Школьный автобус не для прибыли

1711
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В рамках национального проекта «Образование» уже несколько лет реализуется программа по приобретению школьных автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Все поставляемые в рамках проекта автобусы передаются в собственность субъектов РФ, которые самостоятельно распределяют их по сельским школам1. Учитывая низкую загруженность автобусов (утром отвезти детей в школу, после обеда – домой), а также потребность в транспорте на селе в целом, некоторые образовательные учреждения пытаются извлечь из полученного имущества прибыль. Например, осуществлять платные услуги по перевозке в рамках приносящей доход деятельности. Однако данные операции могут расцениваться как нарушение законодательства.

Бюджетное законодательство

С точки зрения бюджетного законодательства и бюджетные, и автономные учреждения (к таковым относятся общеобразовательные школы) имеют право оказывать потребителям дополнительные платные услуги сверх установленного для них учредителем государственного (муниципального) задания. При этом в нормативно-правовых актах существует ряд оговорок.

Так, согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям. При этом такая деятельность в обязательном порядке должна быть указана в учредительных документах (уставе) организации.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках приносящей доход деятельности, должны соответствовать основной деятельности бюджетных и автономных учреждений. Для сельских школ это – образование.

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон № 3266-1) не обязывает общеобразовательные учреждения обеспечивать доставку школьников к месту учебы. Исходя из смысла ч. 1 ст. 12 Закона № 3266-1, перевозка детей не является частью образовательного процесса, т. е. если бы школьным автобусом не осуществлялась доставка детей к месту учебы, основная деятельность учреждения не остановилась бы (см., например, определение Рязанского областного суда от 01.02.2012 № 33-148).

Необходимо также упомянуть, что автобус является движимым имуществом учреждения. Если оно отнесено к особо ценному, то распоряжаться им учреждение не вправе.

Соблюдение безопасности

Исходя из вышеизложенного, даже если образовательное учреждение в своем уставе укажет пассажирские перевозки в качестве платных услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности, в законности таких действий можно усомниться.

Нормативный документ

Согласно ст. 3 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Аналогичная норма установлена для бюджетных учреждений ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Разница лишь в том, что в отличие от бюджетного учреждения автономное самостоятельно распоряжается недвижимым имуществом, приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности.

Остальным имуществом, находящимся у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Однако существуют и более веские причины для того, чтобы «похоронить» идею платных пассажирских перевозок на школьном автобусе.

Дело в том, что такие действия запрещены СанПиН. Согласно этому документу подвоз обучающихся к образовательному учреждению осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей. Соответственно, у учреждений нет права перевозить в школьном автобусе взрослых (за исключением сопровождающего детей), тем более случайных пассажиров.

Нормативный документ

Статья 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует следующие нормы:
1) транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно;
2) организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Данная норма продиктована необходимостью соблюдения безопасности учащихся, защитой их здоровья и жизни. Так, согласно тем же СанПиН лица, работающие с детьми, должны иметь допуск по состоянию здоровья, проходить гигиеническую подготовку.

А также своевременно проходить периодические медицинские обследования, результаты которых заносятся в медицинскую книжку.

Таким образом, для пассажирских перевозок, например жителей села, в свободное от школьного расписания время автобусы использоваться не могут.

Другое дело – перевозка тех же школьников на какие-то дополнительные занятия. Теоретически такую услугу можно оказывать за плату. На практике платные услуги не должны ограничивать те обязательства учреждения перед учащимися, которые гарантированы им на бесплатной основе. Если в связи с дополнительными платными перевозками учреждение не сможет выполнить установленные законом правила, оно будет привлечено к ответственности.

Родом из Лондона

Впервые централизованная доставка детей была организована в квакерской школе на северо-востоке Лондона. Наибольшее распространение школьные омнибусы получили в США. С появлением двигателей внутреннего сгорания стали появляться и первые школьные автобусы. Вначале они не сильно отличались от своих предшественников: имели брезентовый верх и скамейки вдоль бортов, вход-выход располагался сзади. К 30-м годам XX века автобусы приобрели относительно близкую к сегодняшним конструкцию.
В России до 1998 г. не было специальных технических требований к автобусам, предназначенным для перевозки детей. Для этих целей использовались обычные автобусы, на которые лишь устанавливались опознавательные знаки «перевозка детей». В 1998 г. был принят ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Но массово школьные автобусы стали закупаться с 2001 г. в рамках федеральной программы «Школьный автобус». Сегодня поставка автобусов в сельские школы проходит в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Правила перевозки

Учреждениям, которые все-таки решили взять на себя ответственность и организовать дополнительные платные перевозки для детей, следует учесть ряд важных особенностей при эксплуатации школьного автобуса.

Во-первых, при расчете платы за проезд должны быть учтены такие экономические составляющие, как расход ГСМ, амортизация, зарплата водителя и медработника, проводящего предрейсовый осмотр.

Во-вторых, необходимо будет соблюдать правила, установленные в т. ч. Методическими рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утв. Роспотребнадзором, МВД России 21.09.2006), Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Так, у перевозчика должна быть лицензия на данный вид деятельности. Перевозить группы детей может лишь водитель с открытой категорией «Д» и имеющий непрерывный опыт вождения за рулем автобуса не менее трех лет. Он не должен иметь за три последних года нарушенидействующих правил дорожного движения. В обязательном порядке водитель должен проходить медицинское освидетельствование перед каждым рейсом и получать соответствующий допуск, а автобус – ежедневный технический осмотр выпускающим механиком.

Автобус для перевозки школьников должен быть оборудован спереди и сзади предупреждающим знаком «Дети» (размером не менее 400 мм), ремнями безопасности для каждого пассажира, цветографическими знаками безопасности, кнопками подачи сигнала водителю, средствами громкоговорящей связи, а также двумя огнетушителями и двумя медицинскими аптечками с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. Скорость движения автобуса не должна превышать 60 км/ч.

Соблюсти все указанные правила учреждению, не специализирующемуся на перевозках, проблематично. Поэтому стоит десять раз отмерить преж де чем решиться на выполнение такой услуги.

мнение специалиста

Ирина Абанкина,
канд. экон. наук, директор Института развития
образования НИУ ВШЭ

Руководители учреждений должны понимать, что использование школьных автобусов в коммерческих целях вряд ли найдет поддержку у учредителей. Прежде всего, в интересах безопасности детей. В СанПиН четко прописано, что школьный автобус предназначен для школьников. И никаких перевозок иного населения в нем быть не должно. Кроме того, учреждение столкнется с необходимостью самостоятельной закупки ГСМ (бюджетные средства выделяются только в рамках обеспечения непосредственного подвоза детей к школе и обратно), ремонта транспортного средства в случае поломки и другими вынужденными затратами. Все это усложнит ведение бухгалтерского учета. Также отмечу, что бюджетные и автономные учреждения имеют два серьезных ограничения: целевое использование прибыли и имущества.
То имущество, которым их наделил учредитель, предназначено для реализации уставных целей. Если в уставе основная деятельность обозначена как образовательная, то с дополнительными услугами, не входящими в нее, могут быть проблемы. Необходимо, чтобы устав трактовался более широко и включал, например, такие задачи, как оздоровление, культурное воспитание детей и т. п.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль