Отсутствие документов не освобождает от ответственности

1941
 Буданова Л.В.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
При подозрении на нарушение ведения учета и отчетности представители налоговой инспекции вправе затребовать у учреждения дополнительные документы для проверки. Но что делать, если учреждение не может уложиться в срок, установленный для предоставления таких документов? Или они утрачены?

Если в сроки не уложиться

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)) в ходе налоговой проверки инспекторы вправе истребовать у учреждения документы, которые, по их мнению, необходимы для более детального изучения. Представить документы следует в течение десяти рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если очевидно, что уложиться в данный срок невозможно, учреждение должно сразу сообщить об этом налоговикам. Проинформировать инспекцию нужно не позднее следующего дня после получения требования (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК РФ).

Форма, по которой следует сообщить проверяющим о невозможности представить документы в срок, законодательно не установлена. Поэтому сообщение можно составить произвольно. В нем следует обязательно указать:

  • причины, по которым документы не могут быть представлены в срок (например, слишком большой объем затребованных документов);
  • срок, в течение которого организация сможет представить документы.

В течение двух дней со дня получения сообщения руководитель (или его заместитель) налогового органа вправе (но не обязан!) продлить сроки. Об этом он должен вынести отдельное решение.

Форма сообщения о принятом решении установлена приказом ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Что грозит за непредставление документов

Если в десятидневный срок организация не уложится, ей грозит ответственность по п. 1 ст. 126 НК РФ. Штраф составит 200 руб. за каждый непредставленный документ.

В ситуации, когда организация вообще откажется представлять имеющиеся у нее бумаги или представит документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, размер штрафа составит 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Если организация откажется представлять документы, то налоговики могут изъять их самостоятельно. Для этого они проведут выемку документов (ст. 94 НК РФ). Такое право им предоставляет п. 4 ст. 93 НК РФ.

За что могут простить

На практике часто возникают ситуации, когда у организации по каким-либо причинам нет требуемых документов. В некоторых из таких случаев можно избежать ответственности.

Утрата документов. Наиболее распространенной причиной отсутствия документов является их утрата, например, в результате пожара, затопления, хищения и т. п.

Пример

Налоговая инспекция приняла решение о проведении выездной налоговой проверки организации. В тот же день налогоплательщику было направлено требование о представлении документов, необходимых для ее проведения.

Организация представила не все документы, поскольку часть бумаг была похищена.

В подтверждение была предъявлена справка из органов внутренних дел. Тем не менее организация была оштрафована за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ.

При этом налоговики сослались на то, что из справки не видно какие именно документы были украдены. Кроме того, по мнению инспекторов, организация не принимала мер по восстановлению похищенных бумаг.

Однако суд с инспекцией не согласился. Арбитры указали, что согласно п. 1 ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

В силу п. 6 ст. 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Так как запрашиваемые налоговой инспекцией документы, за непредставление которых организация была привлечена к ответственности, похищены, то вина налогоплательщика в краже документов отсутствует. Следовательно, его привлечение к налоговой ответственности является неправомерным.

При этом суд подчеркнул: налоговики не сумели доказать, что организация не принимала мер к восстановлению похищенных документов. Бумаги, которые налогоплательщик смог восстановить, были представлены в инспекцию (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2008 по делу № А21-7879/2007).

Если утраченные документы не попытаться восстановить, то уйти от ответственности вряд ли удастся.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 31.08.2009 № Ф04-5161/2009(13429-А46-26), Ф04-5161/2009(20351-А46-26) по делу № А46-24100/2008 указал, что в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Организация, не предпринимающая мер по восстановлению утраченных документов, эту норму нарушает. Следовательно, привлечение ее к ответственности является правомерным.

В постановлении ФАС Уральского округа от 28.04.2010 № Ф09-2782/10-С2 по делу № А07-10549/2009 привлечение к ответственности за непредставление украденных документов также было признано правомерным, т. к. налогоплательщиком в течение 12 месяцев после кражи не предпринимались меры по их восстановлению.

Поэтому утрату бумаг необходимо зафиксировать. Например, в случае хищения нужно обратиться в полицию с заявлением о краже. Кроме того, следует предпринять все возможные меры по восстановлению утраченных бумаг, например, письменно попросить контрагентов предоставить копии заключенных с ними договоров, счетов-фактур и иных документов.

Если этого не сделать, то налоговая инспекция, скорее всего, привлечет организацию к ответственности. Оспаривание этого решения почти наверняка будет безрезультатным.

Другие причины. Нахождение документов в архиве не будет являться основанием для того, чтобы их не представлять (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.06.2008 по делу № А56-54758/2007).

Другое дело, если требуемые бумаги находятся в распоряжении других государственных органов (например, в МВД, ФСБ, у таможенных органов).

В такой ситуации привлечь организацию к ответственности нельзя (постановления ФАС Уральского округа от 05.09.2012 № Ф09-6640/12 по делу № А71-5340/2011, ФАС Поволжского округа от 25.01.2012 по делу № А65-3196/2011, от 22.05.2009 по делу № А57-11985/06, ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2009 по делу № А21-8111/2008).

В ответ на возражения

Для справки

Истребование документов в рамках дополнительных мероприятий допустимо только в случае, когда у инспекции имелись основания для истребования документов в ходе самой налоговой проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11 по делу № А40-54354/10-4-301). Выходит, что запросить документы, не связанные с проверкой, налоговики не могут.

Налоговая инспекция может истребовать документы не только в рамках налоговых проверок, но и при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Они назначаются обычно в тех случаях, когда организация составляет возражения на акт налоговой проверки. Для проверки этих возражений как раз и назначаются дополнительные мероприятия.

В силу п. 6 ст. 101 НК РФ при необходимости получения дополнительных доказательств налогового правонарушения руководитель (или его заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом же пунк те сказано, что одним из дополнительных мероприятий налогового контроля как раз и является истребование документов.

Процесс запроса и представления документов в этом случае будет таким же, как и при налоговой проверке.

«Встречка»

Еще один случай, когда проверяющие могут затребовать документы – это проведение так называемой встречной проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ проверяющие вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Делается это для того, чтобы подтвердить (или, что реже, опровергнуть) факт совершения налогового правонарушения проверяемой организацией.

Нетрудно заметить, что в отличие от других случаев при «встречке» налоговики могут истребовать не только документы, но и информацию. Причем определения «информация» в НК РФ нет. Зато в ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сказано, что информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Получается, что налоговики в рамках «встречки» могут запросить практически все, что угодно. Усугубляет ситуацию еще и отсутствие в НК РФ конкретного перечня документов (информации) и даже каких-либо объективных критериев, по которым можно было бы определить что налоговики вправе запрашивать, а что нет.

Разъяснения Минфина России не добавляют ясности. Чиновники считают, что проверяющие вправе истребовать любую информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также запросить данные о конкретной сделке (письмо от 11.10.2007 № 03-02-07/1-438). Более того, узнать для проверки каких именно фактов истребуются документы (информация) практически невозможно.

Для справки

Понятие «встречная проверка» было исключено из НК РФ в 2007 г. Тогда же была введена ст. 93.1, в которой речь идет об истребовании документов и информации о конкретных сделках организации. По сути это и есть «встречка». Хотя в отличие от обычных проверок ни акт, ни решение по итогам этого мероприятия не составляются.

При «встречке» организации отводится на представление документов (информации) вдвое меньший срок, чем при обычной проверке, – пять дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Он может быть продлен по ходатайству лица, у которого истребованы документы.

Порядок представления документов в рамках «встречки» не отличается от того, который установлен для обычных налоговых проверок.

А вот ответственность, которая грозит за непредставление информации, будет другой. «Уклонист» от «встречки» может быть оштрафован на 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Если организация не представит документы (информацию) повторно в течение календарного года штраф составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.18%
  • Над налоговой отчетностью 22.73%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль