Статус учреждения: стоит ли менять?

8469
 Жигалов Д.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Учреждения госсектора имеют право работать в одной из трех организационно-правовых форм: бюджетной, автономной или казенной. Однако все они являются государственными или муниципальными, т. е. за органами публичной власти сохраняется обязанность финансового обеспечения их деятельности, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг. Каждый тип учреждения обладает своими, отличными от других, характеристиками, что заставляет задуматься, не сменить ли им правовой статус и к каким последствиям это приведет.

Ограничения

Необходимо отметить, что решение об изменении типа государственного (муниципального) учреждения принимает учредитель, а не само учреждение. Только в случае смены типа на автономное по закону требуется инициатива либо согласие самого учреждения.

В рамках реформирования бюджетной системы после принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ (далее – Закон № 83-ФЗ) решения о том, какие учреждения станут казенными, а какие бюджетными (нового типа), должны были приниматься в конце 2010 г. Однако законодательство не ограничивает возможность в дальнейшем изменять тип учреждения.

Смена типа учреждения не является его реорганизацией: разрешительные документы (лицензия, аккредитация и пр.) продолжают действовать без переоформления, а в учредительные документы (устав) просто вносятся соответствующие изменения.

Порядок смены типа бюджетного учреждения на казенное устанавливается высшим исполнительным органом публичной власти соответствующего уровня, порядок перевода учреждения в автономное или из автономного – в бюджетное или казенное установлен Законом № 174-ФЗ (чч. 2 и 3 ст. 17.1 Закона № 7-ФЗ, ст. 5 Закона № 174-ФЗ). При этом произвольно поменять тип любого учреждения по своему усмотрению учредитель не вправе. Законодательством установлены ограничения на сферы деятельности, где могут работать учреждения разных типов.

Так, в отличие от казенных, бюджетные и автономные учреждения не вправе выполнять государственные (муниципальные) функции (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Они вправе оказывать только государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) в рамках государственного (муниципального) задания – своеобразного заказа от органов публичной власти.

При этом казенные учреждения ограничены лишь в одном виде деятельности. Согласно п. 19 ст. 31 Закона № 83-ФЗ они не могут быть государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, участвующими в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования.

А вот для автономных учреждений законом установлен перечень сфер, в которых они могут осуществлять деятельность. К разрешенным отнесены*: наука, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах), а также экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, тушение лесных пожаров, предоставление госуслуг в многофункциональных центрах.

Это ограничение касается не только деятельности по выполнению задания, но и оказания платных услуг. Дело в том, что платные услуги могут осуществляться только по основным уставным видам деятельности, которые соответствуют цели создания учреждения – выполнению полномочий органов публичной власти.

Пример

Бюджетное учреждение «Автобаза “Медавтотранс”» оказывает транспортные услуги для медицинских учреждений в рамках госзадания, а также платные транспортные услуги – для любых потребителей. В случае перевода такого учреждения в автономное оно утратит право на оказание данных платных услуг. Поскольку автономное учреждение не вправе работать в сфере транспорта.

Переход в «автономию»

Бюджетные учреждения по своему статусу приближены к автономным. Те и другие обладают значительной финансово-хозяйственной автономией, правом самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности: оказания платных услуг, сдачи имущества в аренду и пр. (ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). С другой стороны, учредитель (собственник имущества) не отвечает по обязательствам бюджетных и автономных учреждений (абз. 5 и 6 ч. 2 ст. 120 ГК РФ) – при осуществлении деятельности, заключении договоров они самостоятельно несут ответственность.

Следует учесть!

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 7-ФЗ и ст. 6.1 Закона № 174-ФЗ наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного (муниципального) учреждения, может включать указание на ее тип (т. е. это не обязательно). Если бланки, печать. вывеска до смены типа учреждения содержали полное его наименование – придется их поменять. А если на них было написано «государственное учреждение» или «муниципальное учреждение», то делать это необходимости нет.

Одной из ключевых выгод автономного учреждения является возможность уйти от жестких требований к процедурам закупок, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Закупки «автономщиков» регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, который содержит более мягкие условия: учреждение должно публично извещать о проведении закупочных процедур на сумму свыше 100 тыс. руб., самостоятельно установить способы и порядок закупок в Положении о закупке.

Другой значимой выгодой автономного учреждения может являться право перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Для этого оно должно соответствовать общим требованиям, установленным ст. 346.12 НК РФ. В частности, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 чел., а доходы по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн руб.

В качестве причины (условия) перевода бюджетного учреждения в автономное рассматривается готовность работать в более тесном взаимодействии с потребителями услуг (работ), под общественным контролем. Дело в том, что ряд значимых функций в автономном учреждении выполняет наблюдательный совет, а он лишь на треть формируется из представителей органов публичной власти, остальными его членами должны являться представители общественности.

К функциям наблюдательного совета относятся утверждение Положения о закупке, принятие решения о крупных сделках (на сумму более 10% от стоимости активов на последнюю отчетную дату или иную указанную в уставе сумму), аудит бухгалтерской отчетности, подготовка заключения на проект плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) и пр.

Наконец, автономное учреждение, в отличие от бюджетного, вправе распоряжаться всеми своими доходами, а не только средствами от приносящей доход деятельности. На практике это обеспечивается правом руководителя утверждать план ФХД, т. е. главного финансового документа организации, определяющего, куда будут потрачены средства, получаемые из всех источников: в виде бюджетных субсидий на выполнение задания и на иные цели, доходов от платных услуг и от сдачи имущества в аренду и т. д.

В бюджетном учреждении план ФХД утверждает учредитель, фактически указывая, как тратить полученные средства. Учредитель, конечно, вправе делегировать полномочие утверждать план ФХД руководителю бюджетного учреждения, но на практике эта возможность используется крайне редко.

Важный нюанс

Смена типа учреждения требует внесения соответствующих изменений в его устав. В уставе бюджетных и автономных учреждений должен содержаться закрытый перечень основных видов деятельности, в рамках которых оказываются и платные услуги (ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.14%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.14%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 75%
  • Над налоговой отчетностью 17.86%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль