Первичные документы – фундамент бухгалтерского учета

1585
 Кошелева Ю.А.
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"
Многие думают, что главное в бухгалтерском учете – это так называемые проводки, или, более правильно, корреспонденции счетов. Однако как театр начинается с вешалки, так бухгалтерский учет начинается с оправдательного документа. Если он отсутствует или неправильно оформлен, операция не имеет юридической силы.

Требования к оформлению

Первичный учетный документ фиксирует каждый факт хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, далее – Закон № 402-ФЗ). Какую бы операцию ни произвело учреждение: приобретение или продажу имущества (работ, услуг), начисление заработной платы сотрудникам, получение или перечисление денежных средств и т. д., она должна быть подтверждена первичным документом.

Формы первичных учетных документов, которые подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Изменения в первичных документах в статье "Первичные документы в 2016 году"

Использовать другие формы вместо определенных данным приказом учреждение не вправе.

Если по какой-либо операции законодательством не установлена обязательная для ее отражения форма документа, например по начислению амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов, учреждение может разработать ее самостоятельно и закрепить в своей учетной политике.

Следует учесть!

Для обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни учреждение вправе включить в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты (данные). А вот удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Однако перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать любой первичный учетный документ, в т. ч. разработанный самостоятельно, в нормативных правовых актах приведен (п. 7 Инструкции № 157н, ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ):

  • наименование и дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события, а также подписи этих лиц с указанием фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для их идентификации.

Составление, проверка, исправление

Рассмотрим алгоритм работы с первичными документами.

Разрешение. Прежде чем осуществить хозяйственную операцию, необходимо получить разрешение уполномоченного должностного лица. Например, для выдачи денег из кассы нужно иметь разрешение руководителя учреждения и главного бухгалтера; для расчета отпускных – приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска; для отпуска материала со склада – разрешение начальника административно-хозяйственного отдела.

Составление. Первичный документ следует оформить при совершении операции. Если сделать это не представляется возможным, он формируется непосредственно после ее окончания.

Проверка. Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов), арифметически (подсчет сумм), по содержанию (законность операций, логическая увязка показателей).

Для экономических субъектов, которые не относятся к организациям государственного сектора, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Следовательно, если в учреждение поступил документ от такой организации, он проверяется на наличие обязательных реквизитов.

По окончании проверки делается вывод о возможности/невозможности принятия документа к учету. Документы, заполненные ненадлежащим образом, возвращаются исполнителю для доработки.

Исправление. Первичный учетный документ можно исправить.

Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц, и надписи “Исправленному верить” (“Исправлено”).

Неправильный текст зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное, исправленный текст надписывается над зачеркнутым (п. 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 № 105 по согласованию с ЦСУ СССР).

Согласно п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) и п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. Если в таком документе была сделана ошибка, его нужно переделать заново.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 0%
  • Над составлением бюджетной сметы 0%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 100%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль