Справка о доходах обязательна

1330
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Ушедший 2012 г. ознаменовался принятием принципиальных решений в сфере совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, в т. ч. в отношении их руководителей. Так, подп. «ж» п. 1 Указа № 5971 предусмотрено создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Какие меры принимаются сегодня в целях реализации указаний Президента РФ и чего ждать руководителям учреждений, рассмотрим в данной статье.

Новые правила вознаграждения

В развитие положений Указа № 597 распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р была утверждена Программа по этапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг. (далее – Программа, Распоряжение № 2190-р).

Программа содержит комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими госуслуг.

В разделе II Программы (в рамках анализа текущей ситуации) обращено внимание на то, что введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда, увеличению дифференциации между заработной платой руководителя и работников учреждений. Например, в отдельных федеральных государственных учреждениях зарплата руководителей в 10 раз превышает заработок основного персонала. Для исправления ситуации предлагается:

  • устранить необоснованную дифференциацию в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
  • перевести персонал учреждений, включая руководителей, на «эффективный контракт».

Исходя из вышеизложенного, к числу основных задач отнесено создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений (разделы III, VIII Программы). В соответствии с разделом VI Программы данную задачу предполагается решить в рамках первого этапа (2012–2013 гг.) посредством реализации следующих мероприятий: 1) введение взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника, и установление соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
2) отмена неэффективных стимулирующих выплат;
3) внесение изменений в постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Постановление № 583), в т. ч. в части уточнения норм по содержанию примерных положений об оплате труда работников с учетом введения увязанных с целевыми показателями развития отраслей показателей и критериев оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностей регулирования оплаты труда работников, регламентации оплаты труда руководителей;
4) утверждение федеральными органами исполнительной власти целевых показателей эффективности деятельности федеральных бюджетных и казенных учреждений и их руководителей (а также руководителей автономных учреждений), рекомендаций по установлению целевых показателей эффективности деятельности федеральных автономных учреждений в части выполнения госзадания с учетом введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения, изменений, вносимых в примерные положения об оплате труда, в т. ч. в части условий оплаты труда руководителей, включая стимулирующие выплаты, критерии, размеры и условия их осуществления;
5) утверждение методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности подведомственных учреждений, их руководителей и работников по сферам деятельности, видам учреждений и основным категориям работников;
6) установление органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, периодичности оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей в соответствии с положениями «дорожных карт» по каждой сфере деятельности организации;

Для справки

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р утвержден Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета в отношении руководителя. Таким образом, руководители учреждений, включенных в указанный Перечень (всего 45 организаций), смогут получать практически неограниченную зарплату.

7) с 2013 г. установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя и работников федерального государственного учреждения в кратности от 1 до 81;
8) заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы. В качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат предусмотрено соотношение средней зарплаты работников возглавляемого им учреждения, и средней зарплаты по соответствующему субъекту РФ с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту РФ, определенных указами Президента РФ. Также в типовой форме трудового договора будет предусматриваться конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что способствует повышению эффективности его работы (с 2013 г.).

Согласно подп. «а» п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее – Закон № 280-ФЗ) в ст. 275 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) внесено дополнение, согласно которому трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Подробный план мероприятий с указанием сроков их реализации, ответственных исполнителей и ожидаемых результатов приведен в приложении № 2 к Программе.

Не забудьте отчитаться о доходах!

Из положений Указа № 597 и Распоряжения № 2190-р следует, что обеспечение прозрачности оплаты труда руководителей учреждений подразумевает не только внедрение понятных правил установления вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат, других элементов заработной платы, но и вменение в обязанность представлять сведения о доходах, как своих, так и членов семьи.

Так, согласно разделу IV Программы на 2012–2013 гг. запланировано формирование нормативной правовой базы и организация мероприятий по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) руководителя учреждения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.

Одним из первых шагов в данном направлении явилось принятие Закона № 280-ФЗ, анализ норм которого позволяет утверждать, что они направлены на предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений.

В частности, устанавливаются дополнительные ограничения на исполнение кредитными организациями, Банком России, организацией, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, обязанности по соблюдению банковской тайны. К примеру, ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена положением, согласно которому кредитная организация выдает уполномоченным органам справки по операциям, счетам и вкладам граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, а также лиц, замещающих указанные должности. Выдача справок осуществляется при наличии запроса, в случае проведения проверки в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ).

В свою очередь, ст. 3 Закона № 280-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Закона № 273-ФЗ. Согласно им сведения о доходах теперь должны предоставлять руководители учреждений и лица, претендующие на замещение этой должности. Данная обязанность закреплена в ч. 4 ст. 275 ТК РФ и осуществляется в порядке, установленном для руководителей:

  • федеральных госучреждений – Правительством РФ;
  • госучреждений субъектов РФ – нормативным правовым актом данного субъекта РФ;
  • муниципальных учреждений – нормативным правовым актом органа местного самоуправления (подп. «б» п. 2 ст. 2 Закона № 280-ФЗ).

Проверка достоверности и полноты представленных указанными лицами сведений осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. При этом полномочия по направлению запросов в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя учреждения (претендента на эту должность) определяются Президентом РФ.

Непредставление гражданином при поступлении на должность руководителя сведений о доходах или представление заведомо недостоверных либо неполных сведений является основанием для отказа в приеме на работу.

Если гражданин уже работает в соответствующей должности, невыполнение им обязанности по представлению сведений о доходах является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности и увольнение с работы в учреждении.

В целях обеспечения реализации данного положения ч. 1 ст. 81 ТК РФ дополнена п. 7.1, согласно которому непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих (а также супруга (супруги) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, является основанием для расторжения трудового договора по инициативе последнего.

В случае непоступления гражданина на должность руководителя учреждения представленные им сведения о доходах в дальнейшем не могут быть использованы и подлежат уничтожению, т. к. они отнесены законом к информации ограниченного доступа.

Закон № 280-ФЗ вступил в силу 01.01.2013. Руководители обязаны представить сведения, начиная с доходов за 2012 г. (ст. 4 Закона № 280-ФЗ).

Таким образом, разработке и внесению на утверждение в Правительство РФ подлежат проекты нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений рассмотренного выше Закона, включая постановления:

  • об утверждении порядка представления руководителем учреждения (претендента на замещение должности) сведений о доходах своих и членов своей семьи – в месячный срок после вступления в силу Закона № 280-ФЗ;
  • об утверждении порядка проверки достоверности и полноты сведений, представленных руководителями учреждений (претендентами на должность), – в 3-месячный срок после вступления в силу Закона № 280-ФЗ (п. 11 раздела II «Создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей» Плана мероприятий (приложение № 2 к Программе)).


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль