Не за всякое имущество надо платить

853
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Основой существования любой организации является ее имущество. А наиболее ценным из него, конечно же, недвижимость. Будь это небольшое помещение или огромное здание – учреждение обязано уплачивать налог на имущество. О нем и пойдет речь далее.

Правила и исключения

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). При этом не имеет значения, находится ли такое имущество в собственности, на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; передано ли оно во временное владение, в пользование, распоряжение.

Если имущество числится на балансе организации, налог на его стоимость необходимо начислять.

Из этого правила есть несколько исключений. Объектом налогообложения не признаются, в частности (п. 3 ст. 374 НК РФ):

  • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
  • имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. Обязательное условие освобождения этого имущества от налогообложения – использование для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка;
  • объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов России федерального значения.

Кроме того, при установлении налога региональные власти могут предусмотреть другие налоговые льготы и основания для их использования (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Имейте в виду: любое движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основного средства, тоже не признается объектом налогообложения. Получается, что движимое имущество с этого года фактически выведено из-под налогообложения.

Таким образом, о налогообложении есть смысл говорить только применительно к недвижимости. И особый интерес здесь представляют такие объекты, как здания.

По понятиям

Определение здания приведено в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Там сказано, что здание – это «результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных». В целом это определение соответствует тому, что мы представляем себе, когда говорим о зданиях.

Постановка на учет

На практике возникают ситуации, когда организация фактически располагается в одном месте, а принадлежащая ей недвижимость – совсем в другом. И если эти места подведомственны разным налоговым инспекциям, то по месту нахождения недвижимости придется вставать на учет. Таково требование п. 1 ст. 83 НК РФ.

Это правило также применяется в отношении государственной или муниципальной недвижимости, на которую организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования (п. 5.1 ст. 83 НК РФ).

Поступление имущества

Учреждения могут получать недвижимость на основании договора куплипродажи или решения о передаче в оперативное управление (хозяйственное ведение). У многих в такой ситуации возникает предсказуемый вопрос: когда недвижимость можно принимать к учету, и соответственно начислять налог на имущество?

По мнению Минфина России, эта дата должна соответствовать дню регистрации права собственности на недвижимость (письма Минфина России от 28.01.2010 № 03-05-05-01/02, от 26.12.2008 № 03-05-05-01/75). С одной стороны, такое решение кажется логичным, ведь покупатель будет считаться собственником только после государственной регистрации права (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). То же самое можно сказать и о праве хозяйственного ведения (оперативного управления).

Более того, в соответствии с п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета недвижимости, права на которую подлежат госрегистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделки.

С другой стороны, ничто не мешает отложить госрегистрацию в долгий ящик, «повесив» недвижимость на счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы». Этим способом некоторые находчивые организации пытаются сэкономить налог на имущество. Подобные действия Минфин России рассматривает как уклонение от уплаты налога (письмо от 06.09.2006 № 03-06-01-02/35).

Такой подход разделяют и суды (постановления ФАС Поволжского округа от 07.02.2011 № А55-11605/2010, ФАС Уральского округа от 16.06.2010 № Ф09-4426/10-С3, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2010 № А32-23603/2009-5/460 и др.).

В общем, с процедурой регистрации лучше не затягивать.

Выбытие имущества

При продаже или ином выбытии недвижимости ее стоимость необходимо исключить из налоговой базы.

В силу ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость считается исполненным после вручения имущества покупателю и подписания документа о передаче.

Выходит, что после подписания акта приема-передачи продавец фактически утрачивает право на недвижимость. Именно с этого момента логично было бы прекратить начисление налога. Однако уже упомянутый п. 36 Инструкции № 157н предписывает, что для выбытия недвижимости, права на которую должны быть зарегистрированы, необходима не только «первичка», но и документы, подтверждающие госрегистрацию.

Таким образом, учреждение имеет возможность исключить стоимость недвижимости из налоговой базы только после регистрации сделки.

Строительство

Учреждения принимают к учету в качестве основных средств имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенное (п. 38 Инструкции № 157н):

  • для использования при выполнении работ (оказании услуг);
  • либо для осуществления государственных функций;
  • либо для управленческих нужд.

Таким образом, чтобы недвижимость можно было рассматривать в качестве основного средства, она как минимум должна быть пригодна к использованию. А до этого все вложения в строительство (которые в дальнейшем сформируют первоначальную стоимость основного средства) учитываются в составе вложений в нефинансовые активы (счет 106 00). Следовательно, о формировании налогооблагаемой базы речь идти не может.

Налогооблагаемая база возникнет только тогда, когда строительство завершится, и учреждение будет иметь на руках документы о госрегистрации права на объект (п. 36 Инструкции № 157н).

Ликвидация

Ломать, конечно, проще, чем строить. Но и ликвидация недвижимости - процесс длительный, в то время как его списание должно происходить на определенную дату.

На первый взгляд, оформить выбытие можно только тогда, когда будет закончена процедура ликвидации. Такая точка зрения подтверждается еще и тем, что списание оформляется актом по форме № ОС-4, который может быть составлен только по окончании процедуры ликвидации здания.

Однако если подойти к вопросу творчески, то можно утверждать, что к моменту начала ликвидации здание уже не может быть использовано ни для выполнения работ, ни для оказания услуг, ни для осуществления государственных функций, ни для управленческих нужд. А раз так, то и оснований считать такой объект основным средством, вроде бы нет. Впрочем, доказать это проверяющим будет крайне сложно.

Лучше дождаться окончания процедуры ликвидации, и только после этого исключать стоимость объекта из налоговой базы.

Неполный отчетный период

Представить себе ситуацию, когда недвижимость принимается на учет или списывается с учета в первый день отчетного периода, довольно сложно.

Обычно эти события происходят «внутри» периода. А у бухгалтеров возникает вопрос: в каком порядке определять облагаемую базу?

Ответ можно найти в п. 4 ст. 376 НК РФ. Там сказано, что средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Проще говоря, для определения налоговой базы, например, за II квартал, необходимо сложить остаточную стоимость на 1 апреля, 1 мая, 1 июня и 1 июля. Полученную сумму следует разделить на 4. Получается, что месяц выбытия включается в расчет налоговой базы.

Пример

Если учреждение списало с учета здание 15 мая 2013 г., то его остаточная стоимость на 1 мая будет входить в расчет налоговой базы за II квартал. А уже 1 июня 2013 г. остаточная стоимость будет равна нулю.

Такая же логика применима и в случае принятия объекта на учет. Если недвижимость принята на учет 15 мая 2013 г., то ее стоимость будет включаться в налоговую базу только с 1 июня 2013 г.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль