Вас проверяет Счетная палата РФ

7664
 Тюрин А.
Автор: Тюрин А.
Государственный советник РФ 1-го класса
В данной статье рассмотрим, что включает в себя понятие «контрольное мероприятие Счетной палаты РФ» и в какой форме оно проводится, а также порядок оценки эффективности деятельности учреждения.

Контрольные мероприятия

Счетная палата РФ проводит контрольные мероприятия в формах финансового аудита, аудита эффективности и стратегического аудита.

Определения этих понятий установлены Стандартом финансового контроля СФК 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утв. Коллегией Счет ной палаты РФ 02.04.2010 (далее – СФК 101). В Федеральном законе от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что Счетная палата РФ проводит комплексные ревизии и тематические проверки (ст. 15).

Определение данных понятий в законе отсутствует.

Цель финансового аудита – определение достоверности финансовой отчетности объектов контроля, законности формирования и использования государственных средств.

Аудит эффективности определяет эффективность (экономичность, результативность) использования государственных средств, полученных объектами контроля для достижения запланированных целей, решения социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

В рамках стратегического аудита комплексно оценивается возможность достижения (реализуемости) в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики на основе ресурсных возможностей, а также ожидаемых при этом последствий.

Элементы стратегического аудита присутствуют в контрольных мероприятиях, затрагивающих вопросы реализации бюджетоемких госпрограмм, проектов общенационального значения, деятельность госкорпораций.

Если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, то оно классифицируется как смешанное (п. 2.4 СФК 101). В практике работы Счетной палаты РФ наиболее часто проводятся именно такие мероприятия, сочетающие в себе финансовый аудит с элементами аудита эффективности. Применительно к ним до сих пор продолжает употребляться термин «проверка», обозначающий в данном случае не метод контроля, а форму (тип) контрольного мероприятия.

Запомнить

Стандарт СФК 101 определяет ревизии и проверки не как формы (типы) осуществления контрольных мероприятий, а как методы финансового контроля, наряду с такими методами, как анализ, обследование, экспертиза и другие, конкретное сочетание которых зависит от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия (п. 2.5 СФК 101).

Смена стандартов

В Стандарте финансового контроля СФК 4020 «Проведение контрольных мероприятий. Общие правила» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ 21.10.2005, далее – СФК 4020) содержалась определенная конкретизация – было указано, что Счетная палата РФ проводит контрольные мероприятия в формах ревизий и проверок, которые могут быть комплексными либо тематическими, сплошными либо выборочными, выездными либо камеральными. В настоящий момент СФК 4020 утратил силу и был заменен новым стандартом СФК 101, в котором используется иная классификация, соответствующая методологии Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ).

Организация «проверок»

О начале контрольного мероприятия учреждение узнает заблаговременно. Хотя ни в стандарте СФК 101, ни в других документах срок уведомления о начале проверки конкретно не определен, на практике, как правило, он составляет две недели.

В направляемом объекту уведомлении (п. 4.4.5 СФК 101) указываются наименование контрольного мероприятия, о снование и сроки его проведения, состав группы инспекторов, предлагается создать необходимые для его проведения условия. К уведомлению прилагается копия программы мероприятия, перечень документов для представления инспекторам Счетной палаты РФ, перечень вопросов, на которые должны быть подготовлены ответы до начала проверки, а также специально разработанные формы для систематизации представляемой информации.

В соответствии со стандартом СФК 101 контрольное мероприятие состоит из трех этапов:
1 подготовительного;
2 основного;
3 заключительного.

Значительная часть действий, проводимых на подготовительном этапе, относится к сугубо внутренним вопросам организации работы Счетной палаты РФ.

При предварительном изучении объекта контрольного мероприятия (п. 4.2 СФК 101) осуществляется сбор информации – как из открытых источников, так и от проверяемого объекта на основании предварительно направленного запроса (п. 4.2.2 СФК 101). На данном этапе оценивается уровень существенности информации (уровень пороговых значений, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта оказывают существенное влияние на его финансовую отчетность); выявляются наиболее значимые для проверки области; оцениваются риски, в т. ч. коррупционные; определяется состояние внутреннего контроля в учреждении.

Нормативный документ

Особенности проведения финансового аудита, аудита эффективности и стратегического аудита устанавливаются стандартами Счетной палаты (п. 2.4 СФК 101).

В настоящее время действуют Стандарт финансового контроля СФК 4310 «Проведение и оформление результатов финансового аудита», утв. решением коллегии Счетной палаты РФ 28.11.2008, и Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утв. решением Коллегии Счетной палаты РФ 09.07.2009.

В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля (п. 4.5 Стандарта финансового контроля СФК 104) инспекторы могут скорректировать содержание и объем контрольных процедур. Если состояние внутреннего контроля заслуживает доверия, выборка проверяемых документов может быть сокращена.

Основной этап состоит в проведении контрольных действий непосредственно на объекте проверки, сборе и анализе фактических данных, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.

Результатом проведения данного этапа являются оформленные акты и рабочая документация.

Основной этап начинается с проверки соответствия совершенных учреждением финансовых и хозяйственных операций законам и иным нормативным правовым актам, перечень которых подготавливается в процессе предварительного изучения.

В период проверки указанный перечень может изменяться или дополняться (п. 5.1.1 СФК 101). При выявлении фактов нарушения инспектор Счетной палаты РФ должен:

  • сообщить руководству объекта о выявленных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению;
  • составить при необходимости протокол об административном правонарушении;
  • отразить в акте факты выявленных нарушений, причиненного ущерба, а также принятые руководством объекта меры по их устранению.

На заключительном этапе производится формирование доказательств – фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные нарушения и недостатки, обосновывающие выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия (п. 5.2.1 СФК 101).

Запомнить

При выявлении нарушений определяются их причины, ответственные должностные лица и испол нители, вид и размер ущерба, причиненного государству (п. 5.1.5 СФК 101).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль