Куда вписать платные услуги

2426
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Согласно действующему законодательству бюджетные и автономные учреждения имеют право оказывать населению платные услуги. Данные услуги могут выполняться в рамках приносящей доход деятельности, а также включаться в государственное (муниципальное) задание. О том, с какими подводными камнями может столкнуться учреждение, организовывая платную деятельность, читайте далее.

Уточняем устав

Общие права по оказанию платных услуг закреплены для бюджетных учреждений в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), а для автономных учреждений – в ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ). Обе нормы одинаковы по сути. С целью детального анализа приведем одно из положений полностью. Итак, бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Читайте также статью "Платные услуги в бюджетном учреждении в 2016 году"

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, платные услуги должны обязательно соответствовать основным видам деятельности организации, перечисленным в ее уставе.

При этом учреждение не обязано оказывать платные услуги по всем предусмотренным в уставе видам деятельности. То есть в уставе могут быть предусмотрены основные виды деятельности, в рамках которых учреждение планирует в будущем оказывать платные услуги (но сейчас не оказывает).

Нормативный документ

Основной деятельностью бюджетных и автономных учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы (ч. 1 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Однако произвольно отнести все виды деятельности, в рамках которых учреждение оказывает платные услуги, к основным уставным нельзя. Целью создания государственных (муниципальных) учреждений является обеспечение реализации полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления).

Это означает, что, например, в детском саду могут оказываться услуги населению за плату, соответствующие только тем полномочиям муниципального образования, являющегося его учредителем, которые прописаны в целях создания учреждения.

Пример

Муниципальный детский сад, действующий в статусе бюджетного учреждения, намерен оказывать платную услугу по прокату коньков. Но в его уставе указано, что «целью учреждения является реализация гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования». Такая цель соответствует полномочию органа местного самоуправления – «организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района» (п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее – Закон № 131-ФЗ).

Для оказания платной услуги по прокату коньков необходимо:

  • поменять формулировку цели создания учреждения в уставе, сделав ее либо более общей1, либо дополнив указанием на такое полномочие муниципального района, как «обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта» (п. 26 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ);
  • включить в перечень основных вид деятельности, в рамках которого будет оказываться соответствующая платная услуга.

Включать ли в госзадание

Как указывалось выше, платные услуги могут включаться в государственное (муниципальное) задание бюджетного и автономного учреждения. Согласно ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) задание может содержать «предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ».

Основное условие, на котором сделан акцент в приведенной норме БК РФ, – платные услуги включаются в задание, если это предусмотрено законодательством. Но в большинстве случаев федеральные законы, регулирующие предоставление услуг в социальной сфере, содержат расплывчатые формулировки по поводу их платности. И указывают лишь на то, что в соответствующей отрасли учреждения могут оказывать платные услуги (без конкретизации).

Нормативный документ

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» к ним, в частности, относят: обучение по дополнительным образовательным программам; преподавание специальных курсов и циклов дисциплин; репетиторство; занятия по углубленному изучению предметов и др.

Проблемы включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание заключаются в следующем:
1 общие нормы отраслевых законов не указывают, какие именно услуги учреждений могут быть платными, а какие должны оказываться бесплатно;
2 бюджетное и автономное учреждения не могут отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

официальное мнение

Елена Мухтиярова,
начальник отдела бюджетной политики в сфере культуры и средств
массовой информации – заместитель директора Департамента
бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Учреждению совершенно не выгодно включать прибыль, полученную в ходе реализации платных услуг, в структуру госзадания. Задание выполняется за счет субсидии. Учредитель в случае оказания государственного задания частично за плату должен уменьшить объем планируемой субсидии на объем планируемых к поступлению средств от оказываемых платных услуг. Так, с продажи билетов театр, к примеру, выручил миллион рублей, а общая стоимость государственного задания – два миллиона. Соответственно, учредитель должен отминусовать от субсидии заработанный на продаже билетов миллион. В итоге – объем задания останется прежним, а его обеспечение уменьшится вдвое. При этом нет никакой гарантии, что учреждение сможет заработать указанный миллион на билетах. Отсюда вывод – платную услугу следует отделять от госзадания и не включать в норматив расчета.
Предметом задания лучше устанавливать результаты деятельности (например, в учреждениях культуры это могут быть постановки, экспозиции, экскурсии, сохранность и доступность фондов и т. п.).

Иными словами, задание учредителя обязательно к исполнению. Все услуги в рамках задания оказываются учреждением в обязательном порядке. Но что касается не включенных в него платных услуг, выполнять их сверх задания или нет – собственное решение учреждения, обладающего таким правом (ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому если какая-то услуга является социально-значимой, учредителю следует включить ее в задание;

3 источником финансирования выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания являются субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (ч. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Это ограничение является наиболее значимым. Законодательство не предусматривает возможности, чтобы госзадание финансировалось не бюджетной субсидией. Для автономного учреждения таким источником являются «субсидии из соответствующего бюджета и иные не запрещенные федеральными законами источники» (ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

На практике это означает следующее: в задание бюджетному учреждению могут включаться только частично платные услуги, софинансируемые (в установленных пропорциях) потребителем (оплата стоимости услуги) и бюджетом (в форме бюджетной субсидии, включающей средства на предоставление услуги). Такие услуги, как правило, являются социально-значимыми.

Пример

В муниципальных учреждениях дополнительного образования детей хореографические секции являются платными. Однако установленный размер платы существенно ниже полной нормативной стоимости такой услуги, поскольку она была бы слишком велика для большинства родителей.

То, что данная услуга частично оплачивается из бюджета, подчеркивает ее социальнозначимый характер.

Порядок финансового обеспечения госзадания и методика расчета нормативных затрат на оказание госуслуг (в случае ее утверждения) не всегда предусматривают учет расходов на платные услуги. Дело в том, что очень сложно определить (спрогнозировать) суммы расходов, которые будут покрываться платой потребителей, и те, что придется финансировать из бюджета.

В отдельных случаях конкретная пропорция между бюджетными средствами и платой потребителей определена законами или нормативными правовыми актами. Например, согласно ч. 2 ст. 52.1 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» родительская плата должна составлять не более 20% затрат на содержание ребенка в образовательном учреждении для родителей (законных представителей) в общем случае и не более 10% – для родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей.

Вывод

В большинстве случаев платные услуги не рекомендуется включать в государственные (муниципальные) задания. Дело в том, что при этом в задании смешиваются источники финансирования услуг – бюджетные средства, выделяемые на нормативной основе, и средства потребителей.

Услугу, которую потребители оплачивают частично (например, занятия в секции хореографии), целесообразно разделить на бесплатную и платную составляющие. Бесплатная часть услуги, соответственно, включается в государственное задание, а платная – оказывается потребителям сверх него.

Исключениями являются прямо предусмотренные в федеральных законах случаи, когда отдельные составляющие государственной (муниципальной) услуги предполагают взимание платы с потребителей (например, родительская плата за содержание детей в детском саду).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 28.95%
  • Над составлением бюджетной сметы 10.53%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.79%
  • Над налоговой отчетностью 23.68%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль