Законодательство несовершенно, но выход есть

1007
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
Как показывает практика, законодательство, регламентирующее порядок формирования и выполнения государственных (муниципальных) заданий, грешит противоречиями. Исправить их ни учреждения, ни их учредители не в силах. Однако можно попытаться найти компромисс и на местном уровне урегулировать спорные ситуации. Как это сделать, читайте далее.

Изменение задания

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является неурегулированность процедуры изменения государственного (муниципального) задания в ходе его выполнения.

Согласно Бюджетному кодексу РФ (далее – БК РФ) порядок формирования задания и его финансового обеспечения устанавливают соответственно Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация муниципального образования (ч. 4 ст. 69.2).

При этом законодательство не содержит четких положений, определяющих условия и порядок изменения задания в ходе его выполнения. Лаконичные формулировки лишь запутывают дело.

Нормативный документ

В соответствии с ч. 4 ст. 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Так, в соответствии с п. 6 Положения о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания (утв. постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 (далее – Положение № 182)) сказано следующее. Учредитель вправе изменять государственное задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ).

При этом никакого «установленного порядка» в природе не существует.

А в отношении федеральных бюджетных учреждений норма такова (п. 5 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 (далее – Положение № 671)). В случае внесения изменений в показатели государственного задания, в нормативные правовые акты, на основании которых оно сформировано, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения выполнения задания, влекущих за собой его изменение, формируется новое государственное задание. Оно утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, либо федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений.

Вместе с тем на практике нередко по тем или иным причинам возникает потребность корректировки задания в ходе его выполнения. Например, при изменении спроса на услуги, возможностей учреждения по оказанию услуг и т. д.

Пример 1

В соответствии с установленным заданием хореографическое училище должно осуществлять обучение определенного числа студентов. Однако по каким-то причинам количество поступивших летом абитуриентов оказалось ниже установленного в задании числа.

Пример 2

Во время выполнения задания в стационарном учреждении социального обслуживания произошла аварийная ситуация, из-за которой необходимо закрыть один из этажей здания и перевести проживающих в другие аналогичные учреждения. Соответственно, количество потребителей услуги значительно сократилось.

Может иметь место и обратная ситуация, когда возникает потребность увеличить объемные показатели установленного задания в связи с ростом спроса на услугу (естественно, при наличии достаточных мощностей учреждения).

Запомнить

Порядок и условия внесения изменений в действующее задание учреждения должен быть прописан в соответствующем нормативном правовом акте учредителя.

Однако, если в нормативной правовой базе учредителя отсутствуют положения, регулирующие процесс изменения задания, то для этой процедуры нет никаких правовых оснований.

В результате и учредитель, и учреждение могут оказаться в безвыходной ситуации: либо корректировать задание, не имея на то правовых полномочий, либо оставлять все как есть, а потом фиксировать факт недовыполнения или перевыполнения задания.

Запомнить

Размер субсидии на выполнение госзадания закладывается в объеме соответствующего бюджета на очередной финансовый год. Если резерв на ее увеличение в субъекте РФ отсутствует, то изменение задания априори не приведет к дополнительному финансированию.

В связи с этим учредителям необходимо грамотно подойти к составлению порядка формирования и финансового обеспечения задания.

В частности, рекомендуется не просто упоминать в нем о возможности изменения задания в ходе выполнения, но и указывать конкретные условия, при которых это возможно, а также порядок осуществления корректировок.

Перевыполнение и недовыполнение

Следующая проблема тесно связана с предыдущей. Это неурегулированность вопроса об изменении объема бюджетного финансирования государственных (муниципальных) учреждений в ситуации перевыполнения или недовыполнения задания.

Поскольку финансовое обеспечение задания основано на нормативном принципе, общий объем ассигнований по логике должен зависеть от фактически произведенных учреждением объемов (услуг, работ). Однако данная установка напрямую в бюджетном законодательстве не определена. Она может быть прописана (что не факт) в порядке финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) заданий, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией.

Нормативный документ

Типовые формы соглашений о предоставлении субсидии на выполнение задания на федеральном уровне установлены:

  • для бюджетных учреждений – совместным приказом от 29.10.2010 Минфина России № 138н и Минэкономразвития России № 528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;
  • для автономных учреждений – приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 № 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)».

Так, для федеральных автономных учреждений в Положении № 182 указанная норма не отражена. А в отношении федеральных бюджетных учреждений говорится лишь о том, что изменение объема субсидий, предоставленных им из федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных заданий, в течение срока их выполнения осуществляется только при соответствующем изменении этих заданий (ст. 69.1, ч. 1 ст. 78.1 БК РФ).

Практика снижения размера субсидии при недовыполнении учреждением задания может иметь место и находит свое документальное отражение в соглашениях о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, которые заключаются между учредителем и учреждением. А вот ситуации, когда учреждение перевыполняет объемные показатели задания (например, при превышении спроса на услугу), остаются без регулирования. Как правило, никакого дополнительного финансирования учреждение не получает.

Учредителям рекомендуется в порядке формирования и финансового обеспечения задания четко закреплять норму о том, что размер субсидии, предоставляемой учреждению на выполнение задания, уменьшается в случае недовыполнения объемных показателей в соответствии с рассчитанными нормативными затратами на оказание услуг или выполнение работ.

Также в соответствующем нормативно-правовом акте следует указать, что перевыполнение задания не может вести к увеличению размера субсидии. Это возможно только при условии внесения изменений в задание.

официальное мнение

Татьяна Саакян,
действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса

Перевыполнение госзадания – это нонсенс. И свидетельствует о неграмотном планировании объема показателей. Невозможно выделить учреждению дополнительные средства в середине финансового года, если утвержден бюджет, в котором предусмотрены определенные обязательства. Чтобы увеличить размер субсидии, потребуется новый финансовый источник, либо придется сократить расходы, направленные на другие цели.

Речь может идти только об увеличении задания. При этом, если у учреждения в результате эффективной экономии возникли «свободные средства» (т. е. часть от субсидии), оно может распорядиться ими самостоятельно, в соответствии с целями, ради которых оно создано. Средства можно направить на премии сотрудникам, купить оборудование или отложить на будущее. Бюджетным учреждениям в части денег дали некоторую свободу.

Возмещение затрат

Еще одна сложность заключается в финансировании деятельности учреждений при выполнении ими задания методом возмещения понесенных затрат.

В соответствии со ст. 69.1, ч. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидии в рамках государственного (муниципального) задания предназначены для возмещения нормативных затрат, связанных с выполнением учреждением этого задания.

Понятие «возмещение затрат» в прямом смысле предусматривает ситуацию, при которой учреждение несет определенные расходы по выполнению задания, а потом получает средства в объеме, равном этим расходам.

На практике эта ситуация трудно реализуема, т. к. у учреждения нет иных средств на затраты по оказанию услуг или выполнению работ (например, оплату энергоресурсов), кроме субсидий.

Таким образом, финансовое обеспечение организовано посредством авансирования, а не возмещения затрат, что формально является нарушением бюджетного законодательства.

Устранение данного противоречия лежит в плоскости совершенствования законодательной базы.

Запомнить

Субсидия в рамках госзадания определяется с учетом нормативных затрат учреждения, необходимых при оказании услуг (выполнении работ).

Соответственно, увеличение размера субсидии потребует внесения изменений в действующее задание (создание нового задания).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль