Какими могут быть иные цели

1076
 Чагин К.
Автор: Чагин К.
Консультант по социальной политике Института экономики города
В соответствии с действующим законодательством автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться два типа субсидий: на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в рамках задания, а также на иные целил. В отношении последних на практике существует немало вопросов. Некоторые из них рассмотрим в данной статье.

История вопроса

Первый этап реформирования бюджетной сферы включал внедрение механизма автономных учреждений. Предусматривалось, в частности, что их финансовое обеспечение будет осуществляться через два канала:
1 субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
2 программы развития автономных учреждений.

Таким образом, была заложена идея, что бюджетное финансирование должно выделяться не только на расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг (выполнением работ) в рамках установленного задания, но и на другие затраты, необходимые для развития организации.

Собственником имущества автономного учреждения оставались государство (в т. ч. в лице субъекта РФ) или муниципалитет, и учреждение на данном основании требовало от учредителя определенных вложений на перспективу.

Пример

В Самарской области с марта 2010 г. по октябрь 2012 г. действовала программа развития государственного автономного учреждения «Центр размещения рекламы» (см. постановление Правительства Самарской области от 05.03.2010 № 103 «Об утверждении Программы развития государственного автономного учреждения Самарской области “Центр размещения рекламы” на 2010–2014 годы» (утратило силу с 30.10.2012)).

В рамках этой программы финансировались такие мероприятия, как строительство административного корпуса, приобретение административного здания, демонтаж и хранение незаконно установленных рекламных конструкций, изготовление и установка рекламных конструкций, создание методики определения стоимости права размещения рекламных конструкций.

Исходя из логики, не все указанные мероприятия можно соотнести с развитием учреждения (какое отношение к данному процессу имеет хранение незаконно установленных рекламных конструкций?). К собственно развитию здесь относится строительство и приобретение зданий, а также создание методики как некоего инструмента для дальнейшей деятельности учреждения. Хотя последнее можно было бы оформить как выполнение работы в рамках государственного задания, если эту методику в состоянии создать само учреждение.

На втором этапе реформирования, получившем название «Совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений» (Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ)), правовой контекст программы развития автономных учреждений изменился. Финансовое обеспечение выполнения задания должно было осуществляться «с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем» (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)).

Это означало, что расходы на развитие должны были включаться в одну общую субсидию, предоставляе- мую учреждению на выполнение задания, что искажало стоимость задания и создавало дополнительные трудности при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Запомнить

Согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 174-ФЗ финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А в соответствии с абзацами 1 и 2 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ и автономным, и бюджетным учреждениям могут предоставляться отдельные субсидии на цели, не связанные с выполнением задания.

С другой стороны, в соответствии с новациями законодательства и автономные, и бюджетные учреждения могли получать из бюджета как субсидии на выполнение заданий, так и на иные цели (абзацы 1 и 2 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ). Однако в отношении автономных учреждений было непонятно, на что можно давать такую субсидию, т. к. все «развитие» должно было финансироваться через субсидию на выполнение задания. В настоящий момент данное противоречие устранено: финансовое обеспечение выполнения задания бюджетными и автономными учреждениями, а также достижения ими иных целей полностью разделено.

Цели вне задания

Итак, согласно Закону № 174-ФЗ к целям, не связанным с выполнением автономными учреждениями заданий, может быть отнесено какое-то их развитие. В отношении бюджетных учреждений характер таких целей в законодательстве не уточняется.

Ответ на вопрос, что это за цели, следует искать в соответствующих нормативных правовых актах Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, регламентирующих деятельность соответственно федеральных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципалитетов.

На федеральном уровне соответствующего постановления Правительства РФ пока нет, а вот нормотворческая практика субъектов РФ и муниципальных образований позволяет увидеть разнообразие примеров иных целей (см. табл.).

Примеры иных целей, не связанных с выполнением
государственного (муниципального) задания

Номенклатура целей, указанных в таблице, представляет собой выборочный анализ региональной и местной нормативно-правовой базы.

Ее широта позволяет сделать вывод о том, что на практике механизм субсидий на иные цели используется как для выполнения различных задач, которые ставятся перед учреждениями вне рамок заданий, так и для обеспечения их жизнедеятельности, поддержания и развития имущественного комплекса.

Рассматриваемый механизм фактически нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого невозможно, т. к. собственником имущества автономных и бюджетных учреждений остается государство или муниципалитет (абзац первый ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Это «системное обстоятельство заставляет собственника использовать (или по крайней мере иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансировать свои учреждения «от потребности». Механизм субсидий на иные цели выступает здесь в роли инструмента «для затыкания дыр».

Объем субсидий на иные цели

В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема субсидий на иные цели на практике используются два способа.

Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходя из планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с территориальным бюджетом.

При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию, которую учреждение подает учредителю и где указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.

Нормативный документ

Согласно абзацу 3 ч. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из федерального бюджета, бюджетов государственных (территориальных) внебюджетных фондов РФ, субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Контроль расходов

Рассматриваемые субсидии носят целевой характер. Соответственно, предметом контроля выступает целевое использование учреждением бюджетных средств. В отношении бюджетных учреждений операции со средствами целевых субсидий осуществляются через лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (ч. 1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

Запомнить

Вопрос о том, через какие счета автономного учреждения будут проводиться операции со средствами субсидии на иные цели, решает учредитель. Данное решение зависит от степени доверия учреждению со стороны учредителя.

Автономные учреждения данные операции могут проводить либо через счета в кредитных организациях, либо через счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований. В последнем случае расходы осуществляются только после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам КОСГУ и целям предоставления субсидий (ч. 3.7 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Согласно региональной и местной нормативно-правовой базе общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и учреждением о предоставлении субсидий на иные цели. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств. А также принимать меры к взысканию в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению.

Кроме того, общераспространенной практикой является предоставление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по установленной форме.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет.

Они могут быть возвращены в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.17–3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Запомнить

Задача руководителя учреждения – проследить за тем, чтобы целевая субсидия была потрачена только на те цели, которые указаны в соглашении. Самовольная замена цели предоставления субсидии недопустима.

мнение специалиста

Владимир Пименов,
руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"

Порядок взыскания неиспользованных остатков средств при отсутствии потребности в направлении их на те же цели устанавливается соответствующим финансовым органом с учетом общих требований, установленных Минфином России (ч. 19 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Данный порядок должен быть разработан на уровне каждого публично-правового образования.
Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 82н.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 6.67%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 73.33%
  • Над налоговой отчетностью 6.67%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль