Не все расходы можно занормировать

2752
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
С целью финансового обеспечения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. Объем субсидии зависит в т. ч. от величины затрат на оказание услуг (выполнение работ) и содержание имущества. При этом ряд экспертов считают, что принятый в действующих нормативных документах способ расчета таких затрат не всегда верен, и предлагают альтернативный вариант.

Федеральный подход к расчету нормативных затрат

Финансовое обеспечение выполнения госзадания федеральными бюджетными и автономными учреждениями регламентируется соответственно постановлениями Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 и от 18.03.2008 № 182. При этом размер субсидий, предоставляемых в рамках задания, рассчитывается исходя из:

  • нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ);
  • нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества (за исключением сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается данное имущество, в т. ч. земельные участки.

Нормативные затраты на имущество и уплату налогов выделены отдельно в целях гарантированности финансирования содержания государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями, даже в случае снижения объемов оказания им услуг.

На федеральном уровне применяются Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества федеральных государственных учреждений, утв. совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 (далее – Методрекомендации). Ввиду отсутствия иных рекомендаций на федеральный подход ориентируются многие субъекты РФ и муниципалитеты.

Запомнить

Если федеральное автономное (бюджетное) учреждение в рамках госзадания оказывает платные услуги в случаях, установленных федеральными законами, то размер субсидии должен рассчитываться с учетом планируемых к поступлению средств.

Методрекомендации предлагают расчет трех блоков затрат:

  • на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • на общехозяйственные нужды;
  • на содержание имущества, закрепленного за учреждениями.

При этом расчет ведется с использованием:

  • нормативного метода (метода прямого счета);
  • структурного метода;
  • экспертного метода.

Нормативный метод подразумевает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей затрат исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги. Например, расчет зарплаты преподавателя на одного ученика в соответствии с требованиями к учебному плану, количеству педагогов, учеников и ставки оплаты труда, принятой в учреждении.

При расчете затрат могут использоваться как существующие нормативы расходов, выраженные в натуральных показателях (например, нормативы питания, оснащения медикаментами, потребления расходных материалов, затрат рабочего времени и пр.), так и вновь созданные учредителем. Например, для дошкольных учреждений могут быть установлены нормативы обеспеченности детей предметами мягкого инвентаря. В последнем случае Минфин России рекомендует утвердить нормативы правовым актом органа государственной власти (органа местного самоуправления).

Структурный метод предполагает определение статей расходов пропорционально выбранному основанию, например:

  • затратам на оплату труда с начислениями работников, непосредственно оказывающих услугу;
  • площади помещения, используемого для оказания услуги и др.

Структурный метод применяется, когда невозможно (нецелесообразно) использовать нормативный метод. С его помощью могут быть посчитаны затраты, доля которых в общем объеме нормативных затрат является относительно небольшой (незначительной). К примеру, затраты на приобретение расходных материалов (канцелярских принадлежностей, чистящих и моющих средств и пр.).

Экспертный метод рекомендуется использовать в случае невозможности определения доли одной или нескольких статей расходов в общей сумме затрат на оказание услуги. Например, при определении доли трудозатрат специалистов, которые участвуют в оказании нескольких услуг, приходящейся на каждую из них, и т. п.

Нормативные затраты на работы могут быть рассчитаны по аналогии с услугами, но только в том случае, если для работы определена единица измерения объема (например, на проведение одного физкультурно-спортивного соревнования с численностью до 100 человек). В остальных случаях размер субсидии по каждому виду работы определятся индивидуально.

Проблемы федерального подхода

Предложенный в Методрекомендациях подход к расчету нормативных затрат характеризуется рядом сложностей в практическом применении.

Первая проблема связана с детализацией услуг (работ) в целях нормирования. Нормативные затраты согласно Методрекомендациям должны рассчитываться на единицу услуг (работ), структурированных в ведомственных перечнях государственных услуг (работ), утвержденных учредителями. При этом затраты на единицу услуг должны определяться:
1 отдельно по каждому учреждению;
2 в среднем по группе учреждений;
3 по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих их специфику.

Но детализация услуг в ведомственных перечнях слишком крупная, для того чтобы рассчитать нормативы без грубого усреднения затрат.

Пример 1

Единицей услуги Минкультуры России по показу спектаклей, иных зрелищных программ является «публичный показ». При расчете нормативных затрат расходы на показ разных зрелищных программ, которые объективно значительно различаются, будут очень сильно усреднены.

Запомнить

Натуральные нормы, отражающие содержание (составные элементы) услуг, могут быть закреплены в стандартах качества.

Вторая проблема связана с определением нормативных затрат в привязке к услугам, а не к учреждениям.

В Методрекомендациях упускается из виду такой важный момент, как переход от расчета нормативов затрат по услуге конкретного учреждения к единым нормативам для организаций, предоставляющих эту услугу. Вопрос о том, как от «индивидуализации» перейти к единым нормативам затрат (какой бы поставщик не оказывал услугу), остается открытым.

Наконец, Методрекомендации содержат требование, что объем финансового обеспечения выполнения задания, определяемый на основе нормативных затрат, не может превышать объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетными росписями главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период. Иными словами, предполагается сначала определять объем бюджетных ассигнований на выполнение заданий, а потом «подгонять» под него нормативы.

Такой метод «обратного счета» применяется в большинстве субъектов РФ и муниципалитетов по причине сложности нормирования затрат, но совершенно не годится для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг в рамках задания.

Другие способы расчета затрат

Для расчета единых объективных нормативов затрат не обойтись без определения того, что входит в состав соответствующей услуги (работы), т. е. из каких натуральных элементов она складывается (количество часов работы, предметов мягкого инвентаря или иных материалов, необходимые оборудование и инвентарь и т. д.).

Нормируя натуральные элементы услуг (работ) и переводя их в стоимостное выражение (т. е. рассчитывая их стоимость по действующим ценам), можно определить размер финансового норматива затрат на соответствующую услугу (работу) вне зависимости от того, в каком учреждении она предоставляется.

Установить натуральные нормы затрат возможно не по любой услуге или работе, а только по тем, которые имеют унифицированный характер, т. е. предоставляются всегда в одинаковом формате и с одним и тем же «типовым» содержанием.

Пример 2

Для услуг дошкольного и общего образования имеются типовые учебные планы и установленные форматы их предоставления.

Напротив, затраты на организацию городских праздников или концертов, организуемых учреждениями культуры, нормировать нецелесообразно, поскольку каждое такое мероприятие является уникальным и разрабатывается под конкретную тематику в соответствии с выделенными на его проведение средствами.

Кроме того, натуральные нормы могут быть установлены только по затратам, непосредственно связанным с оказанием услуг (выполнением работ). Материалы для оказания услуги в расчете на одного потребителя, количество часов работы персонала можно занормировать, а затраты на содержание здания, в котором оказывается услуга, нормированию не поддаются, во всяком случае, в привязке к единице услуг.

Запомнить

Объективные нормативы расходов (или потребления ресурсов) целесообразно устанавливать только для переменных затрат, имеющих прямую взаимосвязь с количеством оказанных услуг или объемом выполненных работ (к ним относятся зарплата сотрудников, материалы, потребляемые в процессе оказания услуг и выполнения работ, и др.). Что касается постоянных затрат (на содержание зданий, оплату коммунальных услуг и пр.), то в их отношении должны применяться иные методы расчета – индексный, прямого счета и др.

Таким образом, в основе расчета финансового обеспечения выполнения задания должна лежать стоимость услуги (работы), определенная смешанным, расчетно-нормативным способом. То есть часть затрат рассчитывается по нормативам, а часть – прямым счетом или путем индексирования фактических расходов за предыдущие периоды.

В целом нормированию «поддаются» только те расходы, которые находятся в прямой зависимости от количества потребителей услуг или объема выполняемых работ (в экономической теории они называются переменными расходами). Расходы, которые не связаны с количеством потребителей услуг или объемом работ (постоянные расходы), экономически нецелесообразно финансировать на основе нормативов, потому что установить обоснованные нормы для них не представляется возможным – отсутствует объективная основа для нормирования. Экономическая мысль давно пытается обойти эту проблему, делая попытки увязать, к примеру, потребление коммунальных услуг с площадью и установить нормативы коммунальных платежей в расчете на один квадратный метр.

Однако если ставится задача не уравнять поставщиков услуг (работ) по объему расходов, а обеспечить предоставление ими услуг (работ) должного качества, установить такие нормативы невозможно. Очевидно, что здания и помещения разных типов потребуют различных затрат, к примеру, тепловой энергии в расчете на квадратный метр. Но тип здания не должен влиять на качество оказываемой в нем услуги.

Таким образом, в качестве основы для расчета финансового обеспечения заданий автор предлагает определить не нормативные затраты на все без исключения статьи расходов учреждения, а расчетно-нормативную стоимость услуги (работы).

Запомнить

Объем финансового обеспечения задания складывается из расходов на оказание услуг и выполнение работ, рассчитываемых по нормативам, и ненормируемых (накладных) затрат учреждения, определяемых расчетным путем.

Нормируемые затраты

По всем услугам (работам), оказываемым (выполняемым) учреждениями в рамках заданий, формируются натуральные нормативы потребления рабочего времени и материальных ресурсов. Натуральные нормативы включают нормы потребления по следующим основным агрегированным блокам1 затрат:

  • фонд рабочего времени сотрудников, непосредственно занятых в процессе оказания услуг (выполнения работ);
  • материалы, потребляемые в процессе предоставления услуги (выполнения работы);
  • мягкий, хозяйственный и прочий необходимый инвентарь;
  • питание (если предоставление услуги включает его организацию).

Вышеприведенный список не является закрытым – в него могут входить иные блоки затрат в соответствии со спецификой деятельности конкретных учреждений. При этом составляющие блоки затрат нормы потребления могут быть значительно дифференцированы не только по услугам учреждений различных отраслей, но и по отдельным услугам внутри отрасли.

Натуральные нормативы следует закрепить в стандартах качества государственных (муниципальных) услуг, количественно описывающих характеристики каждой из них (включая различные варианты их оказания).

Запомнить

Полная стоимость всех государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках задания в соответствии с основными уставными видами деятельности автономного (бюджетного) учреждения, определяет размер субсидии на выполнение задания.

Пример 3

В сфере дошкольного образования наполняемость групп воспитанников в детских садах, количество часов занятий и т. д. зависят от того, имеются ли у детей отклонения в физическом и психическом развитии, здоровые они или часто болеющие; по режиму группы могут быть дневного и кратковременного пребывания и пр.

Пример 4

В сфере здравоохранения нормативы затрат на услуги скорой медицинской помощи дифференцированы по профилям бригад – фельдшерские, линейные, специализированные; нормативы затрат на услуги учреждения здравоохранения стационарного типа различаются по профилям отделений стационара – кардиологическое, неврологическое, пульмонологическое и т. д.

Накладные затраты

Затраты учреждений, не связанные непосредственно с предоставлением услуг и выполнением работ: коммунальные услуги, услуги связи, административно-технический персонал и пр., определяются расчетным путем, поскольку по ним невозможно корректно установить нормы потребления.

Указанные виды затрат, являющихся по сути суммой накладных расходов, в стоимости услуг (работ) можно разделить на два типа:
1 затраты, которые регулярно осуществляются при оказании учреждением услуг и выполнении работ, – такие как оплата коммунальных услуг, услуг связи и пр.;
2 затраты, в осуществлении которых нет четко установленной периодичности, – например, приобретение нового оборудования взамен физически и (или) морально устаревшего, ремонт зданий и помещений и т. п.

Распределение затрат

Накладные затраты, которые производятся регулярно, относятся на стоимость услуг (работ), предоставляемых в рамках задания, в соответствии с установленной пропорцией их распределения по услугам (работам). Наиболее часто накладные затраты распределяются пропорционально фонду оплаты труда основного персонала (работников, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг или выполнения работ).

Общая сумма постоянных расходов распределяется между всеми без исключения сотрудниками учреждения пропорционально уровню оплаты их труда по следующей формуле:
Ki = K × ФОТоснi : ФОТосн ,
где Ki – накладные расходы, приходящиеся на услугу (работу) i;
K – общий объем накладных расходов;
ФОТоснi – фонд оплаты труда основного персонала, занятого в процессе оказания услуги (работы) i;
ФОТосн – фонд оплаты труда основного персонала.

Для финансирования «нерегулярных» затрат должны применяться специальные инструменты – долгосрочные и (или) ведомственные целевые программы либо целевые субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные инвестиции (если речь идет об увеличении стоимости основных средств).

Преимущество альтернативного метода

Рассчитанная нормативно-затратным способом стоимость услуг и работ является основой для определения размера субсидии на выполнение задания. Определенные по нормативам расходы на оказание конкретной услуги (выполнение работы) с «надбавкой» в виде доли постоянных расходов образуют ее полную стоимость.

Описанный подход к финансовому обеспечению выполнения заданий позволяет не только объективно определить величину субсидии учреждению, но и дает информацию о полной стоимости услуг и работ, доле «накладных» (постоянных) расходов в стоимости услуг и работ, стоимости услуги в расчете на одного потребителя. Такая информация является основой для принятия взвешенных управленческих решений.

Расчетно-нормативный подход к финансовому обеспечению выполнения заданий обладает многими преимуществами с точки зрения организации (и контроля) предоставления государственных (муниципальных) услуг (работ). В частности, параметры натуральных нормативов – закрепленные нормы потребления ресурсов по агрегированным блокам затрат – являются способом управления качеством услуг (работ).

Меняя нормы потребления рабочего времени и ресурсов при оказании услуг в привязке к параметрам их качества (закрепленным в стандартах), можно установить прямую зависимость между затратами на услуги и результатами (количественными и качественными) их предоставления. Это кратчайший и эффективный путь к внедрению принципов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс на региональном и муниципальном уровнях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль