Музейные ценности требуют расчета

2183
 Каравцева Е.Н.
Заместитель директора по экономической деятельности Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
По сути, каждый музей осуществляет приносящую доход деятельность. В виде взимания платы за входные билеты. Другое дело, что деятельность эта зачастую носит символический характер и заработанных денег, конечно же, не хватает ни на развитие организации, ни на дополнительные выплаты по заработной плате. Однако «очагам культуры» доступны и другие возможности оказания платных услуг. Например, проведение реставрационных работ за плату, организация фестивалей, услуга по предоставлению аудиогида и пр. О профессиональном опыте осуществления такой деятельности читайте далее.

Правовые основы

Начнем с правовых основ оказания платных услуг в музее. Большая часть учреждений культуры согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ работает сегодня в статусе бюджетных учреждений. Это соответствует природе их деятельности – организация выставок, концертов, показ спектаклей и пр., т. е. неких досуговых мероприятий. Перспектива организации дополнительных услуг – огромна. Надо только найти свою аудиторию и понять ее потребности.

В соответствии со ст. 24. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также ст. 298 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Запомнить

Все виды платной деятельности, которые осуществляет либо планирует организовывать бюджетное учреждение, должны быть прописаны в его уставе.

Помимо федеральных нормативных правовых актов регулирование платности оказания услуг бюджетными учреждениями регионального подчинения осуществляется на уровне субъектов РФ. В результате мы наблюдаем некоторые различия в предоставлении аналогичных услуг между организациями федерального ведения и подчинения субъектов РФ, расположенных в одном регионе.

Так как платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», они не подлежат государственному регулированию.

Нормативный документ

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Так как платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», они не подлежат государственному регулированию.

Бюджетным учреждениям культуры федерального подчинения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета (в рамках выполнения государственного задания), Минкультуры России делегировано право самостоятельно определять возможность оказания платных услуг по основным видам деятельности. При этом учреждения должны учитывать наличие материальных и трудовых ресурсов, спрос на соответствующие услуги (работы) и иные факторы, а также формировать перечень оказываемых им платных услуг, устанавливать размер платы за них (приказ Минкультуры России от 22.06.2011 № 737).

Цена на платную услугу формируется на основе анализа ее себестоимости с учетом прогнозируемого объема и качества оказания данных услуг.

При этом, по мнению автора, необходимо принимать во внимание соответствие предлагаемой услуги современным требованиям, предъявляемым к ней публикой.

Зачастую платная услуга совершенно условно может называться таковой, поскольку себестоимость ее оказания значительно превышает платежеспособность ее потребителей.

Пример

Организация временной выставки в музее при относительно коротком периоде показа сопряжена со значительными затратами (транспортировка и охрана экспонатов, уход за ними и пр.). Посетитель может лишь частично возместить расходы на ее проведение, оплатив входной билет.

Запомнить

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы объема услуги и базы распределения расходов между объектами калькулирования осуществляется самим учреждением или его учредителем. Делается это таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

При этом необходимо помнить о том, что в соответствии со ст. 52 Основзаконодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, при организации платных мероприятий учреждения культуры вправе (а по сути – обязаны, руководствуясь принципами обеспечения социальной защищенности) устанавливать льготы для отдельных категорий граждан (пенсионеров, студентов, детей, инвалидов и т. д.). Порядок установления таких льгот для организаций, находящихся в федеральном ведении, определяется Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 712 «О предоставлении льгот отдельным категориям посетителей федеральных государственных организаций культуры» (далее – Постановление № 712)), для учреждений субъектов РФ и муниципалитетов – соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Разнообразие оказываемых платных услуг является тем необходимым инструментом просветительской и образовательной политики учреждения, которое позволяет ему быть конкурентоспособным на рынке услуг по популяризации искусства и привлекать как можно больше публики.

Запомнить

Согласно п. 2 постановления № 712 льготы для определенных категорий граждан – посетителей федерального государственного учреждения культуры устанавливаются приказом его руководителя. В нем определяются виды и размер льгот, условия и время их предоставления, в т. ч. перечень необходимых документов. Информация о порядке посещения на льготных условиях платных мероприятий размещается в доступных для посетителей зонах зданий и в СМИ.

официальное мнение

Елена Мухтиярова,
начальник отдела бюджетной политики в сфере культуры и средств
массовой информации – заместитель директора Департамента
бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки

Общих методических рекомендаций по ценообразованию у нас пока нет. Но определить цену – не такая уж проблема. Например, в Налоговом кодексе РФ четко прописано, что включается в расходы. Должна учитываться экономическая обоснованность стоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также возможности развития и совершенствования материальной базы учреждения. При этом учреждения, как правило, учитывают специфику конкретной территории и контингента посетителей. Если в каком-нибудь поселке установят цену на билет в музей в сумме 3000 руб., вряд ли в него будет кто-то ходить. Также надо помнить, что в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен в случае отклонения более чем на 20% в сторону повышения или понижения уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Чтобы идти в ногу со временем, необходима неустанная работа над планом выставок, популяризацией постоянно действующей экспозиции, организация различных интерактивных мероприятий, работа с туристскими компаниями. К примеру, турфирмы могут включать в обязательную программу туристского обслуживания иностранных туристов в Москве посещение определенного музея. Только глубокая вдумчивая работа по формированию перечня платных услуг, оказываемых музеем, позволит ему оставаться востребованным публикой.

Расчет стоимости

Как указано выше, платные услуги учреждениями культуры оказываются в соответствии с потребностями в них. Одной из таких услуг может быть реставрация произведений искусства (экспонатов). Рассмотрим специфику ее ценообразования.

Реставрация может быть произведена за плату при обращении организации, владеющей экспонатом, требующим вмешательства специалистов для обеспечения его сохранности. В таком случае стоимость реставрационных работ может формироваться с использованием сметных норм, утвержденных законодательством. В частности, для организаций культуры федерального подчинения рекомендовано применение сметных норм и единичных расценок на реставрационные работы (ССН-841).

Выполнение работы по реставрации и консервации музейных предметов и музейных коллекций, книжных памятников в рамках государственного задания также предполагает проведение профилактических и реставрационных работ. В этом случае стоимость реставрационных работ рассчитывается специалистами бухгалтерских или экономических служб учреждений при планировании. На предварительном этапе производится плановое калькулирование затрат на выполнение работы, фактические показатели стоимости реставрационных работ формируются на основании данных бухгалтерского учета.

Расходы по оказанию услуг делятся на прямые и косвенные. Если в силу специфики технологического процесса выполнения работы (оказания услуги) невозможно или нецелесообразно учесть отдельные затраты учреждения как прямые, то они должны быть распределены косвенным методом.

Запомнить

В соответствии с Методическими рекомендациями2 порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг устанавливается федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России. Данный порядок утверждается для одной либо нескольких однотипных услуг, включенных в утвержденный учредителем ведомственный перечень государственных услуг (работ).

Согласно действующему законодательству общая схема косвенного распределения затрат учреждения такова:
1 устанавливается объект, на который распределяются затраты учреждения (работа, услуга, продукт, место возникновения затрат и т. п.);
2 устанавливается база распределения затрат – показатель, с использованием которого производится данное распределение;
3 рассчитывается ставка распределения путем деления величины распределяемых косвенных затрат на величину выбранной базы распределения;
4 рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.

Как показывает практика, при таком расчете всегда существует погрешность, не позволяющая определить себестоимость единицы услуги с точностью в 100%. Поэтому применение метода косвенного отнесения затрат снижает точность расчета себестоимости работы (услуги). Пример распределения расходов по осуществлению реставрации и консервации музейных предметов и коллекций, книжных памятников приведен в таблице.

Нормативный документ

Приказом Минкультуры России от 04.10.1996 № 769 введены коэффициенты пересчета сметной стоимости реставрационно-восстановительных работ, определенной по сборникам сметных норм и единичных расценок по памятникам истории и культуры (ССН-84). Данные коэффициенты учитывают усредненную стоимость производства работ, средние цены на материалы, изделия и конструкции. При определении договорных цен следует учитывать конкретные особенности работ по объекту, ведущие как к увеличению, так и к уменьшению их стоимости.

Распределение расходов по осуществлению реставрации и консервации экспонатов

В данном примере в качестве показателя, с использованием которого производится распределение затрат учреждения, принята доля заработной платы сотрудников, выполняющих услугу по реставрации, в общем объеме средств на оплату труда всех работников музея.

Математически данный процесс формирования себестоимости можно отобразить следующей формулой:
N = N1 + N2 + N3+… + Ni ,
где N – себестоимость работы;
Ni – виды затрат, включаемых в себестоимость данной работы затрат.

Запомнить

При оказании одного (единственного) вида услуг все расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги, относятся к прямым затратам.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль