Акт по форме № ОС-4а – приговор автомобилю

2677
 Буданова Л.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Рано или поздно срок службы транспортных средств, числящихся на балансе учреждения, подходит к концу и их приходится списывать. В этом случае без Акта (ф. № ОС-4а) не обойтись. О том, как его заполнить, и пойдет речь.

Принятие решения о списании

Причин для списания автомобиля может быть несколько: угон, серьезная авария или банальная непригодность к эксплуатации изза “преклонного возраста”.

Чтобы “запустить” процедуру списания автомобиля, учреждение должно принять соответствующее решение. Согласно п. 34 Инструкции № 157н для этих целей создается постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Принятое решение комиссия оформляет Актом о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а). Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 (далее – Постановление № 7).

Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшего использования, не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине нулевой остаточной стоимости (п. 87 Инструкции № 157н).

Закрепить в учетной политике и использовать в работе самостоятельно разработанную форму акта о списании автомобиля нельзя, поскольку применение унифицированной формы прямо предусмотрено Приказом № 173н.

Важный нюанс

Решение о списании автомобиля, закрепленного собственником (приобретенного за счет его средств) и включенного в состав особо ценного движимого имущества, учреждение должно согласовать с собственником, в противном случае Акт (ф. № ОС-4а) нельзя принимать к учету (п. 52 Инструкции № 157н).

Акт (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах. Один передается в бухгалтерию и служит оправдательным документом для списания автомобиля с баланса. Данные результатов списания вносятся в Инвентарную карточку учета основных средств (ф. 0504031).

Второй экземпляр акта остается у материально ответственного лица и служит основанием для сдачи на склад и реализации всего того, что раньше было автомобилем (запчастей, металлолома и т. п.). Акт подписывают все члены комиссии и главный бухгалтер. Затем его утверждает руководитель (или уполномоченное им лицо).

Порядок заполнения

Рассмотрим алгоритм заполнения акта (образец заполнения документа приведен в конце статьи).

Сведения о техническом состоянии. Большинство данных для заполнения раздела 1 берется из соответствующих граф Инвентарной карточки (ф. 0504031). Также необходимо заполнить графу “Дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)”. Вместе с актом в бухгалтерию передается документ, подтверждающий снятие машины с учета в ГАИ.

Данное требование обусловлено положениями п. 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”. В нем сказано, что в случае утилизации (списания) транспортных средств юридические лица, за которыми они зарегистрированы, обязаны снять их с учета. В этом заинтересовано и само учреждение, ведь пока автомобиль не снят с учета за него нужно начислять и уплачивать транспортный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09-151-457).

Сведения о стоимости. Сведения раздела 2 также заполняются на основании данных Инвентарной карточки (ф. 0504031).

В графе “Первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету или восстановительная стоимость” указывается: по объектам, проходившим переоценку, – восстановительная стоимость по итогам последней проведенной переоценки; по объектам, не проходившим переоценку, – первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Краткая характеристика объекта. Источником информации для заполнения раздела 3 служит Инвентарная карточка (ф. 0504031), а также техническая документация, прилагаемая к транспортному средству. Заключение комиссии формируется на основании полного и всестороннего осмотра автотранспортного средства. В случае если учреждение не располагает в своем штате специалистами соответствующего профиля, привлекаются сторонние эксперты.

Сведения о принятии к учету демонтированных деталей и узлов. В случае если, по мнению комиссии, какие-то детали и узлы списываемого автомобиля пригодны для дальнейшей эксплуатации в учреждении, данные о них следует отразить в разделе 4.

Фактическая стоимость материальных запасов, остающихся у учреждения в результате разборки, утилизации (ликвидации) основных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 106 Инструкции № 157н). Порядок определения текущей рыночной стоимости активов приведен в п. 25 Инструкции № 157н.

Сведения о затратах, связанных со списанием, и о поступлении материальных ценностей. В заключительном разделе акта отражаются сведения о затратах, понесенных учреждением на демонтаж и списание автотранспортного средства, и о поступлении материальных ценностей от его списания, а также выявляется результат от списания актива. Источником информации являются первичные документы, подтверждающие понесенные расходы или поступление материалов.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия автотранспортного средства осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта (п. 51 Инструкции № 157н).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 10%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70%
  • Над налоговой отчетностью 20%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль