Какое преимущество дают средства ОМС

1023
 Буданова Л.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Финансирование учреждений здравоохранения в числе прочих включает такой источник, как средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Направления расходования этих средств утверждаются базовой и территориальными программами ОМС. При этом в структуру тарифа на оплату медпомощи в т. ч. включены: расходы учреждений на приобретение медицинского инструментария, прочих материалов, а также оборудования стоимостью до 100 тыс. руб. В зависимости от критериев, установленных соответствующими органами власти, данное имущество может быть отнесено к категории особо ценного и подлежать обособленному учету. Как вести такой учет, рассмотрим далее.

Особо ценное имущество

Прежде всего разберемся, что подразумевает законодатель под термином «особо ценное имущество». Статьей 3 Федерального закона от 01.11.2006 № 174-ФЗ (далее – Закон № 174-ФЗ) и ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что под особо ценным движимым имуществом (далее – ОЦДИ) понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Нормативный документ

Согласно п. 5 Постановления № 538 ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к ОЦДИ, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого установлен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 (далее – Постановление № 538). В нем, в частности, указано, что перечни ОЦДИ определяются учредителями учреждений. В отношении автономных учреждений перечни могут также формировать органы власти и местного самоуправления, на базе имущества которых оно было создано.

Постановлением № 538 установлены обязательные критерии для включения имущества в перечни. Так, к ОЦДИ относится:
1 движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

  • для федеральных учреждений - размер в интервале от 200 000 до 500 000 руб. (устанавливается учредителем);
  • для учреждений, подведомственных субъекту РФ, – размер в интервале от 50 000 до 500 000 руб. (устанавливается нормативно-правовым актом высшего исполнительного органа власти субъекта РФ);
  • для муниципальных учреждений – размер в интервале от 50 000 до 200 000 руб. (устанавливается нормативным правовым актом местной администрации);

2 иное движимое имущество, без которого учреждению будет трудно вести основную деятельность, преду смотренную уставом и (или) которое отнесено к определенному виду ОЦДИ (например, независимо от балансовой стоимости к таким видам имущества могут быть отнесены транспортные средства, средства электронно-вычислительной техники, различная аппаратура);

3 имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

Запомнить

Установка критериев отнесения имущества к особо ценному, а также утверждение перечней такого имущества по каждому из подведомственных учреждений, находятся в компетенции учредителя (соответствующего органа власти).

Право распоряжения

В законодательных актах встречается понятие «имущество, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно». Рассмотрим, что это значит. Статья 120 Гражданского кодекса РФ и Законы № 7-ФЗ и № 174-ФЗ устанавливают следующие ограничения в распоряжении имуществом:

  • в отношении бюджетных учреждений – всего недвижимого имущества, а также ОЦДИ, закрепленного за организацией учредителем или приобретенного за счет его средств;
  • в отношении автономных учреждений – недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за организацией учредителем или приобретенных за счет его средств.

Таким образом, если имущество попадает в категорию ОЦДИ, то распоряжаться им учреждение может:

  • самостоятельно – если ОЦДИ приобретено за счет средств ОМС, либо за счет приносящей доход деятельности;
  • только с согласия собственника (учредителя) – если ОЦДИ приобретено за счет субсидий либо закреплено за учреждением собственником на основании отдельного распорядительного акта (например, при безвозмездной передаче, централизованном снабжении).

Отсюда следует вывод, что к имуществу, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, относится не все особо ценное имущество, а лишь закрепленное собственником или приобретенное за счет его средств. Этот вывод подтверждает и Минфин России в письмах от 17.01.2013 № 02-06-07/111 и от 26.09.2012 № 02-06-10/3912.

Бухгалтерский учет

Согласно Инструкции № 157н ОЦДИ учитывается на соответствующих счетах 100 00 «Нефинансовые активы» по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения». Таким образом, основные средства, приобретенные в рамках деятельности в сфере ОМС и соответствующие критериям отнесения к ОЦДИ, учитываются на счетах аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения».

Запомнить

При подготовке приказов учредителя по утверждению перечней ОЦДИ рекомендуется для каждого подведомственного бюджетного или автономного учреждения формировать три приложения отдельно по каждой из групп ОЦДИ.

Нормативный документ

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда РФ. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в соответствующий перечень.

Расчеты с учредителем

Показатели стоимости недвижимого имущества и ОЦДИ, которыми учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, должны найти отражение на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». Первоначально показатель по этому счету был сформирован учреждениями при изменении типа, когда все имеющееся на тот момент имущество было закреплено за ними учредителем. Согласно письму Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798, в показатель должна была вой ти балансовая стоимость:

1 в бюджетных учреждениях:

  • недвижимого имущества (вне зависимости от источника его приобретения);
  • ОЦДИ, учитываемого по коду финансового обеспечения (деятельности) (далее – КФО) 4;
  • ОЦДИ, учитываемого по КФО 7 и КФО 2, – в части имущества, приобретенного за счет средств ОМС и средств от приносящей доход деятельности до изменения типа;

2 в автономных учреждениях:

  • недвижимого имущества, учитываемого по КФО 4;
  • ОЦДИ, учитываемого по КФО 4;
  • ОЦДИ, учитываемого по КФО 7 и КФО 2, – в части имущества, приобретенного за счет средств ОМС и средств от приносящей доход деятельности до изменения типа.

Запомнить

Сумма начисленной амортизации ОЦДИ на показатель расчетов с учредителем не повлияет.

В дальнейшем при изменении стоимости такого имущества (например, при приобретении нового имущества, выбытии старого) показатель, отраженный на счете 0 210 06 000 нужно обязательно откорректировать. Корректировка показателя производится с периодичностью, согласованной с учредителем, но не реже одного раза в год (при составлении годовой отчетности).

Корректировка увеличения показателя стоимости особо ценного имущества производится записью:Дебет счета 0 401 10 172 – Кредит счета 0 210 06 660.

Корректировка уменьшения показателя стоимости особо ценного имущества производится аналогично, но методом «красное сторно».

На суммы изменений показателей счета 0 210 06 000 в адрес учредителя следует направить Извещение (ф. 0504805).

Такой порядок действий приведен в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

При этом в другом письме (от 17.01.2013 № 02-06-07/111) Минфин России обращает внимание на следующее: корректировка счета 7 210 06 000 происходит только в части выбывшего ОЦДИ, закрепленного ранее при изменении типа учреждения.

Это и понятно, ведь стоимость имущества, приобретенного в рамках деятельности в сфере ОМС после изменения типа учреждения, отражать на счете 7 210 06 000 не нужно. Если такое имущество и попадает под критерии особо ценного, учреждение все равно имеет право распоряжаться им самостоятельно, т. к. оплата происходила за счет средств ОМС, а не за счет средств учредителя.

Эти выводы справедливы и для имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности – в момент приобретения показатель счета 2 210 06 000 не увеличивается. Возможно лишь его уменьшение при выбытии ОЦДИ, закрепленного при изменении типа учреждения.

Корреспонденции счетов

На основе практического примера рассмотрим, как должны быть отражены в бухгалтерском учете операции по ОЦДИ, приобретенному в рамках деятельности по ОМС.

Пример

При изменении типа бюджетного учреждения 1 января 2012 г. были сформированы входящие остатки по счету 7 101 24 000 «Машины и оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения» в сумме 150 000 руб. (три медицинских монитора стоимостью 50 000 руб. каждый).

Входящее сальдо по счету 7 210 06 000 отражается в межотчетный период в корреспонденции счетов дополнительными записями, изменяющими валюту баланса по балансовой стоимости ОЦДИ:Дебет 7 401 30 000 – Кредит 7 210 06 000 – 150 000 руб. – отражено увеличение расчетов с учредителем в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦДИ.

В течение 2012 г. учреждением за счет средств ОМС было приобретено диагностическое оборудование на общую сумму 700 000 руб. (стоимость единицы оборудования составила менее 100 000 руб.).

На основании распорядительного акта учредителя учреждение передало один монитор другой организации. На момент передачи амортизация монитора составила 10 000 руб. В учете отражены записи:
1) Дебет 7 106 21 310 – Кредит 7 302 31 730 – 700 000 руб. – отражены вложения учреждения в приобретение диагностического оборудования;
2) Дебет 7 101 24 310 – Кредит 7 106 21 310 – 700 000 руб. – принято к учету диагностическое оборудование;
3) Дебет 7 401 20 241 – Кредит 7 101 24 410 – 50 000 руб. – отражена передача медицинского монитора по балансовой стоимости;
4) Дебет 7 104 24 410 – Кредит 7 401 20 241 – 10 000 руб. – списана ранее начисленная амортизация на монитор.

Учредителем установлено, что корректировка счета 0 210 06 000 производится подведомственными учреждениями один раз в год – в последний день текущего года. Поэтому 31 декабря 2012 г. учреждение скорректировало показатель расчетов с учредителем:Дебет 7 401 10 172 – Кредит 7 210 06 660 – 50 000 руб. – отражено уменьшение показателя стоимости ОЦДИ на сумму балансовой стоимости выбывшего монитора.

На сумму изменений счета 7 210 06 000 (50 000 руб.) учреждение направило в адрес учредителя Извещение (ф. 0504805).

Отчетность

Как правило, перед сдачей отчетности Казначейство России издает письма об особенностях ее составления и представления. Так, порядок отчетности за 2012 г. изложен в письме от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3.

В нем, в частности, разъясняется, что при составлении Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – Баланс) по виду деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию» допускается наличие остатков по соответствующим счетам учета нефинансовых активов, в т. ч. 7 101 00 000, 7 105 00 000, 7 106 00 000, 7 109 00 000.

Кроме того, по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» допускается наличие остатков в части имущества, приобретенного за счет средств по ОМС до изменения типа учреждения.

При этом обращается внимание на то, что показатель по счету 0 210 06 000 не подлежит сверке с перечнем ОЦДИ, формируемым в соответствии с Постановлением № 538.

Иными словами, стоимость имущества по утвержденному учредителем перечню не должна быть равна показателю счета 0 210 06 000. Тем самым Казначейство России подтверждает выводы, изложенные в данной статье.

Однако на практике при составлении годовой отчетности учреждения могут столкнуться с серьезной проблемой. Дело в следующем.

Приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н были внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее – Инструкция № 33н).

Согласно Инструкции № 33н отчетность составляется на основе данных Главной книги (ф. 0504072). То есть в соответствующих строках и графах Баланса отражаются данные о стоимости ОЦДИ, учтенные по счетам 100 00 «Нефинансовые активы» по аналитической группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».

Как следует из приведенных выше нормативных документов, на этих счетах учитывается не только стоимость имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться, но и стоимость ОЦДИ, которым оно распоряжается по своему усмотрению.

При этом Инструкцией № 33н в Балансе предусмотрены новые строки:

  • 337 «Показатель уменьшения балансовой стоимости ОЦИ» – показатель изменения балансовой стоимости ОЦИ (недвижимое имущество + ОЦДИ), равный сумме амортизационных начислений ОЦИ на начало отчетного периода (графа 4) и на конец отчетного периода (графа 8);
  • 338 «Чистая стоимость ОЦИ» – равна сумме строк 336 (расчеты с учредителем (0 210 06 000)) и 337 – чистая стоимость ОЦИ (т. е. остаточная стоимость).

Исходя из буквального толкования положений Инструкции № 33н, в ней не предусмотрено отражение чистой стоимости ценного имущества (корректировка показателя счета 0 210 06 000 на стоимость амортизации), которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно. Чистая стоимость по строке 338 рассчитывается исходя из показателя счета 0 210 06 000, уменьшенного на сумму амортизации всего ценного имущества, в т. ч. приобретенного за счет средств ОМС и приносящей доход деятельности.

Таким образом, те учреждения, которые включают в перечень ОЦДИ имущество по ОМС и приносящей доход деятельности, при составлении отчетности могли столкнуться с «неувязкой» рассматриваемых показателей Баланса (ф. 0503730). Однако, учитывая, что согласно указаниям Казначейства России имущество по перечню не подлежит сверке с показателем счета 0 210 06 000, данная проблема вполне решаема на уровне взаимоотношений учредителя и подведомственных ему учреждений.

Нормативный документ

Разъяснение отдельных вопросов по составлению годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г. с учетом положений письма Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3 представлено в письме Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/110.

Заключение

Итак, анализ норм законодательства показал, что имущество, приобретенное за счет средств ОМС, может относиться к особо ценному, но учреждение вправе распоряжаться им самостоятельно. Ведение перечня ОЦДИ относится к компетенции учредителя. Все вопросы, связанные с внесением имущества в перечень и дальнейшим его учетом, необходимо решать с вышестоящим органом.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль