«Болевые точки» операций с субсидиями

925
 Фирсанова Н.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
При выполнении учреждением государственного (муниципального) задания у бухгалтеров возникает масса вопросов. Например, что делать, если в конце года остались неиспользованные средства, нужно ли вести учет затрат и калькулировать себестоимость услуг, как отразить расчеты с учредителем и операции с нефинансовыми активами? Попробуем разобраться в этих непростых ситуациях.

Предоставление субсидий

Автономные и бюджетные учреждения оказывают государственные (муниципальные) услуги на основе государственных (муниципальных) заданий. Денежные средства, необходимые для выполнения задания, поступают учреждениям в виде субсидий (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ), п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ)).

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 174-ФЗ, п. 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ порядок формирования задания и предоставления субсидий определяются:

  • для федеральных учреждений – Правительством РФ;
  • для учреждений субъектов РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • для муниципальных учреждений – местной администрацией.

Нормативный документ

Примерная форма государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) приведена в Приложении 3 к письму Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ».

Для федеральных учреждений действует постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». В нем указано, что субсидия на выполнение задания предоставляется учреждению на основании соглашения, заключенного им с учредителем.

Из положений ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ, п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 10.3 письма Минфина России от 16.05.2011 № 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ» (далее – Комплексные рекомендации) следует, что размер субсидии рассчитывается на основании:

  • нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в рамках государственного (муниципального) задания;
  • нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в т. ч. земельные участки.

Нормативный документ

Типовая форма соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания утверждена совместным приказом Минфина России № 138н, Минэкономразвития России № 528 от 29.10.2010.

Объем - величина переменная

Объем государственного (муниципального) задания – величина переменная.

Она зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждения, качества услуг (работ) и иных факторов (п. 4 Комплексных рекомендаций). Вместе с изменением объема задания изменяется и объем субсидии на его выполнение. Уменьшение субсидии возможно только при уменьшении объема задания (ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Если средства не использованы

Планируемые поступления средств субсидии, а также направления расходования этих средств утверждаются планом финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД). Порядок его составления и утверждения определяет учредитель (приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»).

Если в течение года по некоторым расходным статьям образовалась экономия средств, то учреждение вправе перераспределить их на иные выплаты в зависимости от своих потребностей. Оно может направить экономию на увеличение заработной платы, на выплату командировочных расходов и пр. План ФХД в таком случае необходимо уточнить. Об этом сообщал Минфин России в письмах от 09.08.2012 № 02-13-06/3106, от 12.07.2012 № 02-13-06/2701, от 12.07.2012 № 02-13-06/2703.

Остатки средств субсидии на выполнение задания, которые не были израсходованы учреждением в текущем году, используются им в следующем финансовом периоде (п. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Нормативный документ

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены совместным приказом Минфина России № 137н, Минэкономразвития России № 527 от 29.10.2010.

Поступление средств учреждению

В бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни в рамках выполнения государственного (муниципального) задания отражаются по коду вида финансового обеспечения «4» (п. 21 Инструкции № 157н).

В части операций по выполнению задания бухучет начинается с показателей утвержденного плана ФХД, которые необходимо отразить в следующем порядке:

Операции на счетах санкционирования должны быть включены в Журнал по санкционированию (ф. 0504071) (пп. 11, 314 Инструкции № 157н).

При поступлении средств субсидии на основании документов, приложенных к выписке с лицевого счета, и соглашения с учредителем в бухучете производятся записи в следующем порядке:

Начисление доходов в сумме полученных субсидий на выполнение задания нужно оформить отдельным первичным учетным документом – Справкой (ф. 0504833) (п. 97 Инструкции № 174н, п. 178 Инструкции № 183н). Исходя из правил, приведенных в Приложении № 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н, по итогам отчетного периода Справки (ф. 0504833) могут быть подшиты к одному из двух журналов операций. По общему правилу, на ее основании производятся записи в Журнал по прочим операциям (ф. 0504071).

Вместе с тем, на основании первичных учетных документов по начислению доходов записи производятся в Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071).

Учреждению нужно выбрать один из вариантов формирования указанных регистров бухгалтерского учета и закрепить его в учетной политике.

Запомнить

В учетной политике обязательно должен быть описан рабочий план счетов, который содержит все счета применяемые учреждением при ведении синтетического и аналитического учета, в т. ч. в рамках деятельности, связанной с выполнением государственного (муниципального) задания (ст. 8 Закона № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции № 157н).

Операции с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в рамках деятельности по выполнению (государственного) муниципального задания с использованием счетов:

  • 4 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (при условии предварительной оплаты в рамках заключенной сделки);
  • 4 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Последовательность отражения фактов хозяйственной деятельности учреждения в рамках расчетов с поставщиками (подрядчиками) зависит от условий заключенной сделки – предусмотрена в ней предварительная оплата или нет. В общем случае в бухгалтерском учете эти операции сопровождаются записями:

Перечень первичных учетных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражается принятие обязательств и денежных обязательств, должен быть прописан в учетной политике учреждения (п. 318 Инструкции № 157н).

Нормативный документ

Подробный перечень бухгалтерских записей по учету затрат в рамках деятельности, связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, был приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

Учет затрат

В рамках деятельности, связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, учреждению необходимо организовать учет затрат, чтобы определить себестоимость оказываемых услуг, выполняемых работ и готовой продукции. Для этого применяется счет 4 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг».

Требования, которые предъявляются к учету затрат, приведены в пп. 134–140 Инструкции № 157н. Каждым учреждением самостоятельно или его учредителем должны быть определены:

  • виды производимой учреждением готовой продукции, выполняемых работ, услуг в разрезе которых будут учитываться затраты;
  • перечень затрат и расходов: прямые, накладные и общехозяйственные;
  • способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги): котловой, позаказный, полной или усеченной себестоимости и пр.;
  • база распределения накладных и общехозяйственных расходов: прямые затраты на заработную плату, прямые материальные затраты, выручка, иной показатель;
  • аналитический учет затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Учреждению необходимо разработать правила учета затрат и закрепить их в своей учетной политике (пп. 135, 138 Инструкции № 157н). Например, в разделе «Методы оценки отдельных видов имущества и обязательств».

Калькулирование себестоимости не в ущерб учету

Информация о себестоимости продукции (работ, услуг) необходима для управленческих целей. Она полезна для принятия решений, связанных с деятельностью учреждения. Поэтому учет затрат необходимо организовать таким образом, чтобы его трудоемкость была оправданной. Излишне усложнять бухгалтерский учет не следует (п. 134 Инструкции № 157н).

С использованием счетов учета затрат в рамках деятельности, связанной с выполнением задания, как правило, отражаются:

  • текущие расходы учреждения (кроме расходов, связанных с содержанием особо ценного имущества (далее – ОЦИ));
  • расчеты по заработной плате (в т. ч. начисления на оплату труда);
  • материальные затраты.

В бухгалтерском учете эти операции сопровождаются записями:

Запомнить

Периодичность формирования журналов операций на бумажных носителях учреждению следует установить в своей учетной политике в рамках документооборота (пп. 11, 19 Инструкции № 157н).

Важно отметить, что в рамках деятельности, связанной с выполнением государственного (муниципального) задания, расходы по содержанию ОЦИ, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем, отражаются на счетах учета финансового результата текущего отчетного периода, а не на счетах учета затрат:

Учет нефинансовых активов

Приобретение и безвозмездное получение нефинансовых активов в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания отражается в общеустановленном порядке (не зависимо от вида имущества – особо ценное или иное движимое имущество).

Рассмотрим бухгалтерские проводки при безвозмездном получении объектов основных средств:

Приобретение объектов основных средств за плату в рамках деятельности, связанной с выполнением задания, отражается проводками:

Если объекты основных средств приобретаются за счет средств субсидий на иные цели и принимаются к учету в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, то в учете отражаются следующие проводки:

Аналогичный порядок применяется и в том случае, когда речь идет о других нефинансовых активах (например, нематериальных).

Амортизация объектов нефинансовых активов, принятых к учету в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, отражается записью:



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль