Операции со средствами: выбор есть

1007
 Камардина Ю.В.
Советник руководителя Федерального казначейства
В отличие от бюджетных учреждений, обязанных хранить денежные средства на лицевых счетах в казначействе, у «автономщиков» есть определенные преференции. Законодательство предоставляет им (по решению учредителя) право выбора: открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, а также использовать оба варианта одновременно в случае предоставления бюджетных инвестиций. Рассмотрим особенности осуществления операций со средствами автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им в органах казначейства.

Лицевые счета

Согласно положениям ч. 3 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения по решению учредителя вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ОФК) либо в финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии этими учреждениям лицевых счетов в территориальных ОФК.

Частью 3.2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных ОФК осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Этот порядок утвержден приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства » (далее – Приказ № 24н).

Запомнить

Формы, утвержденные Приказом № 24н, размещены на сайте Казначейства России по адресу www.roskazna.ru/vyplaty-iz-byudzhetov

Автономным учреждениям в ОФК могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:
30 – предназначен для учета операций со средствами учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ) (далее – лицевой счет);
31 – предназначен для учета операций со средствами, предоставленными учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций (далее – отдельный лицевой счет);
32 – предназначен для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими учреждению (далее – лицевой счет для учета операций со средствами ОМС).

Для открытия лицевого счета в ОФК по месту нахождения автономного учреждения представляются документы:

  • Заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению № 2 к Приказу № 24н (ф. 0531752) (далее – Заявление на открытие лицевого счета);
  • Карточка образцов подписей к лицевым счетам по форме согласно приложению № 3 к Приказу № 24н (ф. 0531753) (далее – Карточка образцов подписей);
  • копия учредительного документа, заверенная учредителем, либо нотариально; копия положения об обособленном подразделении, заверенная вышестоящим учреждением либо нотариально (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению);
  • копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
  • копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению), заверенная выдавшим их налоговым органом либо нотариально.

Переоформление лицевых счетов автономных учреждений осуществляется в случае:
1 изменения наименования, не вызванного реорганизацией или изменением типа учреждения;
2 изменения в установленном порядке структуры номера лицевого счета, открытого учреждению;
3 изменения наименования ОФК, не вызванного реорганизацией.

В случае изменения наименования учреждения, не вызванного его реорганизацией или изменением типа, вместе с Заявлением на переоформление лицевых счетов в ОФК представляется новая Карточка образцов подписей, оформленная и заверенная в установленном порядке, и копия документа об изменении наименования, заверенная учредителем и оттиском его печати либо нотариально.

Закрытие лицевого счета осуществляется при:
1 реорганизации (ликвидации) учреждения;
2 реорганизации (ликвидации) ОФК, открывшего лицевой счет;
3 перевода учреждения на обслуживание в другой ОФК;
4 изменения типа учреждения;
5 в иных случаях, предусмотренных бюджетным законодательством.

Закрытие лицевого счета, открытого обособленному подразделению, осуществляется на основании Заявления на закрытие лицевого счета, представленного обособленным подразделением в ОФК по месту его обслуживания одновременно с письмом вышестоящего учреждения о соответствующем решении.

При реорганизации (ликвидации) автономного учреждения в ОФК вместе с Заявлением на закрытие лицевого счета представляются копия документа о его реорганизации (ликвидации), а также в случае действия ликвидационной комиссии – копия документа о ее назначении с указанием срока ее действия и заверенная Карточка образцов подписей. По завершении работы ликвидационная комиссия оформляет Заявление на закрытие лицевого счета.

Запомнить

При закрытии лицевого счета заверения копии документа о реорганизации (ликвидации) автономного учреждения и о назначении ликвидационной комиссии не требуется.

Карточка образцов подписей

Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) автономного учреждения, скрепляется оттиском его печати на подписях указанных лиц на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) учредителя и оттиском его печати или нотариально.
В случае открытия лицевого счета обособленному подразделению Карточку подписывают руководитель и главный бухгалтер (уполномоченные руководителем лица) обособленного подразделения и заверяют на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) создавшего его автономного учреждения и оттиском его печати или нотариально.

Кассовые операции

Порядок проведения кассовых операций со средствами автономных учреждений на лицевых счетах, открытых им в ОФК, установлен приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 № 15н (далее – Порядок № 15н).

Для осуществления кассовых операций на лицевом счете автономного учреждения, лицевом счете для учета операций со средствами ОМС в ОФК в электронном виде или на бумажном носителе представляются платежные поручения, оформленные в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. Центробанком России 03.10.2002 № 2-П.

Оформление платежных поручений осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных п. 18 Порядка № 15н.

Органы Федерального казначейства осуществляют контроль представленных платежных поручений:

  • на правильность их оформления;
  • актуальность кодов КОСГУ;
  • соответствие текстового назначения платежа коду КОСГУ;
  • непревышение суммы, указанной в платежном поручении, остатка средств на соответствующем лицевом счете;
  • отсутствие исправлений, соответствие образца подписи в платежном поручении образцу, указанному в Карточке образцов подписей, и идентичность экземпляров в случае предоставления платежных поручений на бумажном носителе.

В соответствии с ч. 3.9 ст. 3 Закона № 174-ФЗ расходы, источником финансового обеспечения которых являются средства автономных учреждений и субсидии на выполнение государственного задания, осуществляются без предоставления подтверждающих документов.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению на выполнение задания, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, поступающих учреждению в рамках ОМС, используются в очередном финансовом году на те же цели.

Для осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии и субсидии на капитальные вложения, в ОФК представляются следующие платежные документы:

  • Заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
  • Заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
  • Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • Заявка на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844);
  • Заявка на возврат (ф. 0531803).

Оформление платежных документов осуществляется автономным учреждением с учетом особенностей, предусмотренных п. 19 Порядка № 15н.

Согласно ч. 3.10 п. 3 Закона № 174-ФЗ расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии и субсидии на капвложения, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам КОСГУ и целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.

Для федеральных автономных учреждений порядок санкционирования расходов установлен приказом Минфин России от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Порядок № 72н).

В соответствии с п. 3 Порядка № 72н учредителем федерального казначейства ежегодно формируется перечень целевых субсидий в разрезе аналитических кодов, присвоенных им для учета операций по каждой субсидии.

Запомнить

Остатки целевых субсидий и бюджетных инвестиций могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учреждения.

Перечень целевых субсидий представляется учредителем в территориальный ОФК для последующего доведения по системе Федерального казначейства.

Для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, в ОФК направляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (ф. 0501016), утвержденные учредителем.

В Сведениях указываются по кодам КОСГУ планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов по каждой из них и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов.

В соответствии с положениями п. 19 Порядка № 72н для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде учреждение представляет в ОФК вместе с Заявкой на кассовый расход документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, предусмотренные порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета.

При санкционировании оплаты денежных обязательств ОФК осуществляется проверка Заявки на кассовый расход по следующим направлениям:
1 наличие указанного(ых) в Заявке кода (кодов) КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
2 соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
3 соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа, исходя из содержания текста назначения;
4 соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке на кассовый расход;
5 непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка расходов по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенным на лицевом счете по иным субсидиям;
6 соответствие информации, указанной в Заявке, Сведениям.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий и бюджетных инвестиций подлежат перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Для уточнения невыясненных поступлений автономное учреждение представляет в ОФК Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852).

Запомнить

Автономное учреждение вправе в течение финансового года представить в ОФК Уведомление для уточнения кодов КОСГУ (и (или) кодов субсидии), по которым операции были отражены на лицевом счете для учета операций со средствами ОМС (отдельном лицевом счете учреждения).

Невыясненные поступления подлежат уточнению в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на счет по учету средств клиентов, а в случае направления ОФК клиенту Запроса на выяснение принадлежности платежа – в течение 10 рабочих дней со дня получения Запроса клиентом.

В случае если в течение указанного срока автономное учреждение не представило в ОФК Уведомление, казначейство на основании оформленного им платежного поручения возвращает указанные средства плательщику.

Обеспечение наличными

Обеспечение наличными денежными средствами автономных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства» (далее – Порядок № 199н).

Автономное учреждение может получать наличные денежные средства двумя способами: с использованием денежных чеков и расчетных дебетовых карт.

Получение чековых книжек и оформление банковских карт регламентируется пп. 8 и 36 Порядка № 199н.

Для получения наличных денег в ОФК представляются следующие платежные документы:

  • Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • Заявка на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844).

Платежные документы оформляются с учетом особенностей, предусмотренных Порядком № 15н.

Нормативный документ

Согласно Положению об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), утв. Банком России № 298-П, Минфином России № 173н от 13.12.2006, для получения наличных денег с использованием денежного чека он представляется в ОФК одновременно с соответствующей Заявкой (ф. 0531802).

Если учреждение получает наличные с помощью денежного чека, ОФК осуществляет его проверку на правильность оформления и на соответствие:

  • сумм, указанных цифрами и прописью;
  • данных паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя учреждения, уполномоченного на получение наличных денег, данным, указанным в денежном чеке и в Заявке на кассовый расход;
  • серии, номера, даты денежного чека и суммы, подлежащей получению, указанных в представленном денежном чеке и в Заявке на кассовый расход.

После перечисления ОФК денежных средств на соответствующий счет для обеспечения наличными деньгами № 40116 автономное учреждение предъявляет денежный чек в учреждение банка (кредитную организацию).

Взнос автономным учреждением неиспользованных наличных денег осуществляется по Объявлению на взнос наличными (ф. 0402001), оформленному с учетом требований п. 31 Порядка № 199н.

Запомнить

В случае если в течение 10 дней со дня оформления денежного чека он не был предъявлен в учреждение банка, ОФК оформляет платежное поручение на перечисление невостребованной суммы с соответствующего счета № 40116 на счет казначейства.

Публичные обязательства

В соответствии с положениями ч. 3.12 ст. 3 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством РФ, полномочия федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

Основанием для осуществления федеральным автономным учреждением полномочий федерального органа власти является правовой акт этого органа.

Операции по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, учитываются на лицевом счете по переданным полномочиям, открытом органу государственной власти как получателю бюджетных средств.

Заявление на открытие лицевого счета и Карточка образцов подписей оформляются от имени органа власти, передающего бюджетные полномочия, и подписываются должностными лицами учреждения.

Автономное учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени федерального органа государственной власти на основании платежных документов, представленных им в территориальный ОФК.

Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств от имени органа власти осуществляется в порядке, установленном Минфином России в отношении получателей средств федерального бюджета.

Нормативный документ

Для федеральных автономных учреждений порядок осуществления переданных полномочий установлен постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль