Методологи уточнили, как учитывать субсидии

1276
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
Чтобы развеять сомнения бухгалтеров о том, как правильно учитывать операции по предоставлению субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и на иные цели Минфин России сформировал разъяснительное письмо. Отметим основные методологические установки ведомства.

Новое и старое

Письмо от 05.04.2013 № 02-06-07/11164 (далее – Письмо № 02-06-07/11164) адресовано как бюджетным и автономным учреждениям, получающим субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее – субсидии на задание) и на иные цели, так и главным распорядителям, получателям бюджетных средств, осуществляющих функции и полномочия учредителя (далее – учредитель).

В своих выводах методологи Минфина России опирались на положения таких нормативно-правовых актов, как:

  • Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) – ст. 78.1;
  • Инструкция № 157н;
  • Инструкция № 162н.

Две стороны одной медали

Анализ главы 25 (подп. 14 п. 1 ст. 251) Налогового кодекса РФ позволяет утверждать, что и субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, и субсидия на иные цели являются целевыми средствами. При этом на них в равной степени распространяются положения указанной главы кодекса о средствах целевого финансирования

Согласно ст. 78.1 БК РФ устанавливаются две принципиально различные категории субсидий, которые могут быть предоставлены бюджетным и автономным учреждениям:

1 на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг (выполнением работ);

2 на иные цели.

Подчеркнем, что первая категория субсидий связана именно с нормативными, а не с фактическими затратами.

С тем, сколько следует потратить, а не сколько уже израсходовано. Этим определяются особенности учета таких субсидий: фактическое использование выделенных бюджетных средств не контролируется, остаток учреждением не возвращается. В формах бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений указанные субсидии отражаются в тех же графах, что и средства от приносящей доход деятельности, что свидетельствует о схожести этих видов поступлений.

Вторая категория субсидий носит целевой характер. Система учета данных средств выстроена более жестко: осуществляется строгий контроль их расходования и обязательный возврат неиспользованных остатков.

Кроме того, ст. 78.1 БК РФ установлено, что порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий утверждается на уровне соответствующего бюджета и закрепляется в нормативном правовом акте.

Инструкция № 157н об особенностях отражения в учете операций со средствами субсидий на задание и на иные цели специальных указаний не содержит (разве что кодировки видов финансового обеспечения).

В пункте 80 Инструкции № 162н описан порядок отражения сумм зачета субсидий на иные цели, а также начисления задолженности по перечислению в доход бюджета сумм возврата неиспользованных субсидий в учете учредителей.

Запомнить

Указания в п. 80 Инструкции № 162н относятся только к субсидиям на иные цели.

В пункте 102 Инструкции № 162н описан порядок отражения в учете начисления всех видов субсидий. Здесь же указано, что начисление и зачет субсидий на иные цели отражается в учете на основании отчета получателя субсидии о произведенных расходах.

Это же положение продублировано в п. 121 Инструкции № 162н.

Унифицированная форма первичного документа для отчета бюджетного (автономного) учреждения в Инструкции № 162н не указана, ее попросту не существует (даже в проекте изменений Приказа № 173н). Поэтому разработать и утвердить такую форму необходимо самостоятельно.

Отметим, что отдельные аспекты порядка отражения в учете бюджетных обязательств по предоставлению субсидий на задние и субсидий на иные цели уже были рассмотрены ранее – в письме Минфина России от 21.01.2013 № 02-06-07/155.

В данном письме (пп. 1.и, 1.к) было указано, что учреждение, предоставляющее субсидии бюджетным (автономным) учреждениям, отражает в своем учете соответствующие бюджетные обязательства в следующем порядке:

1 по субсидиям на возмещение нормативных затрат на задание – на основании соглашения о предоставлении указанной субсидии. То есть если на основании соглашения предусмотрено поквартальное перечисление субсидии, бюджетные обязательства принимаются поквартально и т. п.

2 по субсидиям на иные цели:

  • если они предоставляются на основании соглашения – бюджетные обязательства также принимаются на основании соглашения;
  • если в соответствии с нормативным правовым актом, определяющим порядок предоставления субсидии, заключение договоров (соглашений) не предусмотрено, то бюджетные обязательства принимаются в соответствии с объемами доведенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели.

Запомнить

Учредителям, предоставляющим бюджетным (автономным) учреждениям субсидии на иные цели, следует утвердить форму первичного документа – отчета об использовании бюджетных средств и довести ее до получателей.

В Письме № 02-06-07/11164 нет упоминаний об инструкциях № 174н и 183н, потому что действующие редакции этих инструкций никаких специальных указаний в отношении учета доходов в виде субсидий не содержат. В проектах изменений этих инструкций, которые по состоянию на начало июня 2013 г. еще не были утверждены, запланировано внести уточнения, что начисление доходов в сумме субсидии на задание отражается на основании заключенного соглашения.

мнение специалиста

Анна Кривенец,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3-го класса

Основанием для предоставления субсидий на иные цели, помимо заключения соглашения, могут являться другие условия, предусмотренные нормативными правовыми актами соответствующих государственных (муниципальных) органов, которые регламентируют порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели. В таком случае бюджетные обязательства в бюджетном учете отражаются в объеме лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год (финансовый год и плановый период).
Принятие и исполнение денежных обязательств по перечислению субсидии на иные цели в бюджетном учете учредителя отражается по счету 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям». При этом признание обязательств с их отнесением на финансовый результат текущего финансового года осуществляется на основании отчета, подтверждающего произведенные с лицевого счета учреждением в рамках указанной субсидии целевые расходы.
В случае предоставления субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения, отражение в бюджетном учете учредителя (бухгалтерском учете учреждения) операций по принятию и исполнению денежных обязательств осуществляется в порядке, аналогичном порядку для субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

Порядок учета

Особо ценным представляется то, что в Письме № 02-06-07/11164 предложена полная схема проводок для отражения операций с указанными субсидиями (Приложение к письму).

Основные различия в подходах отражения в учете операций с субсидиями на задание и на иные цели представлены в таблице (см. ниже.).

Мы можем видеть, что для субсидий на иные цели предписано использовать методику, сходную с порядком учета операций с межбюджетными трансфертами: у передающей стороны используется счет авансов 0 206 00 000, сальдо которого на любой момент времени показывает остаток средств субсидии у получателя. Учреждение отражает получение субсидии как кредиторскую задолженность, уменьшающуюся по мере расходования средств.

Для субсидий на задание такие сложности не предусмотрены. Обе стороны, и передающая, и получающая, отражают начисление на основании соглашения о предоставлении субсидии.

Отметим, что в 2012 г. в некоторых публично-правовых образованиях финансовые органы требовали применять методику учета расходования субсидий с использованием счета 1 206 41 000, в т. ч. и для субсидий на муниципальное задание. Однако такие требования выходят за рамки положений инструкций по бухучету.

Нет средств – нет расходов

Помимо прочего в Письме № 02-06-07/11164 упоминается ситуация перечисления учредителем «субсидии на иные цели на возмещение расходов учреждения». Якобы бюджетное (автономное) учреждение может потратить средства на иные цели до того, как получит соответствующую субсидию.

На самом деле это невозможно, по крайней мере, для федеральных бюджетных (автономных) учреждений.

В соответствии с положениями п. 14 приказа Минфина России от 16.07.2010 № 72н операции по целевым расходам осуществляются в пределах средств, отраженных по соответствующему коду субсидии на лицевом счете по иным субсидиям. То есть, израсходовать на иные цели средства, которые еще не поступили, не получится.

Если же бюджетное (автономное) учреждение направит на иные цели средства от приносящей доход деятельности или средства субсидий на задание, восстановление этих средств за счет субсидии на иные цели тоже не представляется возможным, поскольку они отражаются на различных лицевых счетах учреждения.

Сравнительная характеристика порядка учета субсидий



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль