Экономические оценки: затраты и результат

944
 Окушко Н.Б.
Преподаватель-консультант Сибирского фонда развития менеджмента социальной сферы и страхования
Что полезнее для учеников школы – организация компьютерного класса или оснащение современным оборудованием спортивного зала? Что эффективнее для населения – вакцинация против клещевого энцефалита или оснащение всех медицинских организаций иммуноглобулином и информационная кампания по профилактике укусов клеща? Одним из инструментов, позволяющих сделать выбор, являются экономические оценки.

В поисках альтернативы

Принятие управленческих решений, особенно связанных с серьезными расходами, требует полного анализа всех возможных альтернатив.

При этом необходимо учитывать все факторы – технологические, экономические, социальные, политические и др. Методы решения экономической стороны проблемы носят общее название «экономические оценки».

Анализ факторов, влияющий на принятие решения, важен по меньшей мере по трем причинам.

1 Без систематического анализа трудно выявить все альтернативные варианты решения поставленных задач. Иногда представляется, что существует лишь один вариант достижения цели. Но в действительности всегда существуют решения оставить все как есть или ограничиться минимальными изменениями. Эти варианты обязательно должны анализироваться, иначе предпочтительной может показаться альтернатива, не имеющая преимуществ по сравнению с существующим положением дел.

Запомнить

Экономические оценки представляют собой выявление, измерение и сопоставление затрат и результатов альтернативных программ, направленных на достижение определенной цели.

Пример 1

При выборе способов повышения квалификации преподавателей вуза недостаточно рассматривать варианты с кратковременными или длительными поездками на курсы. Возможно дистанционное повышение квалификации с использованием Интернета, причем не только в российских центрах, но и в зарубежных вузах, многие из которых предоставляют бесплатные программы качественного обучения.

2 Без количественной оценки затрат на реализацию программ и сопоставления их с ожидаемыми результатами альтернативы, кажущиеся предпочтительными, могут оказаться непомерно дорогими, а их результаты – слабыми.

3 Без четкого понимания того, с какой точки зрения анализируются альтернативы и на кого направлены предлагаемые программы, легко сделать ошибочные выводы.

Пример 2

При экономической оценке программы или проекта в здравоохранении анализ может осуществляться с точки зрения пациента, получающего услуги, отдельных социальных групп населения, медицинского учреждения, органов управления здравоохранением разных уровней, страховых организаций, оплачивающих услуги, общества в целом. Даже если экономическая оценка выполняется для конкретной медицинской организации, следует отдельно проанализировать, как ее результаты будут восприняты другими участниками процесса, (потенциальными пациентами или органами управления здравоохранением).

Методы оценки результатов

Любая форма экономических оценок должна включать измерение и сопоставление затрат и результатов. Методы выявления, измерения в денежном эквиваленте и сопоставления затрат одинаковы для всех форм анализа.

А вот методы оценки результатов различных программ критично зависят от целей анализа и сопоставляемых альтернатив. Четыре основных метода экономических оценок результатов отличаются именно способами оценки.

1 Метод минимизации затрат применим лишь в случае, когда результаты альтернативных программ полностью совпадают.

Пример 3

Если выбирается метод закупки идентичного оборудования у разных поставщиков, необходимо проанализировать только затраты на альтернативные варианты закупки, учитывая их распределение во времени, накладные расходы и т. д. Предпочтителен вариант, связанный с минимальными затратами. Однако в действительности результаты редко бывают абсолютно одинаковыми, и малые на первый взгляд различия могут оказаться критичными.

2 Метод затраты – результативность (затраты – эффективность) позволяет сопоставлять программы и проекты, связанные с достижением качественно однородных, но количественно различающихся результатов.

Результаты измеряются в натуральных показателях, одинаковых для всех альтернатив. При этом методы достижения результатов могут кардинально различаться.

Пример 4

Если стоит цель снижения смертности людей трудоспособного возраста, показателем результата может быть число дополнительных лет жизни, и тогда можно сравнивать программы, направленные на лечение кардиологических заболеваний, программы борьбы с курением и даже программу ужесточения правил дорожного движения.

3 Метод затраты – выгода, применяется в случае, когда разнородные результаты нельзя охарактеризовать при помощи единого натурального показателя, но зато их можно измерить деньгами (полученной выгодой или предотвращенными убытками).

Этот метод наиболее эффективен при оценке оказания платных услуг (неважно, кто именно оплачивает эти услуги – потребитель, государство или какое-либо третье лицо), а также оценке профилактических мероприятий (независимо от того, связаны эти мероприятия с усилением мер безопасности, предотвращающих большие расходы на лечение травматизма, или с вакцинацией определенных групп населения). Применение этого метода бывает затруднительно (например, внедрение новой образовательной технологии может улучшить качество подготовки студентов вузов, но это сложно оценить в денежном эквиваленте).

4 Метод затраты – полезность, часто применяется в здравоохранении и фармакоэкономике, когда целью программ является повышение качества жизни пациентов. В данном методе результат оценивается в QALY (Quality adjusted life years) – годах жизни с учетом качества, которые рассчитываются как произведение выигранных лет жизни на показатель качества жизни, принимающий значение от 0 (это значение соответствует смерти) до 1 (совершенно здоровый человек).

Ввиду того, что этот показатель достаточно сложно оценить, данный метод применяется реже, чем остальные, обычно в научных исследованиях, не связанных с прямым практическим использованием результатов.

Постановка задачи

Экономические оценки важны не сами по себе, они используются как инструмент принятия управленческих решений. Чтобы эти решения были аргументированными, экономическая оценка должна быть своевременной, методически прозрачной, обоснованной, не связанной с чрезмерным потреблением ресурсов труда и времени.

Иногда оценку необходимо выполнить в сжатые сроки, поэтому важно еще до начала разработки собственно оценки определить границы выполняемого исследования: четко сформулировать задачу, решить, какие затраты и результаты важно учитывать, определить метод исследования, точку зрения, с которой оно будет выполняться и т. д. От этих решений, принятых на начальном этапе, зависит конечный результат анализа.

Пример 5

Руководство предприятия, расположенного в районном центре, беспокоят большие потери рабочего времени, связанные с получением работниками больничных листов даже при заболеваниях, которые можно лечить без отрыва от производства. Причина – удаленность поликлиники от предприятия, в результате чего работники не могут получить медицинскую помощь, продолжая работать.

Руководство районной больницы, в состав которой входит поликлиника, предлагает предприятию заключить договор по организации на предприятии медпункта, где работники смогут получить квалифицированную медицинскую помощь без отрыва от производства. Предполагается, что предприятие обеспечит помещение, пригодное для медпункта, и будет ежемесячно перечислять больнице подушевой взнос за каждого своего работника.

Руководство предприятия интересует, принесет ли организация такого медпункта выгоду. В свою очередь, руководство больницы хочет быть уверенным, что у больницы не будет убытков.

Таким образом, задачей анализа является исследование эффективности организации такого медпункта в отношении сокращения общей длительности пребывания работников на больничном листе и выгоды, которую получит предприятие от такого сокращения, а также оценка затрат и выгод больницы, обеспечивающей работу медпункта.

Стратегия исследования

Стратегия исследования включает:

  • определение целевой группы;
  • выбор точки зрения, с которой выполняется исследование;
  • выбор сроков выполнения анализа и аналитического горизонта исследования;
  • выбор формы исследования;
  • выбор категорий затрат, включаемых в исследование;
  • выбор показателей, при помощи которых будет оцениваться результат.

Целевая группа – это группа лиц, на жизнь и деятельность которых может повлиять принятое решение. В примере 5 это работники предприятия.

Выбор точки зрения зависит не только от целевой группы, но и от лиц, принимающих решение. В условиях примера важно рассмотреть три точки зрения:

  • руководства предприятия (оно несет затраты на предоставляемые помещения для медпункта и оплату подушевых взносов и надеется получить выгоду от снижения потерь рабочего времени);
  • работников предприятия (от их решения получать медицинскую помощь в медпункте зависит эффективность преобразований);
  • руководства больницы, которое должно обеспечить безубыточность и медицинскую эффективность работы медпункта, а возможно и получение дополнительного дохода от его организации.

Запомнить

Постановка задачи невозможна, если нет конкретных вариантов ее решения. Не зная альтернатив, невозможно их анализировать.

Срок выполнения предварительного анализа – важный показатель. Часто анализ должен быть выполнен не позднее определенной даты. Однако в рассматриваемом случае, выполняя анализ, представленный руководству предприятия, медицинская организация располагала достаточным временем, чтобы учесть все необходимые факторы.

Аналитический горизонт исследования – это полный период, затраты и результаты в течение которого должны включаться в анализ. В рассматриваемом случае были выполнены расчеты ожидаемых затрат и выгод на год.

Выбор формы исследования – зависит от данных, которые анализируются, времени и ресурсов, имеющихся у аналитика. Различают три формы исследования:

  • перспективное;
  • ретроспективное;
  • моделирование.

В реальном случае, описанном в примере 5, были скомбинированы все три формы. Руководство медицинского учреждения перед тем, как выдвинуть предложение об организации медпункта, проанализировало заболеваемость сотрудников предприятия и возможность лечения заболеваний на ранней стадии без потерь рабочего времени в случае открытия медпункта (ретроспективный анализ). Методом моделирования были рассчитаны затраты медицинского учреждения на организацию медпункта, необходимый ежемесячный взнос, который компенсирует эти затраты, дополнительные расходы предприятия на содержание выделяемых для медпункта помещений.

Тот же метод был применен для оценки выгод предприятия от сокращения потерь рабочего времени. Руководство предприятия признало обоснованность оценки, и медпункт был организован. С первого дня работы медпункта руководство предприятия сопоставляло свои затраты на его деятельность и снижение потерь рабочего времени по сравнению с периодом, предшествующим открытию медпункта (перспективный анализ).

Выгода от предотвращенных потерь предприятия оказалась существенно выше затрат, и медпункт продолжает работать уже в течение нескольких лет.

Выбор категорий затрат, включаемых в исследование зависит от точки зрения, с которой выполняется исследование.

В данном случае анализ выполнялся одновременно с двух точек зрения – предприятия и медицинского учреждения. В первом случае рассматривались прямые затраты предприятия на организацию и обеспечение работы медпункта, во втором – прямые затраты медицинского учреждения.

Показатели, применяемые для оценки результата – их выбор и оценка – один из наиболее сложных аспектов.

Они также зависят от постановки задачи, точки зрения и метода исследования.

В данном случае для руководства предприятия был наиболее приемлем метод затраты – выгода, поэтому результатом считалось сокращение потерь предприятия в денежном выражении.

Медицинское учреждение выполняло исследование двумя методами.

Применение метода затраты – выгода обеспечило безубыточность мероприятия, а использование метода затраты – результативность, в котором в качестве показателя результата использовалось сокращение длительности периода нетрудоспособности, позволило оценить расходы на каждый сокращенный день нетрудоспособности.

Анализ результатов, выполненный через два года после начала реализации проекта, показал его эффективность не только с точки зрения медицинского учреждения и предприятия, но и с точки зрения работников предприятия, получивших более удобное медицинское обслуживание.

Запомнить

При перспективном исследовании данные о затратах и результатах получают уже после его начала, в процессе действия программы.

Ретроспективное исследование основывается на результатах, уже имеющихся к моменту его выполнения, моделирование – на экспертных данных и предположениях.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.57%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.84%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 25.49%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль