План ФХД шаг за шагом

2902
 Буданова Л.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В основе экономических преобразований, которые переживают сегодня все учреждения бюджетной сферы, лежит концепция бюджетирования, ориентированного на результат. Иными словами – переход от управления затратами к управлению результатами. И в конечно итоге – достижение конкретных, измеримых и общественно значимых целей. Чтобы добиться этого, необходимо уметь грамотно планировать свою деятельность. Вот почему план финансово-хозяйственной деятельности является одним из важнейших документов автономного учреждения.

Читайте также статью "План финансово-хозяйственной деятельности учреждения"

История вопроса

Требование о необходимости формирования плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) автономных учреждений впервые было установлено Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ). В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ план ФХД является одним из документов, к которым учреждением должен быть обеспечен открытый доступ.

Далее правовое регулирование вопросов, связанных с планом ФХД автономного учреждения, было закреплено Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, которым установлено, что план составляется и утверждается в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и согласно требованиям, установленным Минфином России.

Во исполнение подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Минфином России был издан приказ от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее – Приказ № 81н). Данный документ в т. ч. призван регулировать единообразный подход к порядку составления и утверждения плана ФХД, а также упорядочить правовое регулирование данного вопроса.

При подготовке Приказа № 81н законодатели исходили из того, что организация работы с планом ФХД должна учитывать уже имеющийся опыт работы с бюджетной сметой бюджетного учреждения. В связи с этим принимались нормы, установленные Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н).

В соответствии с Приказом № 81н порядок составления и утверждения плана ФХД должен быть определен органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее – Учредитель) с учетом предлагаемых требований.

На данный момент всеми ведомствами утверждены приказы, регулирующие порядок работы с планом ФХД в различных отраслях.

Цели и задачи

Целью составления плана ФХД является обеспечение финансовой устойчивости деятельности автономного учреждения при выполнении задач, которые на него возложены Учредителем, а именно:

  • планирование общих объемов поступлений и выплат;
  • определение сбалансированности финансовых показателей;
  • планирование мероприятий по повышению эффективности использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;
  • планирование мероприятий по предотвращению образования просроченной кредиторской задолженности;
  • управление доходами и расходами.

Порядок составления

Как говорилось выше, план ФХД формируется и утверждается в соответствии с порядком и по форме, определенными Учредителем. Поэтому, разрабатывая план, учреждение в первую очередь должно руководствоваться указаниями Учредителя.

Законодательством предоставлено право Учредителю исходя из специфики отрасли устанавливать дополнительную детализацию планируемых показателей и периодичность составления плана (на 3 года, год, поквартально или даже помесячно).

Нормативный документ

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления и утверждения плана ФХД, являются: Федеральные законы от 08.05.2010 № 83-ФЗ и от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».

План ФХД составляется в два этапа: при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и после утверждения закона о бюджете.

На первом этапе составление плана осуществляется на основании представленной Учредителем информации о прогнозе планируемых объемов:

  • субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;
  • целевых субсидий;
  • бюджетных инвестиций;
  • бюджетных ассигнований на выполнение публичных обязательств в денежной форме перед физическим лицом, полномочия по исполнению которых от имени органа исполнительной власти передаются в установленном порядке учреждению.

На втором этапе проект плана корректируется учреждением исходя из представленных Учредителем после утверждения бюджета уточненных данных. Кроме того, в течение финансового года в план ФХД могут вноситься изменения.

Внесение изменений (в т. ч. периодичность) должно быть предусмотрено в соответствующем порядке составления плана ФХД, который утверждается Учредителем. Очевидно, что изменения, вносимые в план ФХД автономного учреждения, должны согласовываться с членами наблюдательного совета.

Запомнить

План ФХД составляется в рублях с точностью до двух знаков после запятой.

Структура плана

В соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № 81н, план ФХД в обязательном порядке должен содержать: заголовочную, содержательную и оформляющую части.

В заголовочной части плана указываются:
1 гриф утверждения документа, содержащий наименование должности, подпись (и ее расшифровку) лица, уполномоченного утверждать план ФХД, и дату утверждения;
2 наименование документа, с указанием периода представленных сведений;
3 дату составления документа;
4 наименование учреждения;
5 наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
6 дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);
7 наименование единиц измерения показателей, включаемых в план ФХД, их коды по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) и (или) Общероссийскому классификатору валют (ОКВ) и иные сведения.

Запомнить

В случае внесения изменений в показатели плана ФХД Приказом № 81н рекомендуется составлять новый план. При этом его положения не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений в предшествующий план.

Содержательная часть является основной как по объему информации, так и по значимости. Она включает текстовую (описательную) и табличную (поясняющую) части. В текстовой части в обязательном порядке указываются:

  • цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ или муниципального образования, иными нормативными правовыми актами и уставом учреждения;
  • виды деятельности учреждения, относящиеся к основным в соответствии с его уставом;
  • параметры государственного (муниципального) задания, установленного учреждению (наименование услуг (работ), планируемое количество оказываемых услуг (выполненных работ) на финансовый год, норматив финансовых затрат на оказание услуг, планируемый объем средств, получаемых за оказание услуг (выполнение работ));
  • параметры услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление (выполнение) которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе (наименование услуг (работ), планируемое количество оказываемых услуг на финансовый год, планируемый объем средств, получаемых за оказание услуг (выполнение работ));
  • информация о порядке установления и размере платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;
  • перечень движимого и недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждением, на дату составления плана;
  • общая балансовая стоимость недвижимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана (в разрезе стоимости имущества, закрепленного собственником имущества за учреждением на праве оперативного управления; приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества средств; приобретенного учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности);
  • общая балансовая стоимость движимого государственного (муниципального) имущества на дату составления плана, в т. ч. балансовая стоимость особо ценного движимого имущества;
  • сведения о наличии государственной регистрации права Российской Федерации и права оперативного управления учреждения на недвижимое имущество;
  • сведения об имуществе учреждения, переданном в аренду сторонним организациям;
  • сведения об имуществе, арендуемом учреждением или предоставленном учреждению по договору безвозмездного пользования.

В табличной части указываются:

  • показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана);
  • плановые показатели по поступлениям и расходам (выплатам) учреждения.

Запомнить

Таблица по показателям финансового состояния учреждения заполняется учреждением на основании фактических данных учета, а таблица по поступлениям и выплатам содержит плановые показатели.

Данные по балансовой стоимости имущества приводятся в табличной части. Здесь указываются наиболее важные показатели финансового состояния автономного учреждения на последнюю отчетную дату, предшествующую составлению плана. Стоимость имущества определяется исходя из перечня имущества, закрепленного за учреждением.

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в разрезе субсидий; бюджетных инвестиций; поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ) на платной основе, а также от иной приносящей доход деятельности; поступлений на предоставление публичных обязательств перед физическим лицом и пр.

В составе доходов должны быть указаны все доходы учреждения, получаемые как от некоммерческой (уставной), так и коммерческой (предпринимательской) деятельности. Доходы следует отразить в плане с такой детализацией, которая позволила бы сопоставить их с произведенными учреждением расходами.

Запомнить

Учредитель вправе установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат в разрезе видов оказываемых учреждением услуг (выполняемых работ).

Плановые показатели по расходам (выплатам) формируются учреждением в разрезе расходов (выплат) на: оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда; услуги связи; транспортные и коммунальные услуги; арендную плату за пользование имуществом; услуги по содержанию имущества; пособия по социальной помощи населению; приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и ценных бумаг (в случаях, установленных законодательством РФ) и пр.

Справочно указываются суммы пуб личных обязательств перед физическим лицом и иная информация, запрашиваемая по решению Учредителя.

Плановые объемы расходов (выплат), связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, формируются с учетом нормативных затрат, определенных в установленном порядке.

План по выплатам должен включать все расходы, планируемые учреждением на предстоящий год, в разрезе КОСГУ.

Несмотря на подробное изложение различных показателей в плане ФХД, учреждение самостоятельно определяет направление расходования средств, за исключением целевых субсидий, и представляет свои предложения Учредителю.

Таким образом, Приказ № 81н расширяет самостоятельность и ответственность учреждения. Однако при этом требует обеспечения публичности и открытости информации о его деятельности.

Утверждение плана

Оформляющая часть плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за сведения, включенные в документ. Это, в частности: руководитель автономного учреждения (уполномоченное им лицо), руководитель финансово-экономической службы (или иное уполномоченное руководителем лицо) и исполнитель плана.

Проект плана ФХД составляет финансовая служба исходя из планируемых показателей деятельности учреждения на предстоящий отчетный год.

Автономное учреждение, осуществляющее деятельность уже не первый год, может взять за основу показатели предыдущего плана и доработать их, а если план не был выполнен, то лучше отталкиваться от фактических показателей деятельности за предыдущий период. Учреждению, которое не имеет наработок для подготовки плана, за основу можно взять показатели учреждений и организаций, занимающихся оказанием аналогичных услуг в области образо вания, культуры, здравоохранения, спорта и других социальных сферах деятельности.

Рассмотрение подготовленного проекта плана находится в компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (подп. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Напомним, наблюдательный совет является одним из органов автономного учреждения, в который входят представители учреждения, общественности, исполнительных органов государственной власти и органов местного само управления. После рассмотрения проекта плана наблюдательный совет дает заключение, копия которого направляется Учредителю.

Утверждает план ФХД руководитель учреждения.

Взаимосвязь с заданием

План и государственное (муниципальное) задание являются схожими документами – оба содержат планируемые показатели и предписания, касающиеся деятельности автономного учреждения. Однако задание имеет иную направленность по сравнению с планом, в нем устанавливаются требования к качеству и объему (составу), порядку и результатам оказания учреждением услуг. В плане ФХД речь идет в основном о финансовых, а не о натуральных показателях деятельности по оказанию услуг, которые также могут быть задействованы в планировании как вспомогательные данные.

При разработке проекта плана следует учитывать задание Учредителя, т. к. положения данных документов не должны противоречить друг другу.

Для этого планируемые натуральные показатели по оказанию услуг (выполнению работ) задания должны быть взаимоувязаны со стоимостными показателями плана.

Отчетность

Как утверждают эксперты, еще на стадии составления плана ФХД осуществляется предварительный финансовый контроль за деятельностью учреждения. По факту исполнения плана также производится контроль достигнутых результатов, составляется Отчет учреждения об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Сопоставлением планируемых и фактических данных оценивается, насколько план выполнен. Если определенные цели не достигнуты, выявляются причины, повлиявшие на срыв плановых показателей.

Отчет об исполнении плана утверждается наблюдательным советом автономного учреждения. Копии документа направляются Учредителю (подп. 7 п. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.58%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.26%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.42%
  • Над налоговой отчетностью 10.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль