"Сделано осужденными". Спасет ли надпись от налогов?

967
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Многие учреждения, подведомственные Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), занимаются собственной производственной деятельностью. Продукция, которую они делают своими силами, впоследствии реализуется населению. Рассмотрим, какие налоги при этом необходимо начислить и уплатить.

Производственная деятельность

Прежде всего, следует сказать, что некоммерческая организация может заниматься приносящей доход деятельностью только при соблюдении двух условий (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»): 1) такая деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана организация;
2) виды такой деятельности должны быть указаны в учредительных документах организации.

О необходимости закрепить право заниматься приносящей доход деятельностью в учредительных документах, но уже применительно к казенным учреждениям, сказано еще и в п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ).

В БК РФ содержится важное уточнение: доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет.

Непосредственно производством различных товаров и изделий (текстильной продукции, сувениров и т. п.) в учреждениях ФСИН России занимаются осужденные.

Привлечение их к работе в принудительном порядке законно. Более того, учреждения уголовно-исполнительной системы не только вправе, но даже обязаны привлекать осужденных к труду. Такой вывод следует из п. 3 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 5473-1).

Указанный факт позволяет Минфину России утверждать, что привлечение осужденных к труду – не что иное, как государственная функция (письма от 01.03.2012 № 03-03-10/18 и № 03-03-05/21).

Налог на прибыль

В подп. 31.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) сказано, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.

Казалось бы, коль скоро привлечение осужденных к труду является государственной функцией, то доходы от продажи товаров, полученных в результате исполнения этой функции, не должны облагаться налогом. Вот только Минфин России с такой логикой не согласен. Чиновники считают, что привлечение осужденных к труду – это одно, а реализация предметов, полученных в результате такого труда, – совершенно другое.

В письмах от 01.03.2012 № 03-03-10/18 и № 03-03-05/21 специалисты Минфина России подчеркивают, что продажа продукции, производимой казенными учреждениями ФСИН России, не может считаться ни государственной функцией, ни тем более государственной (муниципальной) работой или услугой. А раз так, то положения подп. 31.1 п. 1 ст. 251 НК РФ на этот вид деятельности не распространяются.

Руководствуясь приведенной логикой, чиновники приходят к неутешительному выводу: доходы, связанные с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Проще говоря, средства, вырученные от продажи, следует учесть в доходах от реализации (ст. 249 НК РФ). С них придется уплатить налог по ставке 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

За рамками писем Минфина России остался вопрос о серьезном противоречии между нормами БК РФ и НК РФ. С одной стороны, в силу п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение обязано перечислить все средства, полученные от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. С другой стороны, исполнить эту обязанность в рассматриваемой ситуации невозможно, т. к. часть средств должна пойти на уплату налога, причем не исключено, что в тот же бюджет.

Напомним, что сумма налога, исчисленная по ставке 2%, зачисляется в федеральный бюджет, по ставке 18% – в региональный (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Чтобы действия учреждения максимально соответствовали закону, необходимо все же начислить и уплатить налог на прибыль, и только после этого перечислять оставшиеся доходы в соответствующий бюджет. Тем самым организация полностью выполнит требования НК РФ. Также будут соблюдены и нормы БК РФ. Доходы, пусть и за вычетом налога, дойдут-таки до бюджета.

Налог на добавленную стоимость

Объектом обложения НДС, как известно, является реализация товаров (работ, услуг) на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Однако для казенных учреждений предусмотрена льгота. В подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг):

  • казенными учреждениями;
  • бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета.

Для справки

О начислении НДФЛ и страховых взносов в рассматриваемой в статье ситуации речи идти не может. Объяснение этому простое: никаких выплат и вознаграждений покупателям – физическим лицам учреждение не производит.

Здесь поясним, что под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме, на которую могли бы распространяться права собственности (п. 3 Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению» (утв. приказом Росстата от 23.07.2009 № 147)).

А вот законодательного определения понятия «работы», к сожалению, нет.

Под ними обычно понимают виды деятельности, в которых само выполнение работы считается основным результатом деятельности и подлежит оплате в зависимости от объема работ, продолжительности их исполнения.

Из приведенных определений видно, что операции по реализации товаров нельзя отнести ни к выполнению работ, ни к оказанию услуг. Следовательно, льгота, предусмотренная подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, при продаже учреждениями ФСИН России товаров собственного производства не применяется.

Об этом же говорится в письме Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-05/21. Как и в случае с налогом на прибыль, чиновники приходят к выводу о том, что операции по реализации казенными учреждениями ФСИН России произведенных ими товаров подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. То есть со стоимости реализованных товаров необходимо перечислить в бюджет НДС по ставкам 10% или 18%, в зависимости от категории проданных товаров (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

Исключение из этого правила может быть только одно – внутрисистемная реализация, т. е. передача товаров для собственных нужд. В ситуации, когда произведенные товары передаются в рамках уголовно-исполнительной системы, объекта налогообложения не возникает (подп. 11 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Отметим, что уголовно-исполнительная система включает в себя (ст. 5 Закона № 5473-1): 1) учреждения, исполняющие наказания (уголовно-исполнительные инспекции, исправительные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы и др.);
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) ФСИН России.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль