Необычные способы закупок

981
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Закон № 223-ФЗ имеет рамочный характер и дает возможность заказчику (будь то крупная государственная корпорация или небольшое автономное учреждение) устанавливать свои, удобные для него правила закупки. Эта возможность позволяет создавать такое регулирование закупочных процедур, способы и формы закупок, которые будут приемлемы и удобны и самому заказчику, и поставщикам продукции. При этом отдельные заказчики применяют весьма эффективные механизмы закупок.

Закон обязывает

В письме от 02.09.2011 № Д28-317 Минэкономразвития России указывает, что «…Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров».

Наиболее распространенными способами закупки, применяемыми заказчиками, являются открытый конкурс, открытый аукцион (чаще всего в электронной форме), запрос котировок, закупка у единственного поставщика. Однако мы рассмотрим не нашедшие широкого применения закупочные процедуры.

Конкурентные переговоры

Конкурентные переговоры обычно проводятся при закупках особо сложной продукции, когда необходимо провести переговоры с участниками, а использование процедуры двух этапного конкурса или запроса предложений с учетом затрат времени или по иным причинам нецелесообразно.

Данный способ закупок дает широчайшие возможности для маневров, при этом поставщики в процессе переговоров могут обсуждать наиболее эффективные пути удовлетворения потребности заказчика, образовывать консорциумы и делать совместные предложения. Противники данной формы закупок подчеркивают коррупционную емкость процедуры, возможные сложности в экспертизе заявок и выборе победителя.

Процедуры продавцов продукции

В необходимых случаях закупка также может производиться путем участия заказчика в аукционах, конкурсах, распродажах или иных процедурах, организуемых продавцами продукции (в т. ч. на виртуальных электронных торговых площадках в международной компьютерной сети Интернет).

Такие закупки производятся, как правило, в условиях дефицита продукции, когда спрос на нее превышает предложение. Также этот способ может применяться в случае крайней выгодности для заказчика информации о продаже продукции, содержащейся в открытых источниках.

Повышение компетенции поставщика

Возникают ситуации, когда заказчик не может до конца определиться с тем, какая продукция будет лучшим решением именно для него. В этом случае организация может не располагать сведениями обо всех имеющихся на рынке технологических или интеллектуальных возможностях удовлетворения ее потребностей. Как правило, это случаи закупки сложной и наукоемкой продукции.

Тогда заказчик может предоставить поставщикам возможность повысить его компетенцию, т. е. наряду с основными критериями отбора предоставить информацию о возможных технологиях выполнения заказа.

Несомненно, указанная процедура имеет некоторое сходство с двухэтапным конкурсом, но при этом имеет право на самостоятельное существование в положении о закупках.

Запомнить

Закон № 223-ФЗ не регламентирует срок, на который заключаются договоры поставки товаров, а лишь обязывает заказчиков размещать на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. При этом порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к его форме устанавливаются Правительством РФ дополнительно.

Попозиционная закупка

В данном случае речь идет о некоем слиянии лотовой закупки и возможности частичной поставки продукции. При большом объеме закупок однородной продукции, именно такая форма может обеспечить максимальный эффект для заказчика. Участники выбирают те позиции, которые они могут предложить на наиболее выгодных условиях. При этом сохраняется риск, что часть позиций при такой закупке останется невостребованной.

Запомнить

В переторжке должны лично участвовать лица, уполномоченные участником от его имени производить данную процедуру и заявлять обязательные для него цены. Перед началом переторжки они обязаны представить документы, подтверждающие их полномочия.

Переторжка

Переторжка является скорее не самостоятельным способом закупок, а одним из элементов любой конкурентной процедуры размещения заказов, о котором организатор обязан объявить в процедурной документации. Суть переторжки состоит в том, что заказчик может предоставить участникам возможность добровольно и открыто повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначально указанной в цены.

Переторжка может быть проведена после рассмотрения, оценки и сравнения заявок.

На практике переторжка проводится как по инициативе заказчика, так и по просьбе участников размещения заказа.

Пример

В некоторых положениях о закупках предусмотрено, что вне зависимости от того, по каким причинам проведена переторжка, на нее приглашаются участники, занявшие в предварительной ранжировке заявок места с первого по третье.

Переторжка может быть либо гласной, либо тайной. При тайной переторжке вскрываются только поданные участниками конверты с минимальными ценами, окончательная цена заявки каждого участника объявляется и заносится в протокол. При гласной переторжке организатор предлагает всем приглашенным публично объявлять новые цены. Переторжка ведется до тех пор, пока все участники не объявят о том, что заявили окончательную цену и далее уменьшать ее не будут. Цена, полученная указанным образом в ходе переторжки, будет считаться окончательным предложением цены для каждого участника.

По окончании переторжки заказчик производит необходимые подсчеты в соответствии с ранее объявленными критериями и учитывает цены, полученные в ходе переторжки при оценке заявок и построению итоговой ранжировки предложений.

мнение специалиста

Елена Абидуева,
консультант отдела правового и информационно-аналитиче-
ского обеспечения управления государственной политики ми-
нистерства культуры и архивов Иркутской области

Организация закупочной деятельности автономных учреждений, с одной стороны, детально не регламентируется (в отличие от бюджетных учреждений, подчиняющихся Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ), с другой – должна соответствовать отдельным федеральным нормативным правовым актам: законам № 223-ФЗ и № 174-ФЗ, Гражданскому кодексу РФ. Руководитель учреждения должен понимать что положение о закупках – это не локальный правовой акт организации, а документ, принимаемый наблюдательным советом. Даже если руководитель, присутствующий на заседании наблюдательного совета с правом совещательного голоса, выступил против принятой редакции положения о закупках, он обязан это положение исполнять. Изменять (дополнять) его самостоятельно руководитель не вправе. Положение о закупках значительно расширяет возможности заказчика при установлении порядка принятия решения о выборе поставщика. Оно должно устанавливать отличный (упрощенный) от привычного бюджетным и казенным учреждениям порядок закупок, упрощать по возможности хозяйственную деятельность автономных учреждений. Но при этом – соответствовать требованиям ст. 447–449 ГК РФ, регулирующих заключение договоров на торгах.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 14.29%
  • Нет 42.86%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходами 42.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×