Российская трехсторонняя комиссия рекомендует

1634
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
Трудовой кодекс РФ придает большое значение социальному партнерству в сфере труда, под которым понимается система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Данная система призвана согласовывать интересы работников и работодателей по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений1. На федеральном уровне органом социального партнерства является постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений2. Ежегодно комиссия разрабатывает единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. О новшествах 2013 г. читайте далее.

Учесть обязательно

Решением трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2012, протокол № 11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 г. (далее – Единые рекомендации). Единые рекомендации подлежат учету:
1) Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:

  • при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других организаций бюджетной сферы;
  • при разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений, в т. ч. устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ, п. 2 Единых рекомендаций, подп. «ж» п. 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее – Положение № 583));

2) трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда (п. 3 Единых рекомендаций).

Установление систем оплаты труда

В Единых рекомендациях обобщены законодательно закрепленные требования, подлежащие применению и учету при формировании систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях.

Вслед за ст. 144 ТК РФ в п. 6 Единых рекомендаций определено, что системы оплаты труда работников госучреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (например, Положением № 583), актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. При этом обязательному применению подлежат следующие нормы:
1. Минимальный размер оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 № 232-ФЗ с 1 января 2013 г. он составляет 5205 руб.
2. Порядок установления минимальной заработной платы в субъекте РФ, который утверждается региональным соглашением в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ.
3. Включение в трудовой договор с работником условий оплаты труда, в т. ч. фиксированного размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада), ставки зарплаты, установленных ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку зарплаты) в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, а также размеров и условий выплат стимулирующего и компенсационного характера (ст. 57 ТК РФ).
4. Размеры районных коэффициентов и порядок их применения, а также размеры процентных надбавок к заработной плате работников за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями и порядок их выплаты, устанавливаемые Правительством РФ1 (ст. 316–317 ТК РФ, ст. 10–11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).

Если до настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, то на основании ст. 423 ТК РФ применяются ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР (см., например, письмо Минздравсоцразвития России от 21.08.2009 № 1171-13). Кроме того, согласно ч. 2 ст. 316 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых из указанных бюджетов.

5. Размеры и условия установления повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (во исполнение ч. 2 ст. 147 ТК РФ постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 определено, что компенсации за работу в соответствующих условиях устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и не могут быть ниже установленных упомянутым постановлением).

Пример

Повышение оплаты труда для «вредников» должно составлять не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

6. Размеры выплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и т. д.), но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Пример

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22:00 до 06:00 ч) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время (постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 554). Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 153 ТК РФ); и т. д.

7. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), а также профессиональные стандарты.

В соответствии с пп. 7–9 Единых рекомендаций при установлении и изменении систем оплаты труда работников госучреждений следует также учитывать:

  • реализацию Указа № 597, Постановления № 2190-р;
  • необходимость создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
  • достигнутый уровень оплаты труда;
  • обеспечение государственных гарантий по оплате труда;
  • фонд оплаты труда, сформированный на календарный год (правила формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях приведены в разделе VII Единых рекомендаций);
  • мнение профсоюзов (порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ);
  • порядок аттестации работников, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ;
  • системы нормирования труда, включая нормы времени и выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ (Правила разработки и утверждения типовых норм труда утверждены постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804).

В последние годы принято большое количество ведомственных нормативных правовых актов, которыми утверждены Положения об аттестации работников госучреждений (например, Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209).

Положение об оплате труда и трудовой договор

Для справки

При установлении систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях учету подлежат профессиональные квалификационные группы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда (см., например, приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»). А также перечень видов выплат компенсационного характера (приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822); перечень видов выплат стимулирующего характера (приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818); примерные Положения об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утв. федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета (см., например, примерное Положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства связи, по видам экономической деятельности, утв. приказом Россвязи от 12.09.2008 № 210).

Как отмечено выше, системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Таким локальным (внутренним) актом может являться Положение об оплате труда работников учреждения (п. 11 Единых рекомендаций). В свою очередь, заработная плата конкретному работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ). Единые рекомендации устанавливают ряд требований к содержанию этих документов.

В частности, согласно пп. 11, 34 Единых рекомендаций Положение об оплате труда работников учреждения должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп и не может содержать минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, предусмотренные примерными Положениями об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, а также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ на основе профессиональных квалификационных групп профессий рабочих и должностей служащих, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, функциями которого является выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда (п. 10 Единых рекомендаций).

Руководителям должностные оклады устанавливаются в зависимости от сложности труда, в т. ч. связанной с масштабом управления и особенностями деятельности и значимости учреждений. При этом рекомендовано устанавливать предельный уровень соотношения средней заработной платы труда руководителей и работников учреждений за отчетный год в кратности от 1 до 8 (пп. 20, 24 Единых рекомендаций).

Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главных бухгалтеров устанавливаются на 10–30% ниже должностных окладов руководителей (п. 25 Единых рекомендаций).

Для справки

В разделах IX–XI Единых рекомендаций приведены специальные (отраслевые) нормы, устанавливающие некоторые дополнительные особенности оплаты труда работников образования, здравоохранения и культуры (определение размера заработной платы, условия установления стимулирующих и компенсационных выплат, содержание трудового договора и т. д.).

Помимо Положения об оплате труда, фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки зарплаты, установленный работнику, должен быть предусмотрен в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору). Также в трудовом договоре прописываются:

  • выплаты компенсационного характера, устанавливаемые работникам (включая руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров) в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (в т. ч. за труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями; в местностях с особыми климатическими условиями; со сведениями, составляющими государственную тайну, и пр.);
  • размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера, устанавливаемые на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется устанавливать в зависимости от исполнения ими целевых показателей эффективности работы, утверждаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение, а их заместителям – с учетом целевых показателей эффективности работы, принятых для руководителей учреждений (пп. 12–16, 21, 23, 26, 34 Единых рекомендаций).

В случаях изменения условий и размеров оплаты труда работников учреждения необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в трудовые договоры (заключение дополнительных соглашений). При этом заработная плата (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше той, что выплачивалась до введения новаций, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п. 17 Единых рекомендаций).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 0%
  • Над составлением бюджетной сметы 0%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 100%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль