Грамотное планирование зависит не только от бухгалтеров и экономистов, но и от состояния управленческого ру­ководства учреждения в целом. Долж­на быть внутренняя организация у персонала, а также стремление выйти за стереотипы, некий творческий и од­новременно рациональный подход к организации деятельности. Поиск но­вых нетрадиционных решений. Умение не боясь вносить коррективы в уже на­лаженный процесс. Это, безусловно, трудно. Куда проще работать в строго заданных рамках, как было со сметой.

Кроме того, смету строго контроли­ровало казначейство. А план - само­стоятельный продукт бухгалтера (фи­нансиста, плановика). Отсюда - страх наделать ошибок, оформить что-то не так, забыть внести какие-то исправ­ленные показатели.

Но, в принципе, можно вносить из­менения несколько раз в год, по мере их накопления, это не столь пробле­матично. План - это документ между учреждением и учредителем. Главное, чтобы они понимали друг друга, общ­ность поставленных задач.

- По истечении определенно­го времени с момента выхода За­кона № 83-ФЗ можете оценить, правильно ли было относить уч­реждения культуры в статус бюд­жетных? Может быть, их следова­ло оставить казенными, на полном гособеспечении?

Было бы странно, если бы учреж­дения культуры перевели в статус ка­зенных. Это противоречит их приро­де (вернемся к той же приносящей доход деятельности). А вот в авто­номные - вполне возможно. Разница между бюджетными и автономными учреждениями сейчас минимальна, плюс - счет можно в коммерческом банке открыть. У автономных учреж­дений легче организована система госзакупок в связи с принятием Зако­на № 223-ФЗ1. А для учреждений культуры, которым приходится про­изводить много закупок, это очень важно.

- Как будет развиваться рефор­ма дальше, к каким нововведениям готовиться учреждениям?

Сейчас внесены поправки в Бюд­жетный кодекс РФ с целью оптимиза­ции государственного (муниципаль­ного) контроля, реализации про­граммного бюджета, а также приведения в порядок нормативной базы в целом. Предполагается внести изменения (дополнения) в Постанов­ление № 6712, которые направлены на приведение его в соответствие с на­чавшейся правоприменительной практикой.

Еще одно направление - разра­ботка государственных программ, увязанных с госзаданиями. Должна быть выстроена некая вертикаль: от государственного задания учрежде­ния - к государственной программе Российской Федерации, когда зада­ния являются «кирпичиками», из ко­торых формируется госпрограмма. Наверно, в этом направлении и бу­дет развиваться дальше законода­тельство и подзаконная база.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль