Налог на имущество: о чем умалчивает Налоговый кодекс

915
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Подходит срок сдачи отчетности по налогу на имущество за первое полугодие. С 1 января 2013 г. объект налогообложения существенно изменился. При этом не всегда понятно, как правильно трактовать новые формулировки НК РФ, а судебная практика по данным вопросам еще не сложилась. Обращаем внимание на следующие важные моменты.

Объект налогообложения с 1 января 2013 г.

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в т. ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в установленном порядке.

В пункте 4. ст. 374 НК РФ перечислено имущество, не признаваемое объектом налогообложения. Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 202-ФЗ) этот пункт был существенно дополнен.

До 1 января 2013 г. не признавались объектом налогообложения только земельные участки и иные объекты природопользования; имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (подп. 1, 2 п. 4 ст. 374 НК РФ).

С 1 января 2013 г. из объектов обложения налогом на имущество также исключены (подп. 3–7 п. 4 ст. 374 НК РФ):

  • объекты культурного наследия федерального значения;
  • ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Самое важное новшество, внесенное Законом № 202-ФЗ, состоит в том, что объектом налогообложения не признается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Следует учесть!

На основании п. 27 Инструкции № 157н затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение его первоначальной (балансовой) стоимости при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта. Если объект движимого имущества был принят к учету до 2013 г., а модернизирован в текущем году, с его стоимости надо уплачивать налог, в т. ч. в части затрат на восстановление (письмо Минфина России от 01.03.2013 № 03-05-05-01/6096).

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на имущество признается движимое имущество, отраженное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 г., а также недвижимое имущество. При этом применение подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не зависит от того, как объект учитывался на балансе продавца (передающей стороны) – как основное средство или как товар (письма Минфина России от 07.02.2013 № 03-05-05-01/2766, от 03.04.2013 № 03-05-05-01/10876).

Понятие «движимое имущество» НК РФ не определено. Руководствуясь п. 1 ст. 11 НК РФ, необходимо обратиться к той отрасли законодательства, в которой оно используется, в данном случае – к ГК РФ.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются любые вещи, не относящиеся к недвижимости. В свою очередь, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Нужна ли регистрация?

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Проведение государственной регистрации права собственности на объект недвижимости удостоверяется свидетельством – оно является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст. 2, 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ).

Возникает закономерный вопрос, в какой момент включать в налоговую базу по налогу на имущество стоимость объекта недвижимости – после регистрации права или ранее, когда документы поданы на регистрацию, но свидетельство еще не получено.

Пункт 1 ст. 374 НК РФ не содержит указания на то, что объектом налогообложения признается недвижимое имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. Эта норма указывает на то, что объекты должны быть учтены на балансе организации в качестве основных средств (письмо Минфина России от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5317).

В соответствии с пп. 36, 92 Инструкции № 157н операции по принятию недвижимого имущества к бухгалтерскому учету на праве оперативного управления отражаются с момента государственной регистрации такого права. Следовательно, стоимость недвижимого имущества включается учреждениями госсектора в налоговую базу по данному налогу только после регистрации соответствующего права.

Вместе или по частям?

В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции № 157н).

Возникает вопрос, следует ли включать в налоговую базу стоимость отдельных объектов, которые сами по себе недвижимым имуществом не являются, но при этом непосредственно с ним связаны, например лифтов в здании.

В письме от 16.10.2012 № 07-02-06/247 Минфин России указал, что под объектом недвижимого имущества, в отношении которого исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое.

В указанный обособленный комплекс включается имущество, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Следует учесть!

При решении вопросов об отнесении объектов к движимому и недвижимому имуществу, о составе объекта недвижимого имущества необходимо также учитывать нормы Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359. Соответствующие рекомендации даны в письме Минфина России от 25.02.2013 № 03-05-05-01/5322.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества основные средства, учитываемые как отдельные инвентарные объекты, которые:

  • не требуют монтажа;
  • могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
  • демонтируются без причинения несоразмерного ущерба объекту недвижимости;
  • имеют функциональное предназначение, не являющееся неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.

Примерами таких основных средств являются компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.

Соответствующие разъяснения даны в письмах Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050, от 27.03.2013 № 03-05-05-01/9648.

На откуп регионам

Важно помнить, что налог на имущество организаций является региональным. Главой 30 НК РФ установлены основные положения по налогу на имущество, а отдельные элементы закрепляются соответствующими региональными законами.

Субъекты РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога (ст. 372 НК РФ). Если налоговые ставки не определены региональными законами, налогообложение производится по ставкам, указанным в НК РФ (п. 4 ст. 380).

Пунктом 2 ст. 372 НК РФ субъектам РФ дано право предусматривать свои налоговые льготы в дополнение к общему перечню, установленному ст. 381 НК РФ, и основания для их использования на региональном уровне.

Например, согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64) от уплаты налога освобождаются бюджетные и автономные учреждения г. Москвы и муниципальных образований в г. Москве. Вместе с тем эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (ч. 3 ст. 4 Закона № 64).

Налоговая база

Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости.

Налоговая база рассчитывается отдельно в отношении (п. 1 ст. 376 НК РФ):
  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения;
  • имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Порядок определения налоговой базы установлен ст. 376 НК РФ, а в ст. 382 НК РФ приведен порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль