Новый имидж библиотеки

1311
 Коробкина Т.
Директор Государственно- го бюджетного учрежде- ния культуры г. Москвы «Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева»
С развитием информационных систем традиционные печатные издания теряют свою популярность. Данная тенденция отражается и на деятельности библиотек, которые должны приложить немало усилий, чтобы привлечь в свои стены посетителей. Между тем, основная часть библиотек с введением Закона № 83-ФЗ получила статус бюджетных учреждений. Это обязывает их организовывать конкурентные услуги и дает простор для дополнительного заработка. О том, стало ли библиотекам жить легче, работая в рамках госзаданий, рассказывает эксперт номера.
  • – Оправдал ли ваши ожидания Закон № 83-ФЗ?
  • – Данный закон пообещал нам свободу, однако на деле ее пока нет. Возникла другая система финансирования. Не менее жесткая, чем та, что существовала до реформы. Раньше весь бюджет учреждения расписывался по смете, постатейно, очень трудно было перевести денежные средства с одной статьи на другую. Но при этом мы могли полностью получить бюджетные средства, скажем, на ремонт на подстатью 225 КОСГУ, в рамках общего сметного финансирования. Сегодня действует система субсидий. Требуется доказать необходимость данных затрат, составить техническое задание и смету, согласовать их с учредителем, произвести сложный маркетинговый расчет, оформить многостраничную документацию, разместить электронную информацию на портале госуслуг, провести торги. Это трудоемкий и длительный процесс.
  • – Возможно, все дело в неумении четко планировать свою деятельность?
  • – Пока мы не перешли на нормативное планирование деятельности учреждения. Оно осуществляется по смете, в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Осенью библиотека составляет заявку на очередной финансовый год. На ее основе формируются субсидия на выполнение государственного задания (на текущее финансирование) и некоторые другие целевые субсидии (например, на обслуживание информационной системы библиотеки). Под эти деньги учреждение составляет план финансово-хозяйственной деятельности. Финансирование просчитано до последнего рубля. Мы заранее знаем, на что нам точно не хватит денежных средств. Например, в прошлом году не были запланированы средства на расходные материалы и хозяйственные нужды. Эти затраты осуществлялись только за счет приносящей доход деятельности. К сожалению, в 2012 г. мы не смогли добиться от учредителя выделения средств на приобретение электронных баз данных, что снижает конкурентные преимущества нашей библиотеки. Например, не получилось обеспечить наших пользователей доступом к базе диссертаций ФГБУ «Российская государственная библиотека». Согласно тарифам указанного учреждения плата за подключение к базе для муниципальных библиотек составляет 10 тыс. руб., государственных 100 тыс. руб. Это существенная сумма. Без бюджетных вливаний нам ее не потянуть. Аналогичная ситуация сложилась и с приобретением электронных библиотечных систем. В результате мы наблюдаем отток студентов, а до недавнего времени это был наш основной пользователь. Существует предвзятое мнение, что библиотекам нужны только книги и бумажная периодика, а все остальное – необязательно. Между тем без развития электронных ресурсов современное учреждение культуры существовать не может.
  • – С какими еще проблемами при формировании госзадания вы сталкиваетесь?
  • – Приказом Министерства культуры РФ № 3911 библиотекам рекомендовано использовать при составлении госзадания девять государственных услуг. Из этого перечня Департамент культуры г. Москвы выбрал всего две: «Осуществление библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки» (в г. Москве показатель называется «Количество зарегистрированных пользователей») и «Формирование фонда библиотеки» (в г. Москве – «Работа по комплектованию и учету фондов библиотеки»). Кроме того, в задание включается работа по оцифровке фондов библиотеки. Но я считаю, что это неправильно, потому что публичные библиотеки не должны заниматься оцифровкой, это не их дело. Указанная задача возложена на три национальные библиотеки, формирующие «национальную элект ронную библиотеку». Если основным показателем финансирования деятельности библиотек и впредь останется «число зарегистрированных пользователей», то они рискуют повторить судьбу школ, где деньги выделяются на каждого ученика (в нашем случае – на каждого зарегистрированного пользователя). Получается такая картина: читатели ходят в библиотеку исключительно для того, чтобы менять книги. А если учреждение организовывает тематические вечера, кинопоказы, другие культурно-массовые мероприятия, то нужно заставить каждого посетителя предварительно записаться в библиотеку… Учредители не учитывают многофункциональность современных библиотек, не формируют госзадание на ее основе, но постоянно заставляют отчитываться о проведенных культурно-массовых мероприятиях. Финансирование библиотек по показателю «объем фонда» ведет к тому, что увековечиваются устаревшие фонды и у библиотек исчезает мотивация к их обновлению. На мой взгляд, в основе госзадания должны быть такие показатели, как «посещаемость» и «обновляемость фонда». Только они позволяют судить об эффективности работы библиотеки, ее умении гибко реагировать на запросы потребителей. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт.
  • – Проблема снижения популярности российских библиотек понятна. Но как в существующих условиях все-таки привлечь посетителей?
  • – Социологические исследования показывают, что чтение перестало быть жизненной потребностью людей. Если считать, что в библиотечных фондах должны быть только бумажные книги, то это верный путь к их закрытию. Учреждениям нашей сферы очень трудно привлечь внимание посетителей, особенно в мегаполисе. В Москве ежедневно происходит порядка 300 культурных событий. Проблему, как ни странно, усложняет местоположение нашего учреждения – центр города. Здесь сосредоточена деловая жизнь (т. е. отсутствует нужный нам контингент), много конкурентных учреждений. Мне кажется, что самое эффективное средство для привлечения публики – это социокультурные проекты типа «Библионочи». Эта общероссийская акция стартовала в 2012 г. вслед за ставшей традиционной «Ночью в музее» и осуществляется при поддержке Департамента культуры г. Москвы. В нашу первую «Библионочь» учреждение работало до часа ночи. Мы наблюдали нескончаемый поток посетителей. Казалось бы, неужели они не могли прийти раньше, днем, в выходные? Но в современном мире каждому событию нужна своя «упаковка» и реклама. Посетителей в библиотеку привлекла общегородская акция, поддержанная СМИ. Однако помимо таких проектов требуется повседневная планомерная работа, направленная на совершенствование обслуживания посетителей: не бояться менять стиль общения, создавать комфортную остановку и пр. Например, с помощью Wi-Fi. Люди приходят с ноутбуками, берут книги, составляют их электронные конспекты и чувствуют себя очень комфортно. Библиотеки постепенно становятся местом, где хочется бывать помимо работы и дома. Для большей комфортности мы открыли в учреждении кафе, но это пока исключительное явление в г. Москве.
  • – Кафе – совершенно иной вид деятельности, как вам удалось его организовать?
  • – Это структурное подразделение библиотеки. Прежде чем открыть кафе, мы тщательно продумали с юристами схему его работы. Часть обслуживающего персонала – это сотрудники библиотеки (заведующая, повара), а часть (официант, менеджер) – работает в соответствии с оказываемыми компанией-исполнителем услугами аутсорсинга. Наше кафе – не только место, где едят, это еще и площадка для культурных мероприятий. Небольшие творческие сообщества организуют здесь музыкальные и литературные вечера, мастер-классы, дискуссии. Открытие кафе придало новый имидж библиотеке в глазах общества, особенно молодого поколения. Мы смогли привлечь к себе музыкальные объединения, музыкантов-любителей, актеров, литераторов. Это совершенно иной круг пользователей. Так нарабатывается авторитет учреждения в глазах жителей мегаполиса.
  • – Остались ли в вашем арсенале традиционные библиотечные платные услуги, например, ксеро-копирование?
  • – Ксерокопирование было основной платной услугой библиотеки в последние 10-20 лет. Читатели были счастливы, что не надо переписывать текст от руки или выдирать страницы из книг, а можно сделать их копии. Сейчас это практически никому не нужно. В настоящее время существует острая потребность в электронном копировании, но оно запрещено Гражданским кодексом РФ. Книги за деньги выдать нельзя, потому что в нашей стране не существует системы отчисления авторам процента от полученного библиотекой дохода. Ноты нельзя даже на бумаге копировать. Электронные ресурсы также выдавать на дом нельзя (фильмы, музыкальные диски, аудиокниги). Разрешается только их предоставление в стенах библиотек без возможности копирования. Ну кто же будет сидеть в читальном зале и слушать несколько часов какую-то радиопостановку? Некоторые библиотеки подписывают договор с читателем, что он ни в коем случае не будет копировать произведение, но, с моей точки зрения, это не отменяет закона об авторском праве. Справочно-библиографические услуги уже не пользуются таким спросом, как раньше. В Интернете огромное количество ресурсов. Каждый пользователь считает, что он сам найдет нужную ему библиографическую информацию. Словом, от традиционных платных библиотечных услуг, связанных с книгой, ничего не остается.
  • – В таком случае на чем еще можно зарабатывать?
  • – Набирают популярность образовательные услуги (проведение семинаров, конференций, курсы иностранных языков (без выдачи дипломов), а также обучение компьютерной грамотности, поиску в Интернете, работе с банкоматами, информационными киосками, программой Adobe Photoshop и пр.). Это одно из самых перспективных направлений предоставления платных услуг. Справочно-библиографические услуги преобразуются в справочно-информационные. Читатели хотят получить текстовую информацию, а не библиографический список. Это резерв для развития платных услуг. Некоторые культурно-массовые мероприятия в библиотеке также проводятся за плату. Например, учреждение организует один-два раза в месяц платные концерты – «Музыкальная гостиная». Для продажи билетов нами приобретена билетная книжка.
  • – Какими нормативно-правовыми документами вы руководствуетесь при оказании платных услуг?
  • – Это устав учреждения, разработанное нами Положение о платных услугах, Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Закон г. Москвы от 23.12.2009 № 36 «О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы», приказ Департамента культуры г. Москвы от 03.05.2011 № 224.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль