Как подготовиться к камеральной налоговой проверке

2149
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Любое учреждение, даже если оно не ведет приносящую доход деятельность, обязано представлять в налоговую инспекцию декларации (расчеты) по тем налогам, по которым оно признается плательщиком. После получения отчетности налоговики начинают ее изучать. Такая процедура называется камеральной налоговой проверкой. Знание основных правил ее проведения позволит бухгалтеру предупредить возможные вопросы инспекторов.

Камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля наряду с выездными налоговыми проверками, получением объяснений, осмотром помещений и т. п. (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ). Ее главное отличие от других форм контроля состоит в том, что она проводится абсолютно по всем представленным декларациям. На это указывают как налоговики (письмо ФНС России от 18.12.2005 № 06-1-04/648 «О правомерности действий налогового органа»), так и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 № А42-3884/2009).

Еще одно отличие состоит в том, что извещать организацию о факте проверки налоговый орган не обязан. Проверка проводится инспектором в соответствии с его служебными обязанностями без какого-либо специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Поэтому уклониться от камеральной проверки нельзя. Другое дело, насколько скрупулезно проверяющие будут изучать представленную налоговую отчетность.

Тщательность проверки

В большинстве случаев инспекторы ограничиваются проверкой контрольных соотношений. Как правило, эти соотношения указаны в самих декларациях или в порядках их заполнения. Например, в декларации по НДС (утв. приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н) графа 3 по строке 220 должна равняться сумме величин строк 130, 150–170, 200 и 210. Если это соотношение не будет выполнено, у проверяющих наверняка возникнут вопросы к организации. Впрочем, это наиболее простой вариант проверки, который к тому же происходит автоматически.

Более сложной процедурой является проверка междокументальных соотношений. Здесь анализируются показатели отчетности по тому же налогу за предыдущие периоды, а также данные по другим налогам за тот же период.

Также налоговики могут провести углубленную налоговую проверку. Делается это в случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Вот наиболее распространенные из них:

  • выявление проверяющими ошибки в отчетности или несоответствия сведений в представленных документах данным, имеющимся у инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Об этом налоговики сообщат организации и потребуют представить необходимые пояснения (в срок не более пяти рабочих дней) или внести исправления в отчетность. В такой ситуации они вправе запросить дополнительные документы (постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301);
  • заявление об использовании налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ). В такой ситуации инспектор может затребовать обосновывающие документы;
  • заявление права на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ). Инспекция может запросить документы, подтверждающие право а налоговые вычеты.

Временные рамки

Срок проведения камеральной проверки может составлять не более трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Однако на практике он выдерживается далеко не всегда. Причем суды на подобные нарушения нередко смотрят сквозь пальцы.

екоторые арбитры придерживаются мнения, что нарушение срока проверки не является безусловным основанием для отмены итогового решения (п. 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, доведенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71, постановления ФАС Московского округа от 14.05.2010 № КА-А40/4445-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.10.2006 № Ф08-4729/2006-2006А и др.).

В этом свете довольно странно выглядят разъяснения Минфина России (письмо от 18.02.2009 № 03-02-07/1-7) и решения судов (постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2012 № Ф09-5401/12), в которых сказано, что продлить трехмесячный срок проверки нельзя. Да и приостановить срок проверки тоже невозможно (постановления Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09, ФАС Северо-Западного округа от 04.03.2010 № А52-4313/2009). Дело в том, что продление и приостановка камеральной проверки законодательством не предусмотрены.

В то же время тянуть проверку до бесконечности у налоговиков, скорее всего, не получится. Практика показывает, что суд может признать проверочные мероприятия незаконными, если они возобновляются через:

  • один год и три месяца после окончания поверки (постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 № КА-А40/2875-10);
  • 11 месяцев после окончания поверки (постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252);
  • два месяца после окончания поверки (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359).

О том, сколько конкретно шла проверка – один час или 90 дней – организация узнать не сможет, поскольку никаких решений о начале проверочных процедур инспекция не выносит. Срок проверки (в пределах трех месяцев), а также даты ее начала и окончания налоговики выбирают по собственному усмотрению (письмо Минфина России от 19.06.2012 № 03-02-08/52, постановление ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 по делу № А55-14120/2009).

Место проверки

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, в которую организация представила отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что осуществлять какие-либо мероприятия вне своего местонахождения, например осмотр помещений или выемку документов, налоговики не имеют права.

Максимум, что они могут сделать – затребовать дополнительные документы, письменные пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Затребовать у организации пояснения или первичные документы в ситуации, когда ни ошибок, ни противоречий в отчетности не выявлено, налоговики не вправе.

Такая точка зрения высказана в постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08. Ее разделяют и нижестоящие суды (постановления ФАС Московского округа от 28.04.2012 № А40-87461/11-99-409, ФАС Уральского округа от 17.08.2011 № Ф09-4954/11), и налоговики (п. 3 письма ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

Иногда инспекция пользуется правом, предоставленным ей подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, – вызвать представителя организации, чтобы он лично дал пояснения по всем «белым пятнам» в отчетности. Причем за неявку на бухгалтера (или руководителя учреждения, в зависимости от того, кто указан в уведомлении о вызове) может быть наложен штраф в сумме 2000–4000 руб. по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Правомерность такой ответственности подтверждается разъяснениями Минфина России (письмо от 09.04.2010 № 03-02-08/21).

В то же время не исключен и более серьезный вариант развития событий, когда инспекция потребует исправить отчетность.

Предъявите документы!

Затребовать у проверяемой организации дополнительные документы налоговики могут только в пределах трехмесячного срока проверки (письмо Минфина России от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75).

Однако это вовсе не означает, что по истечении трех месяцев со дня подачи декларации можно, как говорится, спать спокойно.

Во-первых, как уже было сказано, судебная практика по этому вопросу далеко не однозначна, а во-вторых, руководитель инспекции может назначить дополнительные мероприятия налогового контроля. Такое право ему предоставляет п. 6 ст. 101 НК РФ.

В рамках данных мероприятий налоговики смогут и истребовать документы (причем как у самого налогоплательщика, так и у его контрагентов), и провести экспертизы, и даже допросить свидетелей.

Впрочем, нельзя утверждать, что дополнительные мероприятия могут быть проведены лишь потому, что налоговики не смогли уложиться в три месяца. Их необходимость должна быть обоснована. В решении об их назначении указываются обстоятельства, вызвавшие такую необходимость, а также срок и конкретная форма проведения.

В любом случае дополнительные мероприятия не могут длиться больше одного месяца.

Право на защиту своих интересов

Если в ходе проверки налоговики выявят в отчетности неточности и противоречия, они почти наверняка потребуют внести в нее изменения. Это может повлечь увеличение налоговой базы и, как следствие, возникновение задолженности по налогу. В таком случае у учреждения есть два варианта: либо доплачивать налог (к которому прибавятся еще и пени) и изменять отчетность, либо отстаивать свою правоту.

В ситуации, когда нарушение очевидно, едва ли стоит убеждать проверяющих в его отсутствии. Ведь если требования налоговиков не будут удовлетворены, учреждение может быть привлечено к налоговой ответственности. Причем уплата штрафа не освободит от обязанности доплатить налог и перечислить пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Если же учреждение уверено в своей правоте, есть смысл попробовать доказать налоговикам свою точку зрения. Для этого можно, например, представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных отчетности (п. 4 ст. 88 НК РФ). Проверяющие обязаны их рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ), но не обязаны с ними соглашаться. Если доводы учреждения покажутся им неубедительными, они запустят процедуру привлечения к налоговой ответственности.

Важный нюанс

В ходе проверки налоговики могут обнаружить неточности, которые привели не только к занижению налоговой базы и суммы налога, но и к завышению. О таких фактах они тоже обязаны сообщать организации (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Акт проверки

Если камеральная проверка прошла гладко, никаких документов по ее завершении налогоплательщику не выдают. Исключение составляет случай, когда по результатам проверки принято решение о возмещении НДС (п. 2 ст. 176 НК РФ). Уведомлять организацию об окончании камеральной проверки налоговики тоже не станут (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@).

Другое дело, когда после рассмотрения всех материалов (отчетности, пояснений, документов) инспектор установит факт налогового правонарушения. В этом случае составляется акт камеральной налоговой проверки, его форма утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Он должен быть вручен проверяемой организации в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения (п. 5 ст. 100 НК РФ). У налогоплательщика есть 15 рабочих дней для того, что подать возражения на акт проверки.

По истечении этого времени акт вместе с возражениями (или без них, если организация их не представит) рассматривается руководителем (или его заместителем) налогового органа. В результате выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Повторная проверка

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность проведения повторных выездных налоговых проверок, а вот о повторных камеральных проверках не сказано ни слова. Следовательно, по общему правилу проводить такие повторные проверки нельзя (постановление ФАС Поволжского округа от 02.02.2010 № А12-10597/2009). Причем даже в тех случаях, когда о повторной проверке просит сам налогоплательщик, например, для того, чтобы добиться получения налоговой льготы (постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 № КА-А40/12492-08).

Впрочем, из этого правила есть одно довольно серьезное исключение. Повторно проверить тот же налоговый период инспекторы могут в том случае, если организация представила уточненную декларацию (письмо Минфина России от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).

Причем налоговики могут проверить не только измененные данные, но и те показатели, которые не уточнялись (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 № Ф03-2599/2011).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль