Изменения бюджетной классификации - процесс необратимый

8873
 Кузьмин И.Ю.
Начальник Отдела методологии бюджетной классификации Департамента бюджетной методологии
Изменения бюджетной классификации давно стали притчей во языцех. Уточняющие поправки в Указания по порядку ее применения вносятся по нескольку раз за год. Минфином России регулярно выпускаются системные письма, конкретизирующие отражение разного рода хозяйственных операций по кодам КОСГУ и видов расходов, проводится иная разъяснительная работа. И несмотря на это поток вопросов от бухгалтеров неиссякаем. О том, как будет развиваться бюджетная классификация в дальнейшем, и что учесть при работе с ней, рассказывает наш эксперт.

Ситуация с бюджетной классификацией напоминает оживший вулкан: чуть оступишься – станешь жертвой нецелевого использования бюджетных средств. Почему нельзя раз и навсегда установить некие правила и не менять их ежегодно?

– Бюджетная классификация не всегда изменяется глобально, но процесс этот действительно необратим. Меняются цели расходования средств (вводятся новые целевые статьи), полномочия учреждений, источники финансирования, расходные обязательства и пр. Все это влечет за собой какие-то поправки в порядок применения классификации.

Кроме того, сегодня мы находимся на пути важной реформы – переход к программному бюджету. Правительством РФ 30 июня 2010 г. было принято постановление № 1101-р <Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.>. Лейтмотив этого документа – поэтапный переход к формированию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на базе государственных программ.

Госпрограмма – некий аналог федеральной целевой программы. Фактически это целая макроэкономическая категория, покрывающая некую отрасль, и вбирающая в себя весь объем ассигнований, направляемых на ее поддержку.

Как, например, госпрограмма здравоохранения.

С позиции бюджетной классификации, госпрограмма, образно говоря, – промежуточный уровень между целевой статьей снизу и разделом, подразделом сверху. Переход на госпрограммы включает три этапа: корректировку перечня разделов, подразделов; корректировку перечня видов расходов; переход к программной структуре расходов бюджета.

Первый и второй этапы выполнены. Разделы, подразделы были поправлены в 2010–2011 гг., а в 2012 г. на федеральном уровне впервые введен перечень видов расходов. В скором времени он будет распространен на уровень субъектов РФ.

Означает ли это, что в ближайшей перспективе будут корректироваться целевые статьи?

– В части классификации расходов корректировка перечня целевых статей, безусловно, – главное мероприятие.

В июле 2012 г. в Госдуму ФС РФ был внесен законопроект о поправках в Бюджетный кодекс РФ, касающихся формирования программного бюджета. Законопроект включает две инновации в части бюджетной классификации. Об одной я уже сказал – распространение перечня видов расходов, применяемых на федеральном уровне, на все уровни бюджетной системы (субъекты РФ, муниципалитеты, государственные внебюджетные фонды).

Перечень видов расходов будет включен в Бюджетный кодекс РФ, полномочия по его утверждению будут закреплены за Минфином России.

Вторая инновация – это корректировка перечня целевых статей. В соответствии с действующим законодательством целевые статьи формируются исходя из расходных обязательств бюджета. Планируется же установить норму, согласно которой будет возможно формирование целевых статей, основываясь не на некоем мифическом наборе расходных обязательств, а на базе утвержденных государственных программ.

…сегодня мы находимся на пути важной реформы – переход к программному бюджету…

При переходе к программной структуре целевой статьи важно сохранить действующие аналитические категории, в особенности разного рода федеральные целевые программы, объекты бюджетных инвестиций, публичные обязательства, а также целевые мероприятия (например, Олимпийские игры в Сочи, закупки в рамках государственного оборонного заказа, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу и т. д.).

Скорее всего, указанный законопроект пройдет процедуру утверждения до апреля 2013 г. и бюджеты 2014–2016 гг. мы будем составлять уже в новом формате.

Как будет формироваться кодировка госпрограммы?

– Структура госпрограммы включает федеральные целевые программы и подпрограммы, которые представляют собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия.

В принятые сегодня семь знаков кода целевой статьи невозможно вместить одновременно и программную составляющую, и действующие аналитические категории. Скорее всего, с принятием программного бюджета будет проведена корректировка разрядности и количество знаков в коде возрастет до девяти. При этом либо код классификации расходов должен возрасти (с 20 до 22 знаков), либо придется какой-то из действующих его элементов сократить.

Поскольку бюджетная классификация – одна из составляющих бюджетного учета, а ее коды интегрируются в номера счетов, любая корректировка разрядности повлечет за собой поправки и в учете.

Чтобы не порождать дополнительные затраты на реформирование бюджетного учета, необходимо, насколько это возможно, уместиться в действующей структуре кода бюджетных спецификаций. Для этого будет введено буквенное кодирование разделов, подразделов.

При этом в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации появится норма о том, что органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления будут вправе самостоятельно определять структуру кода целевой статьи исходя из структуры их государственных (муниципальных) программ и подхода к планированию ассигнований в программной части бюджета. С 2014 г. общая идеология по формированию кода целевой статьи, в частности разрядности, будет всецело определяться на местах.

Как в бюджетную классификацию впишутся госпрограммы, принятые на разных уровнях бюджетов – федеральном и субъектов РФ?

– Действительно, у Российской Федерации могут быть свои программы, а у субъектов РФ – свои. При этом не факт что мероприятие, финансируемое из федерального бюджета в виде межбюджетного трансферта, адекватно впишется в структуру региональной программы.

Соответственно возникнет конфликт между целевыми статьями бюджетов разных уровней. Чтобы избежать такой ситуации, с 2014 г. планируется отказаться от сквозного применения целевых статей.

В 2012 г. была впервые введена классификация видов расходов. Какие проблемы возникли у учреждений при ее внедрении?

– У федеральных органов государственной власти была масса вопросов о применении видов расходов, но несмотря на сложности из 83 субъектов РФ 46 приняли действовавший перечень.

С 2013 г. согласно Указаниям № 171н структура видов расходов поделена на группу, подгруппу, элемент. Кроме того, виды расходов разделены на группы по видам бюджетных ассигнований: оказание государственных (муниципальных) услуг, социальное обеспечение, бюджетные инвестиции, субсидии и т. д. Фактически, мы имеем восемь групп видов расходов. В части заработной платы работников учреждений применяется группа 100; госзакупок – 200, налогов и исполнительных актов – 800 и т. д.

Отмечу важные особенности применения некоторых видов расходов.

Согласно положению Трудового кодекса РФ работнику, направляемому в командировку, гарантируется оплата расходов, связанных с проездом и проживанием. При этом возможны два варианта оплаты. Учреждение может заключить контракт со сторонней организацией, согласно которому будет приобретать билеты на проезд работника, оплачивать ему проживание в гостинице.

Расходы по данному контракту должны отражаться по коду 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

Также оплата командировочных может осуществляться посредством выдачи работнику денег под отчет, либо компенсации понесенных им расходов из собственных средств. В этом случае применяется код 122 или 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».

В классификации введена отдельная позиция видов расходов по закупке товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий – код 242. В прошлом году существовала проблема, какие именно затраты на этот код относить (услуги связи, приобретение компьютеров, доступ в Интернет и пр.).

Чтобы устранить все вопросы и помочь публично-правовым образованиям более четко сформировать ассигнования на 2013 г. Минфином России было направлено письмо № 16-01-08/551, содержащее разъяснения о том, что относится к сфере ИКТ, а что нет.

Дело в том, что существуют некие пограничные позиции. Например, медицинское оборудование (аппараты УЗИ и т. п.), которое имеет в своем составе такие компоненты, как монитор, клавиатура, мышь, принтер. Соответственно некоторые учреждения отразили покупку данного оборудования по коду 242. Это неправильно. Чтобы снять проблему, в Указаниях № 171н размещен перечень оборудования, которое к сфере ИКТ не относится.

Еще один интересный вид расходов – исполнения судебных актов – подгруппа 830. Многие учреждения решили, что любой судебный акт о взыскании (некоего пособия либо долга по госконтракту), исполняется по коду 830. Это не так.

Данный код отражает лишь отдельные затраты на исполнение судебных актов, которые в силу своей природы не могут быть отнесены к другим позициям.

…единый перечень видов расходов будет применятся на всех уровнях бюджетной системы…

Допустим, учреждение приобретает мебель. Заключает контракт с поставщиком, выдает ему аванс 30% от стоимости, потом получает мебель. Далее необходимо выплатить остаток долга – 70%. Если учреждение задерживает вторую часть оплаты, поставщик вправе обратиться в суд. Если он выиграет дело, появляется судебное решение, в котором говорится о том, что с учреждения взыскивается сумма долга плюс проценты в виде штрафов за срыв сроков оплаты госконтракта и судебные издержки.

В учете закрытие кредиторской задолженности отражается по тому виду расходов, по которому она образовалась.

В нашем примере покупка мебели отражена по коду видов расходов 244 и коду 310 КОСГУ. Если бы учреждение приобретало компьютер, использовался бы код 242 и код 340 КОСГУ.

В части покрытия судебных издержек за срыв сроков оплаты контрактов, всегда используется код 831.

Судебные издержки – это покрытие расходов истца на оплату государственной пошлины, труда адвоката, свидетеля, некоего эксперта. Если в силу решения суда, учреждение обязано эти издержки компенсировать, расходы должны отражаться по коду вида расходов 830 в увязке с кодом 290 КОСГУ.

Согласно Налоговому кодексу РФ есть ряд плательщиков, которые освобождаются от уплаты госпошлины. В этом случае по итогам решения суда обязанность по ее уплате будет возложена на учреждение.

Соответственно возникнет не возмещение издержек, а именно уплата госпошлины. При этом расходы будут отражаться не по коду 830, а по подгруппе «Налоги», в частности коду 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей».

Любого рода пени, штрафы, проценты по налогу на имущество и земельному налогу отражаются по подгруппе видов расходов 850.

У бухгалтеров возникает немало вопросов о том, с какими кодами КОСГУ применяются те или иные виды расходов…

– Чтобы снять эти вопросы, в Указание № 171н вошло новое приложение. Это таблица увязки кодов видов расходов и КОСГУ. Данное приложение применяется только при исполнении федерального бюджета.

Какие острые моменты вы бы отметили в части применения КОСГУ?

– В течение финансового года Минфин России направляет пользователям большое количество разъяснительных писем (как индивидуальных ответов на вопросы учреждений, так и системных, которые применяются всеми участниками бюджетного процесса) по КОСГУ. Важно помнить: если письмо не системное, то оно жестко привязано к конкретной ситуации, и может не подойти для другого учреждения.

…в Указание № 171н вошло новое приложение – таблица увязки кодов видов расходов и КОСГУ…

Свои подводные камни имеются и у писем прошлых лет. Известно, что ежегодно выходят новые Указания о порядке применения бюджетной классификации.

Соответственно старые письма, представляющие порядок применения утратившего силу приказа, уже не действуют.

Поэтому как аргумент при работе с Федеральным казначейством или контролирующими органами они не работают.

Главный вопрос бухгалтеров состоит в том, что Указания о порядке применения бюджетной классификации не учитывают всего богатства финансовых активов, услуг, которые учреждения приобретают в процессе своей деятельности. Например, организация покупает телевизор.

В указаниях понятия «покупка телевизора» нет. Однако перечни расходов и доходов, относимые к статьям (подстатьям) КОСГУ являются открытыми. В преамбуле каждой статьи есть фраза: «на другие аналогичные доходы или расходы». Телевизор – это не финансовый актив, не работа и не услуга, а некий овеществленный предмет. Соответственно покупаем его по группе 300. Если срок его полезного использования больше 12 месяцев, относим на статью 310, а если меньше – на статью 340 КОСГУ.

Большой пласт проблем связан с формированием госконтрактов. Например, предмет контракта обозначен как «работы по созданию центра обработки и хранения данных, в т. ч. разработка программного обеспечения, поставка оборудования, прокладка локальной сети, обу чение персонала». Учреждение планировало оплатить его скопом по статье 310 КОСГУ, не учитывая разнородность позиций. Это неправильно. Данный контракт следует четко расписать: покупка оборудования – группа 300 (коды 310, 340); покупка прав на ПО, услуги по обучению – коды 226, 320; прокладка локальных сетей – код 226, ремонт серверных помещений – код 225 КОСГУ и т. д.

Еще одна вечная проблема – расходы на благоустройство. Ни в одном нормативном акте нет понятия «благоустройство». То ли это работы, то ли услуги, то ли уборка помещений, то ли очистка здания. Поэтому любой договор с предметом «благоустройство» необходимо относить на соответствующую статью (подстатью) КОСГУ исходя из экономической сущности приобретаемых услуг, товаров или работ. Например, часто благоустройством называют ремонт асфальтовых дорожек перед зданием. Ремонтные работы – это код 220 КОСГУ. Если покупаются работы по ландшафтному дизайну, используются коды 225, 226. Если под понятием «благоустройство» подразумевается покупка некоего финансового актива (скамейки, фонтаны и пр.), необходимо применять группу 300 КОСГУ.

Аналогично экономическую сущность производимых расходов следует учитывать при приобретении рекламных услуг.

…при применении КОСГУ бухгалтерам надо вникать в экономическую составляющую каждой хозяйственной операции…

Например, согласно рекламной компании подрядчик должен оказать услуги по освещению деятельности учреждения в СМИ, на уличных баннерах и т. д. Никаких материальных активов учреждение при этом не приобретает, следовательно, применяет код 226 КОСГУ. Если реклама заключается в том, что учреждение купило баннер и повесило его в центре города, то используются коды 310, 340 КОСГУ (баннер – это нефинансовый актив). Также нельзя оплачивать рекламу в Интернете по тому же коду, что и услуги связи, будь то размещение баннера на сайте или рассылка рекламного спама по почтовым ящикам. Применяем только код 226.

Одним словом, бухгалтерам надо вникать в экономическую составляющую каждой хозяйственной операции и внимательно читать Указания о порядке применения бюджетной классификации.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 16.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль