Реализация школьного автобуса

115
К перевозке учащихся автобусами предъявляются строгие требования, в частности, гражданская ответственность перевозчика должна быть застрахована*. Поэтому, если учреждение решило отказаться от перевозок, рассмотрим, как продать ненужный транспорт.

* Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 г. № А05-326/2014.

Г.Э. Каспаров, эксперт по бюджетному учету

Документальное оформление сделки

Имущество бюджетного учреждения, находящееся у него на праве оперативного управления, является собственностью соответствующего публично-правового образования (ст. 120, 214, 215, 296 Гражданского кодекса РФ).
При этом учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества (ст. 298 Гражданского кодекса РФ). В случае если автобус отнесен к такому имуществу, его реализация будет проводиться только с письменного согласия собственника.
Также не стоит забывать о том, что предварительное согласие учредителя бюджетного учреждения требуется и для совершения крупных сделок.
Следует напомнить, что сделка считается крупной, если стоимость отчуждаемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, а также если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7ФЗ «О некоммерческих организациях»). Реализация автобуса оформляется договором купли-продажи.
Порядок оформления данного договора регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом учреждение выступает непосредственно в роли продавца. При наличии оформленного согласия учредителя на реализацию автобуса в преамбуле договора целесообразно указать реквизиты данного документа. Согласно статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при продаже объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, в случаях когда распоряжение имуществом допускается с согласия собственника, предусмотрено обязательное проведение оценки независимыми оценщиками. Соответственно, заключению договора купли-продажи транспортного средства в этих случаях должно предшествовать проведение независимой оценки. При этом бюджетное учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника имущества или самого учреждения.
Также нелишним будет напомнить, что государственная регистрация сделок с автотранспортными средствами в настоящее время законом не предусмотрена.

Доходами учреждение распоряжается само

Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения. В свою очередь доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 2, 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, полученными при реализации любого движимого имущества (в том числе особо ценного), принадлежащего ему на праве оперативного управления, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами. В частности, об этом свидетельствуют письма Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464, от 12 ноября 2012 г. № 02-04-10/4723. Действующее законодательство никак не ограничивает применение приведенного выше правила в отношении тех объектов имущества, которые приобретались бюджетными учреждениями в период их деятельности в качестве получателей бюджетных средств.
В то же время при согласовании сделок бюджетного учреждения по продаже особо ценного движимого имущества (в рассмотренных выше случаях) собственником (учредителем) устанавливаются условия, предусматривающие конкретные направления расходования соответствующих средств (например, инвестиционные расходы, погашение кредиторской задолженности и т. д.).

Налоговые аспекты

При реализации товаров должны быть выставлены соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки (передачи имущественных прав) (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ). В документе должен указываться размер НДС. Затем счета- фактуры регистрируются продавцом в книге продаж согласно правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

Как исчислить НДС

Операции по реализации, осуществляемые учреждениями, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474, от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48, от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).
Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 Налогового кодекса РФ. Налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях 164 и 166 Налогового кодекса РФ соответственно.
При совершении операций, подлежащих обложению НДС, налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, установленном статьями 171, 172 Налогового кодекса РФ. Поэтому налоговая база уменьшается на суммы «входного» НДС, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления облагаемых НДС операций. При этом следует учитывать, что для правомерного предъявления к вычету «входного» налога требуется ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых им (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ).
Зачастую учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого включен «входной» НДС, то есть налог не возмещался. В таком случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Это установлено пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса РФ.
Остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16,от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ). Если же разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18). В ситуации же, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Нюансы признания расходов

Выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (подп. 1 п. 1 ст. 248 и п. 1 ст. 249 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 1 марта 2012 г. № 03-03-10/18, от 10 ноября 2011 г. № 03-03-05/105). При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, по общему правилу являются:

  • остаточная стоимость реализуемого имущества;
  • расходы, связанные с реализацией.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования (в том числе за счет субсидий) либо получено от учредителя, то стоимость имущества не включается в расходы в целях налогообложения прибыли (письмо ФНС России от 7 февраля 2014 г. № ГД-4-3/2069@). При этом в расходах могут быть признаны затраты, непосредственно связанные с реализацией (например, расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества), при условии, что эти расходы понесены за счет приносящей доход деятельности. Следует отметить, что Налоговым кодексом РФ не определен порядок признания расходов в ситуации, когда реализуется имущество, приобретенное частично за счет средств целевого финансирования и частично за счет средств от приносящей доход деятельности. Разъяснений уполномоченных органов и судебной практики по этому вопросу тоже нет.

При применении в налоговом учете метода начисления доходы и расходы от реализации объекта основных средств признаются на дату перехода права собственности на имущество к покупателю (п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 12 Инструкции № 174н, списание (выбытие) основных средств вследствие продажи отражается на основании первичного учетного документа – Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реализации автобуса рассмотрим на примере.


ПРИМЕР

На балансе бюджетного учреждения по коду вида деятельности 4 числится автобус стоимостью 2 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации составляет 1 000 000 руб. Учредитель дает согласие на реализацию автобуса. В результате независимой оценки рыночная стоимость автобуса составляет 1 118 000 руб. По этой цене заключен договор купли-продажи.
В бухгалтерском учете операции по реализации автобуса следует отразить так:

Реализация школьного автобуса

* Сумму оплаты, которую перечислил покупатель, также надо отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».


Важно запомнить
В случаях когда распоряжение имуществом допускается с согласия собственника, необходимо провести его оценку независимыми организациями.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров образовательных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль