Если вы под подозрением

831
 Буданова Л.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Проверяющие из налоговых инспекций – люди щепетильные. Если им что-то кажется подозрительным, то они обычно несколько раз все перепроверяют. Наиболее простой способ уточнить сомнительные данные, например в отчетности, – затребовать у организации дополнительные документы. Но всегда ли инспекторы вправе это сделать? И можно ли что-то противопоставить налоговикам в ситуации, когда количество запрашиваемых документов выходит за все разумные пределы?

В соответствии с законодательством

О том, что налоговая инспекция может требовать у организации различные документы, сказано в подп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Но в этой норме есть небольшое уточнение. Требование может быть предъявлено только «в соответствии с законодательством о налогах и сборах».

Наряду с правом инспекции требовать документы в НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика их представить (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ), но опять же в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Вот только установить такое соответствие зачастую сложно не только организациям, но и самим проверяющим. Причина проста: запутанность и неоднозначность норм, которые устанавливают порядок истребования и представления документов.

Корень зла

Главная сложность связана с тем, что документы могут понадобиться проверяющим в самых различных ситуациях, в частности, при проведении:

  • камеральной проверки (ст. 88 НК РФ);
  • выездной проверки (ст. 89 НК РФ);
  • дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ).

Понятие «встречная проверка» было исключено из НК РФ еще в 2007 г. Тогда же была введена статья 93.1, в которой идет речь об истребовании документов и информации о конкретных сделках организации. По сути это и есть хорошо знакомая многим «встречка». Хотя в отличие от обычных проверок ни акт, ни решение по итогам этого мероприятия не составляются.

Еще одна проблема связана с тем, что нормы об истребовании документов разбросаны по части первой НК РФ. Так, налоговым проверкам посвящены ст. 88 и 89 НК РФ, а про истребование документов в рамках этих проверок сказано в ст. 93 НК РФ.

В результате складывается ситуация, когда налоговики запрашивают документы «по полной программе», а организации зачастую не только не имеют возможности собрать в срок все бумаги, но даже не могут понять, в связи с чем предъявлено требование и вообще правомерно ли оно. Испорченные отношения с инспекцией в таком случае гарантированы.

Несовпадение интересов

В пункте 1 ст. 93 НК РФ сказано: «Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы». На данном положении основаны все требования о представлении документов, которые предъявляются в рамках проверок. Эта же норма вызывает и наибольшее количество споров, причина которых кроется всего лишь в одном слове: «необходимые». Дело в том, что представления налоговиков и организаций о перечне документов, необходимых для проверки, редко когда совпадают. Первые хотят получить как можно больше, вторые – представить как можно меньше.

Табу для налоговой

Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу о том, что в ходе проверки налоговики не вправе истребовать:
1. Документы, не относящиеся к проверяемому периоду (постановления ФАС Дальневосточного округа от 01.06.2009 № Ф03-2283/2009 по делу № А73-11087/2008, ФАС Московского округа от 16.07.2008 № КА-А41/5556-08 по делу № А41-К2-23605/07). Попытаться получить бумаги за прошлые периоды налоговики могут, например, для того, чтобы выяснить ритмичность хозяйственных операций.
2. Документы, не относящиеся к предмету проверки. Президиум ВАС РФ еще в 2008 г. указал, что по смыслу ст. 88, 93 НК РФ истребуемые документы должны иметь отношение к предмету налоговой проверки. Иные документы организация может не представлять. Оснований для привлечения ее к ответственности в такой ситуации не будет (постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34). Уточним, что в деле, рассмотренном Президиумом ВАС РФ, при проверке декларации по НДС налоговикам зачем-то понадобились документы, подтверждающие государственную регистрацию права на основные средства. Суд указал, что организация имела полное право их не представлять.
3. Документы, не связанные с налогообложением. Такой вывод следует из подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ. Там сказано, что организации обязаны представлять только те документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. Минфин России конкретизировал это положение так: «к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика» (письмо от 05.08.2008 № 03-02-07/1-336).

Пример

В ходе налоговой проверки инспекция затребовала у организации целую кипу документов. Среди них: акт сверки взаимных расчетов; документы, подтверждающие возникновение «дебиторки»; инвентаризационные описи; оборотно-сальдовые ведомости; авансовые отчеты; перечень основных средств, принимаемых на учет в результате окончания работ; расшифровку затрат по объектам незавершенного строительства, включаемых в расчет налога на имущество; расшифровку некоторых строк баланса; свидетельства о государственной регистрации права собственности на землю и др.

Однако суд пришел к выводу, что, во-первых, представление этих документов не предусмотрено НК РФ, а во-вторых, в них нет сведений, необходимых для налогообложения.

При рассмотрении данного дела выяснилась любопытная деталь: в соответствии с требованием проверяющих налогоплательщик должен был за 10 дней представить 13 000 (!) документов. Арбитры обоснованно посчитали, что сделать это невозможно (постановление ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу № А40-54137/11-116-156).

Практика исходит из того, что никакой связи с налогами не имеют:

  • отчеты, аналитические справки и обобщения (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@, постановление ФАС Московского округа от 07.03.2012 по делу № А40-63891/11-140-278);
  • приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера, оборотно-сальдовые ведомости, главная книга (постановление ФАС Московского округа от 15.01.2010 № КА-А40/14964-09 по делу № А40-63055/09-111-364);
  • отчеты о расходовании авансов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2011 по делу № А67-2186/2011);
  • статистическая отчетность (постановления ФАС Московского округа от 13.02.2012 по делу № А40-29434/11-75-119, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2010 по делу № А67-3928/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2007 № А74-2145/06-Ф02-7139/06-С1 по делу № А74-2145/06);
  • документы, касающиеся технологических процессов (постановления ФАС Поволжского округа от 13.09.2011 по делу № А72-8303/2010, ФАС Дальневосточного округа от 03.02.2010 № Ф03-126/2010 по делу № А73-14268/2008);
  • экономические обоснования и расчеты, подтверждающие целесообразность тех или иных решений налогоплательщика (постановление ФАС Центрального округа от 27.10.2009 по делу № А48-973/2009);
  • заказ-наряды, гарантийные талоны, дефектные ведомости (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 по делу № А56-4388/2007);
  • трудовые книжки работников, трудовые договоры, должностные инструкции (постановление ФАС Центрального округа от 17.12.2008 по делу № А35-5443/07-С21).

Тем не менее установить, какие документы действительно необходимы для налогообложения, а какие проверяющие требуют для количества, крайне сложно. Например, для того чтобы отнести те или иные работы к ремонту или к реконструкции налоговой может понадобиться проектно-сметная документация (постановление ФАС Московского округа от 22.02.2012 по делу № А40-28385/11-129-127).

Суды нередко принимают сторону налоговиков, которые требуют документы, никак не связанные ни с налоговым, ни с бухгалтерским учетом. Так, ФАС Западно-Сибирского округа указал, что «в соответствии с налоговым законодательством инспекция вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить необходимые для проведения выездной налоговой проверки документы, перечень которых не ограничен» (постановление от 30.09.2008 № Ф04-6005/2008(12805-А45-29) по делу № А45-2228/2008).

Таким образом, не стоит сразу «заворачивать» сомнительное требование инспекторов. Лучше сначала убедиться, что требуемые документы действительно не имеют никакой связи с налогообложением.

Письмо «счастья»

Требование о представлении документов должно быть составлено по специальной форме. Она утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ требование может быть передано руководителю (представителю) организации двумя способами: лично под расписку или по телекоммуникационным каналам связи. Если по каким-либо причинам ни одним из этих вариантов воспользоваться невозможно, инспекция направит требование по почте заказным письмом.

По истечении шести дней требование будет считаться полученным. В этом случае, по мнению Минфина России, дата фактического получения требования никакого значения иметь не будет (письмо от 06.05.2011 № 03-02-07/1-159).

Для справки

При проведении камеральной поверки налоговая инспекция может истребовать документы только в четырех случаях:
1) если организация использует налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
2) если организация заявляет право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);
3) если организация использует природные ресурсы (п. 9 ст. 88 НК РФ);
4) если инспекция выявит в декларации ошибки или противоречия (постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301).

Запрашивать документы в рамках «камералки» в иных случаях налоговики не могут (п. 7 ст. 88 НК РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08 по делу № А07-10131/2007-А-РМФ, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 по делу № А56-52104/2011). Требовать документы за пределами трехмесячного срока проведения камеральной поверки тоже запрещено (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75, постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252).

Однако суды придерживаются несколько иной точки зрения. Например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 27.02.2012 № А56-34525/2011 пришел к выводу о том, что при наличии у инспекции информации о дате получения требования срок представления документов следует отсчитывать именно от нее. Такая же точка зрения высказана в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2012 по делу № А82-11734/2011.

В судебной практике сформировался подход, в соответствии с которым инспекция обязана сначала использовать все возможности, чтобы вручить требование лично или по электронным каналам, и только если сделать это не удалось, она имеет право отправить письмо почтой (постановления ФАС Московского округа от 15.08.2012 по делу № А40-110405/11-91-451, от 03.09.2010 № КА-А40/10087-1, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 по делу № А52-2540/2011).

Тем не менее относительно недавно ФАС Северо-Западного округа по одному ему понятным причинам вынес постановление, в котором пришел к противоположным выводам. Суд указал, что «организация ошибочно полагает, что отправка требования заказным письмом возможна только после использования двух других способов его передачи, т. к. НК РФ такого ограничения прав инспекции не содержит» (постановление от 08.11.2012 по делу № А56-71958/2011). Фраза «Если указанными способами (лично или по телекоммуникационным каналам связи – прим. ред.) требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом…» (п. 1 ст. 93 НК РФ) арбитров почему-то не смутила.

Нет единого мнения и в отношении того, как именно должно быть сформулировано требование. Президиум ВАС РФ считает, что оно должно содержать достаточно определенные данные о документах, которые истребуются. Если требование не исполнено из-за неопределенности истребуемых документов, то основания для привлечения организации к ответственности не будет (постановление от 08.04.2008 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34). Вот только что понимать под «достаточно определенными данными» высшие арбитры не уточняют. По этой причине суды принимают самые разнообразные, порой диаметрально противоположные решения.

Так, в одних судебных решениях высказано мнение, что в требовании должны быть указаны количество, наименования и реквизиты документов (постановление ФАС Поволжского округа от 29.07.2010 по делу № А55-26521/2009, ФАС Московского округа от 06.11.2009 № КА-А40/11837-09 по делу № А40-81571/08-20-434).

В других судебных актах напротив указано, что инспекция не может знать названия и реквизиты документов, которые есть у организации. Поэтому указывать их в требовании не обязательно. Главное, чтобы требование было исполнимым (постановления ФАС Уральского округа от 28.09.2010 № Ф09-7836/10-С3 по делу № А60-7614/2010-С6, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.04.2010 по делу № А27-10595/2009, ФАС Поволжского округа от 19.03.2010 по делу № А49-6789/2009).

В некоторых делах суды пытаются найти компромисс. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 07.07.2009 по делу № А12-19285/2008 пришел к выводу, что неисполнение требования, в котором не было конкретного перечня, можно считать смягчающим обстоятельством. В результате налогоплательщик был привлечен к ответственности, но размер штрафа был уменьшен.

В любом случае, если организация имеет возможность понять, какие бумаги хочет получить инспекция, то требование лучше исполнить, даже если в нем не будут указаны наименования и реквизиты документов. В ситуации же, когда понять, чего хотят налоговики, нереально, целесообразно письменно сообщить инспекции о невозможности исполнить требование с указанием причин.

Инспекция не вправе истребовать документы, ранее представленные организацией при проведении налоговых проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Это правило действует даже в том случае, когда документы были ранее представлены в другую налоговую инспекцию (письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-02-07/1-12). В то же время проверяющие могут истребовать документы в том случае, когда им ранее представлялись подлинники, позднее возвращенные организации.

Представление документов

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговую инспекцию тремя способами:
1) лично или через представителя;
2) заказным письмом по почте;
3) по телекоммуникационным каналам связи (в электронной форме).

Для того чтобы впоследствии не возникло разногласий желательно составить опись документов и попросить инспектора поставить на ней отметку об их принятии.

Если документы представляются в бумажном виде, они должны быть заверены печатью организации и подписью ответственного лица (абз. 2 п. 2 ст. 93 НК РФ).

Впрочем, ничего не мешает инспекции изучить даже незаверенные копии.

Поэтому некоторые суды придерживаются мнения, что привлечь организацию к ответственности за представление незаверенных копий документов нельзя (постановления ФАС Уральского округа от 15.09.2008 № Ф09-6550/08-С3 по делу № А76-26895/07, от 15.09.2008 № Ф09-6550/08-С3 по делу № А76-26895/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2004 № Ф04-8011/2004(6232-А27-29)).

Вместе с тем налоговая инспекция может не принять незаверенные копии, даже если организация направит их по почте. Понять инспекторов нетрудно: незаверенная копия является не документом, а простой бумажкой. Разделяют их мнение и некоторые судьи (постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09 по делу № А41-18214/08).

Более того, особо щепетильные арбитры указывают, что заверять надо каждый документ в отдельности, а не целую подшивку, как иногда делают на практике (постановления ФАС Московского округа от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09 по делу № А41-18214/0, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу № А75-10184/2011). Об этом же напоминают специалисты Минфина России (письма от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374) и ФНС России (письмо от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Вот только далеко не все суды с этим согласны. Никакой разницы между заверением каждого документа и подшитой пачки они не видят (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.2012 по делу № А75-10185/2011, от 24.08.2012 по делу № А75-10184/2011).

Во избежание конфликтов с проверяющими лучше заверять каждый документ. Если такой возможности нет (например, налоговики запросили слишком много бумаг), можно согласовать с ними представление подшивки или письменно уведомить их о невозможности подготовить документы в отведенные сроки.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль