Стоит ли менять тип учреждения

1459
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Учреждения госсектора имеют право работать в одной из трех организационно-правовых форм: как бюджетные, автономные или казенные. Однако все они являются государственными или муниципальными, т. е. за органами публичной власти сохраняется обязанность обеспечивать работу учреждений (в т. ч. осуществлять бюджетное финансирование их деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг). Каждый тип учреждения обладает своими, отличными от других, характеристиками (правами, обязанностями, возможностями и ограничениями). При этом многие задумываются, не сменить ли им правовой статус и к каким по-следствиям это приведет.

Ограничения

Необходимо отметить, что решение об изменении типа государственного (муниципального) учреждения принимает учредитель, а не само учреждение. Только в случае смены типа на автономное по закону требуется инициатива либо согласие самого учреждения. В остальных случаях учреждение может лишь попытаться убедить своего учредителя в необходимости изменения статуса (или, наоборот, – в отсутствии такой необходимости).

Смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией2: разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления, а в учредительные документы (устав и пр.) просто вносятся соответствующие изменения.

В рамках реформирования бюджетной сети после принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ) решения о том, какие учреждения станут казенными, а какие бюджетными (нового типа), должны были приниматься в конце 2010 г. Однако законодательство не ограничивает возможность в дальнейшем изменять тип учреждения.

Нормативный документ

Порядок изменения типа федерального государственного учреждения определен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

Порядок смены типа бюджетного учреждения на казенное и наоборот устанавливается высшим исполнительным органом публичной власти соответствующего уровня, порядок перевода учреждения в автономное или из автономного – в бюджетное или казенное установлен Законом № 174-ФЗ (ч. 2 и 3 ст. 17.1 Закона № 7-ФЗ, ст. 5 Закона № 174-ФЗ).

При этом произвольно поменять тип любого государственного (муниципального) учреждения по своему усмотрению учредитель не вправе. Законодательством установлены ограничения на сферы деятельности, в которых могут работать учреждения разных типов.

Так, в отличие от казенных, бюджетные и автономные учреждения не вправе выполнять государственные (муниципальные) функции (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Они вправе оказывать только государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы в рамках государственного (муниципального) задания – своеобразного заказа от органов публичной власти.

При этом казенные учреждения ограничены лишь в одном виде деятельности. В соответствии с п. 19 ст. 31 Закона № 83-ФЗ они не могут быть государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, участвующими в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

А вот для автономных учреждений законом установлен ограниченный перечень сфер, в которых они могут осуществлять деятельность. К разрешенным отнесены1: наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

Данное ограничение касается не только деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, но и оказания платных услуг.

Дело в том, что платные услуги могут осуществляться только согласно основным уставным видам деятельности, которые соответствуют цели создания учреждения – выполнению полномочий органов публичной власти.

Пример

Бюджетное учреждение «Автобаза “Медавтотранс”» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений в рамках госзадания, а также платные транспортные услуги – для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право на оказание данных платных услуг. Поскольку автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта.

Переход в «автономию»

Бюджетные учреждения по своему статусу в значительной степени приближены к автономным. Те и другие обладают значительной финансово-хозяйственной автономией, правом самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности: оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду и пр. (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

С другой стороны, учредитель (собственник имущества) не отвечает по обязательствам бюджетных и автономных учреждений (абз. 5 и 6 ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ)) – при осуществлении деятельности, заключении договоров они самостоятельно несут ответственность.

После принятия поправок в Закон № 174-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ, многие особенности бюджетных учреждений, введенные Законом № 83-ФЗ, были распространены и на автономные учреждения. Сохранившиеся различия перечислены в таблице.

Запомнить

Бюджетные и автономные учреждения не могут создаваться для выполнения государственных (муниципальных) функций. Кроме того, для автономных учреждений существуют ограничения по сферам деятельности. Казенные учреждения не могут создаваться для оказания медицинской помощи в рамках реализации территориальных программ ОМС.

Отличия бюджетного и автономного учреждений

Одной из ключевых выгод автономного учреждения является возможность уйти от жестких требований к процедурам закупок, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Закупки автономных учреждений регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который содержит гораздо более мягкие требования: по сути, учреждение должно лишь публично извещать о проведении закупочных процедур на сумму свыше 100 тыс. руб. и самостоятельно установить способы и порядок закупок в собственном Положении о закупке.

Другой значимой выгодой автономного учреждения может являться право перейти на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).

Для этого учреждение должно соответствовать общим требованиям для перехода на УСН, установленным ст. 346.12 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). В частности, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 чел., а доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн руб.

В качестве причины (условия) перевода учреждения в автономное иногда рассматривается готовность работать в более тесном взаимодействии с потребителями услуг (работ), под общественным контролем. Дело в том, что ряд значимых функций в автономном учреждении выполняет Наблюдательный совет, который на треть формируется из представителей органов публичной власти, а остальными его членами должна являться общественность: в т. ч. заслуженные работники отрасли, сотрудники учреждения (ч. 1 ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

К функциям Наблюдательного совета относятся утверждение Положения о закупке, принятие решений о крупных сделках (на сумму более 10% от стоимости активов на последнюю отчетную дату или иную указанную в уставе сумму) и о проведении независимого аудита бухгалтерской отчетности, подготовка заключения на проект плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) и пр.

Наконец, автономное учреждение в отличие от бюджетного вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только средствами от приносящей доход деятельности. На практике это обеспечивается правом руководителя учреждения утверждать план ФХД – главный финансовый документ организации, определяющий, куда будут потрачены средства, получаемые из всех источников: в виде бюджетных субсидий, доходов от платных услуг и от сдачи имущества в аренду и т. д.

В бюджетном учреждении план ФХД утверждает учредитель, фактически указывая, как тратить полученные средства. Учредитель вправе делегировать полномочие утверждать план ФХД руководителю бюджетного учреждения, но на практике эта возможность используется крайне редко.

Кому быть казенным

Казенные учреждения в своей экономической деятельности полностью зависимы от решений ведомства, которому они подчинены. Их внебюджетные доходы являются неналоговыми поступлениями бюджета (ч. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ)). Это означает, что курирующее ведомство вправе учитывать заработанные казенными учреждениями средства от приносящей доход деятельности при составлении бюджетной сметы: забрать их полностью в бюджет или направить на развитие организации. Таким образом, чем менее учреждение приспособлено к работе в рыночных условиях и чем ниже его экономический и управленческий потенциал, тем более целесообразно сделать его казенным.

Еще один критерий – расчет нормативных затрат. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из бюджета путем предоставления им субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Чтобы предоставить им субсидии на выполнение задания, необходимо сначала рассчитать нормативные затраты на соответствующие услуги (работы). Это непростая методическая задача, и к некоторым видам деятельности нормативное финансирование применять затруднительно. Те учреждения, для деятельности которых сложно определить объективные нормативы, имеет смысл перевести в статус казенных.

Нормативный документ

Согласно ст. 69.2 БК РФ государственные (муниципальные) задания казенным учреждениям устанавливаются по решению главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Изменение документов

Смена типа учреждения требует внесения изменений в устав. В уставе бюджетных и автономных учреждений должен содержаться закрытый перечень основных видов деятельности, в рамках которых оказываются и платные услуги (ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Как отмечалось выше, изменение типа учреждения не является реорганизацией: перейдя в другой статус, оно может продолжать использовать ранее полученные разрешительные документы, не переоформляя их, вплоть до истечения срока действия.

Что касается изменения наименования учреждения в других документах, таких как бланки, печати, то здесь логика может быть следующей.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ и ст. 6.1 Закона № 174-ФЗ наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип (соответственно, может и не включать). Поэтому, если вывеска, бланки или печать содержали полное наименование учреждения, придется их поменять. А если на них написано лишь «государственное (или муниципальное) учреждение», менять их не обязательно.

Запомнить

Статус автономного учреждения, помимо экономических выгод и большей финансово-хозяйственной свободы, – это еще и открытость, прозрачность и готовность к обсуждению деятельности организации с потребителями ее услуг и сотрудниками.

Статистика

Согласно ч. 3.3. ст. 32 Закона № 7-ФЗ все государственные и муниципальные учреждения независимо от типа обязаны обеспечивать открытость и доступность информации по установленному перечню. Соответствующие документы должны размещаться на сайте Федерального казначейства.

Однако к марта 2013 г. на сайте были зарегистрированы немногим более 166 тыс. учреждений, что существенно меньше общего их числа.

Для анализа деятельности учреждений можно воспользоваться данными Минфина России (www1.minfin.ru).

По результатам мониторинга, проведенного 01.05.2011, в стране действовало 201 648 региональных и муниципальных учреждений всех типов. На федеральном уровне по состоянию на 01.12.2011 количество госучреждений составило 9151.

Самым популярным статусом на региональном и муниципальном уровне были бюджетные учреждения, соответственно, 82 и 87,5% от общего числа. На федеральном уровне, где сосредоточено большое количество «центральных» госфункций (оборона страны, предупреждение чрезвычайных ситуаций, таможня и т. д.), основным типом являются казенные учреждения – 55,3% от общего числа.

Доля автономных учреждений является небольшой на региональном и муниципальном уровнях (соответственно 5,9 и 3,2%) и незначительной на федеральном уровне (менее 0,5%).

На региональном и муниципальном уровне автономные учреждения наиболее массово представлены в науке (31,9%), в СМИ (33,1%) и в сфере предоставления услуг в многофункциональных центрах (30,6%). Наименее значима их доля в сфере здравоохранения, где до начала 2011 г. было законодательно запрещено создание «автономки», а также в сфере занятости населения.

Нормативный документ

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности утв. распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль