Анализируем отчетные ошибки

1834
 Кривенец А.И.
Начальник отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
При проверках бюджетной отчетности по итогам 2012 г. специалисты Минфина России выявили ряд однотипных нарушений. В большинстве случаев они связаны с недостаточным знанием бухгалтерами методологии учета и отчетности. Попробуем проанализировать отчетные ошибки и предупредить их появление в дальнейшем.

Расчеты с учредителем

Среди прочих в годовой бюджетной отчетности наиболее часто встречались ошибки, связанные с отражением показателей по счетам:

  • 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях»;
  • 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Сложности, в частности, вызвал вопрос, по какой стоимости отражать эти показатели. Попробуем разобраться.

В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (4 210 06 000, 2 210 06 000) учитывается показатель расчетов с главным распорядителем бюджетных средств, выполняющим функции и полномочия учредителя, в объеме прав по распоряжению недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее – ОЦИ) в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ.

В соответствии с инструкциями № 157н, 162н учредителем на счете 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» отражается показатель участия в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ подведомственных учреждений.

На суммы амортизации ОЦИ показатели счетов 0 210 06 000 и 1 204 33 000 не корректируются.

Соответственно, в Балансе учредителя (ф. 0503130)1 данные показатели отражаются в размере балансовой стоимости. В Балансе учреждения (ф. 0503730)2 показатель по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» отражается в строке 336 (балансовая стоимость), при этом в строке 337 отмечаются суммы амортизации ОЦИ на начало года (графа 4) и на конец отчетного периода (графа 8).

Также сложности у бухгалтеров вызвал состав имущества, подлежащего отражению на указанных счетах.

Согласно Инструкции № 157н ОЦИ, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное учреждением за счет выделенных собственником имущества средств, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счетов 4 101 20 000, 4 102 20 000, 4 105 20 000 (а в части ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения, – на счетах 2 101 20 000, 2 102 20 000, 2 105 20 000). Недвижимое имущество отражается на счетах 4 101 10 000, 2 101 10 000.

Учитывая изложенное, движимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением после изменения его типа за счет средств от приносящей доход деятельности, не подлежит отражению по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». При этом вопросы отнесения его к категории ОЦИ регулируются в установленном учредителем порядке.

Что касается автономных учреждений – то у них, кроме того, не увеличивается показатель счета 0 210 06 000 и на стоимость недвижимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности.

Еще один «трудный вопрос» связан с источником информации, на основании которого подлежат отражению показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» ведение перечня ОЦИ осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к такому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Таким образом, по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» отражаются расчеты по данным бухгалтерского учета учреждения на отчетную дату.

Бюджетная классификация

Ошибки в отражении в отчетных формах кодов бюджетной классификации также встречаются нередко. Основная проблема – неправильное использование Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (далее – Указания). А именно – ссылка на Указания, не соответствующие периоду отчетности.

Вместе с тем в соответствии с Методическими указаниями по переходу на новые положения Инструкции по бюджетному учету1 коды бюджетной классификации, включенные в номера счетов учета, должны соответствовать кодам, утвержденным действующими Указаниями, а также закону (решению) о бюджете.

По итогам бюджетной отчетности 2012 г. несоответствие бюджетной классификации действующим правовым актам часто встречалось в таких формах, как:

  • Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127).

Но наиболее проблематичным оказалось составление Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), именно с ними связана основная доля нарушений.

В соответствии с Инструкцией № 191н и письмом Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3 при формировании раздела 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) в графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» указываются номера счетов бюджетного учета (26 знаков). Кроме того, необходимо согласовывать коды бюджетной классификации с Приложением № 4 к Инструкции № 162н.

Основная ошибка бухгалтеров состояла в том, что, формируя номера счетов, они руководствовались Указаниями, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н. В то время как в 2012 г. подлежали применению Указания, утв. приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н.

Консолидируемые расчеты

Ошибки в Справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) связаны с расхождением показателей в отчетных формах учреждения с аналогичными показателями иных субъектов бюджетной отчетности (контрагентов).

При формировании консолидированных отчетных форм взаимосвязанные показатели, отражающие операции по движению финансовых, нефинансовых активов и обязательств между субъектами бюджетной отчетности, подлежат исключению. Они должны соответствовать друг другу, т. к. являются по сути одной и той же операцией, отраженной двумя сторонами.

В соответствии с Инструкцией № 191н, а также письмом Федерального казначейства от 09.01.2013 № 42-7.4-05/2.1-3 в Справках (ф. 0503125) отражаются операции по приему-передаче активов (обязательств) между получателями средств федерального бюджета, а также между получателями средств федерального бюджета и получателями бюджетных средств (ПБС) иных бюджетов бюджетной системы РФ.

Операции по передаче активов (обязательств) между ПБС и бюджетными, автономными учреждениями в Справки (ф. 0503125) не включаются.

Сводные Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725) подлежат составлению и представлению в составе сводной годовой отчетности только по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» в части бухгалтерских операций государственных (муниципальных) учреждений по изменению их типа в течение финансового года.

Иные операции, осуществляемые учреждениями по счету 0 304 06 000, в Справке (ф. 0503725) не отражаются.

Между тем учреждениями в Справки (ф. 0503725) излишне включались такие операции, как, например, перевод активов между видами финансового обеспечения.

Внебюджетная деятельность

После окончания переходного периода, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ), все доходы от оказания платных услуг, оказываемых государственными органами (органами местного самоуправления) и казенными учреждениями, подлежат зачислению в доход соответствующего бюджета.

В отношении федеральных органов власти и федеральных казенных учреждений переходный период в целях введения в действие Закона № 83-ФЗ закончился 01.01.2012.

Учитывая изложенное, возможность осуществления приносящей доход деятельности (и, как следствие, отражения каких либо операций по виду деятельности 2) в бюджетной отчетности с 1 января 2012 г. на федеральном уровне отсутствует.

В соответствии с Методическими рекомендациями по отражению в учете государственных (муниципальных) учреждений бухгалтерских записей по преобразованию государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа (письмо Минфина России от 25.04.2011 № 02-06-07/1546) объекты нефинансовых активов, числящиеся в бюджетном учете учреждения – ПБС по коду вида деятельности 2 «Приносящая доход деятельность», подлежат переводу на код вида деятельности 1 – «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)».

Данные разъяснения применяются также и к государственным органам, т. к. на них в соответствии с Бюджетным кодексом РФ распространяются положения, применяемые к казенным учреждениям.

Однако в бюджетной отчетности учреждений зачастую отражались показатели по коду вида деятельности 2.

Исключение составила операция по перечислению в доход федерального бюджета остатков денежных средств от приносящей доход деятельности ПБС и казенных учреждений, сформированных на конец 2012 г., предусмотренная Федеральным законом о федеральном бюджете на 2012 г. Данная операция отражена в бюджетной отчетности по виду деятельности 2.

Вывод

Резюмируя вышеперечисленные ошибки, можно сделать следующий вывод. Для составления бюджетной отчетности без нарушений и успешной ее сдачи необходимо соблюдать требования нормативных правовых актов Минфина России, которыми закреплены порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, методические рекомендации и разъяснительные письма принимающих органов, отслеживать изменения указанных актов и своевременно применять их в работе.

В случае возникновения вопросов необходимо заблаговременно обращаться за их разъяснениями в уполномоченные органы.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль