Атака ревизоров

1500
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В № 5/2013 журнала были рассмотрены выдержки из актов по итогам контрольно-ревизионных проверок с целью анализа распространенных бухгалтерских ошибок. Поскольку данная публикация вызвала большой интерес со стороны наших подписчиков, мы решили продолжить тему и предложить вниманию читателей еще несколько живых примеров из практики бухгалтера администрации сельского поселения.

Резервы израсходовали – надо отчитаться

СИТУАЦИЯ 1. По итогам контрольно-ревизионной проверки в администрации сельского поселения за 2012 г. составлен акт. Из текста акта следует, что «решением Совета депутатов № 37 от 11.02.2012 был утвержден резервный фонд администрации в размере 40 тыс. руб. В связи с возникшей на территории муниципального образования чрезвычайной ситуацией в результате стихийного бедствия (градобой) решением Совета от 21.05.2012 № 112 размер резервного фонда был увеличен до 340 000 руб.

В части оказания материальной помощи пострадавшим на ликвидацию последствий стихийного бедствия из резервного фонда были произведены расходы на закупку кровельного материала (шифер) на сумму 330 000 руб.

Остаток фонда на конец финансового года составил 10 000 руб. В соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) средства резервного фонда направляются на финансирование незапланированных расходов».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
В нарушение п. 7 ст. 81 БК РФ отчет об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда администрации к периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета муниципального образования не прилагался. Поскольку бюджетное законодательство не устанавливает форму Отчета об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов местных администраций, она должна быть утверждена соответствующим финансовым органом.

КОММЕНТАРИЙ. Как только было принято решение о формировании резервного фонда, бухгалтеру следовало согласовать вопрос о форме отчета, о его использовании, порядке и сроках его исполнения с соответствующим финансовым органом. Состав показателей такого отчета может быть следующим:

  • утвержденный размер бюджетных ассигнований резервного фонда;
  • исполнение;
  • процент исполнения.

Далее произведенные расходы могут быть детализированы по следующим показателям:

  • получатель средств;
  • направление расходования средств;
  • сумма;
  • дата, номер распоряжения администрации.

Выручку получили – надо оприходовать

СИТУАЦИЯ 2. Согласно контрольно-ревизионному акту в администрации сельского поселения «проведена проверка по вопросу полноты и своевременности оприходования наличных денежных средств. В проверяемом периоде дискотеки проводились не реже одного раза в две недели (объяснительная записка № 15 заведующей Дома культуры (ДК)), выручка ДК от дискотеки поступала в кассу администрации сельского поселения в марте (12 950 руб.) и октябре (14 560 руб.). Это свидетельствует о нарушении Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П) в части своевременности оприходования в кассу денежных средств».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Бухгалтер допускал накопление работниками ДК выручки от платных дискотек в течение длительного времени. Необходимо приходовать выручку в кассу в день ее получения. Для своевременного оприходования выручки от дискотек, которые завершались в позднее время, допустимо вести отдельную кассовую книгу в удаленном подразделении.

КОММЕНТАРИЙ. Бухгалтер оправдывал свои действия тем, что слишком хлопотно каждый раз сдавать в банк «эти копейки». В соответствии с Положением № 373-П учреждениям предоставлены широкие возможности для расчета суммы лимита кассового остатка, а также ведения неограниченного количества кассовых книг в удаленных подразделениях.

В описанной ситуации ревизор ограничился замечанием, отраженным в акте ревизионной проверки, хотя мог быть в установленном порядке составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ. В соответствии с данной статьей предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 40 до 50 тыс. руб.

С целью и без цели

СИТУАЦИЯ 3. При проверке поступлений и выбытия наличных денежных средств в кассу администрации сельского поселения установлено, что в проверяемом периоде кассовые операции по поступлению выручки от оказания услуг населению (баня – платные услуги) отражались по коду 180 «Прочие доходы» КОСГУ, а следовало – по коду 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Всего за проверяемый период на основании приходных кассовых ордеров с нарушением кода доходов поступило 17 560 руб.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Бухгалтер классифицировал выручку от банных услуг как целевые средства. В соответствии с Указаниями № 180н1, как и со всеми ранее действовавшими (а также применяемыми сегодня Указаниями № 171н), доходы от платных услуг отражаются по коду 130 КОСГУ.

КОММЕНТАРИЙ. К безвозмездным поступлениям, которые могут быть классифицированы по коду 180 КОСГУ, могут быть отнесены только те, которые не требуют от администрации ответных действий в пользу вносителя.

Букет нарушений

СИТУАЦИЯ 4. В акте по итогам проверки ревизор отметил: «Заявления от работников с указанием цели расходов, к которым также необходимо прилагать расчет – обоснование размера аванса, в нарушение Приказа № 162н не составляются. Согласно Инструкции № 157н выдача денег подотчет производится исключительно при условии полного отчета по ранее выданному авансу, который также предполагает возврат неизрасходованных сумм. Нарушение данного требования неоднократно имело место в 2012 г.

К примеру, в марте Миронову М.М. при наличии задолженности в сумме 7020,00 руб. перечислено под отчет 2190,00 руб., в июле при задолженности 9160,00 руб. перечислено 5000,00 руб. Авансовые отчеты руководителем администрации не утверждаются».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Хотя в указанном случае денежные средства выдавались подотчет перечислением, наличие заявления подотчетного лица обязательно. При выдаче денежных средств подотчет не контролировалось наличие непогашенной задолженности. Бухгалтер принял к учету авансовые отчеты без утверждения. Выдавать денежные средства подотчет вне зависимости от формы расчета (наличный или безналичный) допустимо только на основании заявления. Перед выдачей денежных средств подотчет нужно истребовать возврата ранее выданной суммы или отчета о ее расходовании. Списывать дебиторскую задолженность с подотчетного лица и/или отражать сумму перерасхода допустимо только на основании утвержденного авансового отчета.

КОММЕНТАРИЙ. Обратите внимание, что ревизор перечислил три нарушения, но ни для одного из них не указал соответствующие положения нормативных правовых актов.

1. Выдача подотчет без заявления. Требование о наличии заявления содержится в п. 213 Инструкции № 157н. Аналогичная норма приведена в п. 4.4 Положения № 373-П, но в данном случае она неприменима, поскольку денежные средства выдавались подотчет перечислением, а не наличными через кассу.

2. Выдача подотчет денежных средств при наличии задолженности по предыдущему авансу. Нарушено требование п. 214 Инструкции № 157н. Аналогичная норма есть в п. 4.4 Положения № 373-П, но, как указано выше, в данном случае она неприменима. Если руководитель был в письменном виде уведомлен о наличии задолженности за подотчетным лицом, тем не менее дал распоряжение о выдаче денежных средств, ответственность ложится на него, а не на бухгалтера. Сведения о наличии непогашенной задолженности бухгалтер может отразить в заявлении подотчетного лица до его представления на подпись руководителю.

3. Принятие к учету произведенных подотчетным лицом расходов по авансовому отчету не утвержденному руководителем. Требование об утверждении авансового отчета руководителем содержится в п. 216 Инструкции № 157н, п. 84 Инструкции № 162н. На необходимость утверждения авансового отчета руководителем указывают также Методические указания, утв. приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н, в части порядка заполнения Авансового отчета (ф. 0504049).

Доверяй, да проверяй

СИТУАЦИЯ 5. Как отмечено в акте по итогам проверки, «в нарушение требований приказов Минфина России № 162н и 173н в журнале операций № 3 “Расчеты с подотчетными лицами” и № 4 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” остатки по принятым обязательствам и их исполнению на начало и конец отчетных периодов финансового года не отражаются».

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Бухгалтер не проконтролировал порядок заполнения журналов операций, формируемых автоматически с использованием программы автоматизации учета. Не следует полагать, что разработчики программы «все знают». Необходимо проверять формы любого первичного документа и учетного регистра, созданного автоматизированным способом, чтобы ни один из реквизитов унифицированной формы не был удален.

КОММЕНТАРИЙ. На самом деле в описанном случае компьютерная программа позволяла формировать указанные журналы операций с показателями остатков на начало и на конец месяца. Однако бухгалтер не приложил усилий, чтобы разобраться, как это делается.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль