Каждую закупку следует обосновать

940
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Весной 2013 г. свершилось событие, давно и с нетерпением ожидаемое в обществе, – принятие Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд1. Правоприменительная практика по данному нормативно-правовому документу пока отсутствует (закон вступает в силу с 1 января 2014 г.), поэтому мы можем лишь прокомментировать наиболее важные его положения.

О заказчике

Прежде всего определимся с понятием заказчика. Закон № 44-ФЗ выделяет три их вида (п. 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ):
1 государственный заказчик. Включает государственные органы (в т. ч. органы госвласти), органы управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
2 муниципальный заказчик. Сюда, соответственно, входят муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ и осуществляющие закупки;
3 бюджетное учреждение, участвующее в процессе закупок за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 г., бюджетное учреждение может также руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ. Это закупки:

  • за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т. ч. иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  • за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Нормативный документ

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок ее подготовки и проведения (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При этом до 1 января 2014 г. бюджетным учреждением должен быть утвержден соответствующий правовой акт – Положение о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Данный правовой акт необходимо разместить до 1 января 2014 г. в единой информационной системе, на официальном сайте РФ (ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Запомнить

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок, указанных в пп. 1–3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, (за счет грантов, приносящей доход деятельности, в качестве исполнителя по контракту) не может быть изменено в текущем году.

О планировании

Начиная с 1 января 2015 г., заказчики обязаны будут утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета и план-график на год.

В планах закупок указываются:

  • цели осуществления закупок;
  • наименование и описание объектов закупок;
  • сроки (периодичность) осуществления закупок;
  • объемы финансового обеспечения и др.

Планы формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаются в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.

Система планирования позволит поставщикам товаров, работ, услуг заблаговременно готовиться к участию в закупках и предлагать более качественные и проработанные предложения по исполнению контрактов, а также повысить дисциплину заказчиков.

При формировании плана закупок заказчикам необходимо будет обосновывать каждую из них. В статье 13 Закона № 44-ФЗ закреплено три возможные цели осуществления закупок:
1 достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), госпрограммами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
2 исполнение международных обязательств РФ, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
3 выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Кроме того, продукция, приобретаемая для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не должна иметь избыточных потребительских свойств и являться предметом роскоши.

Если в ходе мониторинга, аудита или контроля закупка признается необоснованной, контрольные органы выдают предписание об устранении выявленного нарушения и привлекают виновных в этом должностных лиц к ответственности.

Запомнить

Действие Закона № 44-ФЗ распространяется на автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия при предоставлении им средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.

О цене контракта

Помимо планов заказчики обязаны обосновывать и цену контракта при проведении любой процедуры закупки. При этом используются следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

При использовании метода сопоставления рыночных цен заказчик устанавливает начальную (максимальную) цену контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ и услуг, а при их отсутствии – однородных товаров, работ и услуг.

Запомнить

Учреждения не имеют права осуществлять закупки, не предусмотренные планами-графиками (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

К общедоступной информации о ценах, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта относятся:

  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных и муниципальных органов, в официальных источниках иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в т. ч. на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.

Вопрос об идентичности или однородности товаров, работ и услуг заказчик решает самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями, которые в ближайшем будущем должны быть утверждены Минэкономразвития России.

Запомнить

В планах закупки необходимо указывать, каким образом закупка послужит достижению определенных целей.

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Об ответственности

Заказчики смогут осуществлять закупки одним из закрепленных в Законе № 44-ФЗ способов.

В отличие от Закона № 94-ФЗ1 законом о контрактной системе установлены требования не только к участникам торгов, но и к участникам закупок (ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ), а именно:

  • правомочность участника закупки заключать контракт;
  • непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
  • отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением, работ, оказанием услуг, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты (за исключением случаев, когда контракт заключается на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Запомнить

Проверка того, включен ли участник закупки в реестр недобросовестных поставщиков, будет не правом, а обязанностью заказчика. Более того, он должен будет проверять присутствие в данном реестре не только участника закупки, но и его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.

Если участник или победитель конкурса не соответствуют указанным выше требованиям, то в любой момент до заключения контракта его можно будет отстранить от закупки или отказаться от заключения с ним контракта. Такое же последствие наступает, если выяснится, что участник или победитель конкурса предоставил недостоверную информацию.

Отметим, что Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, которые осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

О единой системе

Нововведением Закона № 44-ФЗ является создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах закупок. В систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации этих планов, информация об исполнении контрактов, все реестры, предусмотренные законом, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита, контроля и иные сведения. Информация будет общедоступна на официальном сайте РФ.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные подсистемы.

О контроле

Чтобы системно отслеживать ситуацию с закупками, Законом № 44-ФЗ утвержден порядок мониторинга, аудита и контроля их проведения.

Мониторинг представляет собой систему наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации, в т. ч. о реализации планов закупок и планов-графиков.

В ходе осуществления мониторинга будет оцениваться степень достижения целей осуществления закупок, а также их обоснованность.

Мониторинг закупок будет обеспечиваться Минэкономразвития России, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией.

Ежегодно результаты мониторинга будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться в Правительство РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы, а также размещаться в единой информационной системе.

Аудит будет осуществляться Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы, осуществляющие аудит, будут проводить анализ и оценку достижения целей осуществления закупок.

За органами аудита закреплена обязанность проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по контрактам, планируемым к заключению, заключенным и исполненным.

Результаты аудита будут обобщены, а на их основе будут устанавливаться причины отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаться предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы. Информация о результатах аудита будет также размещена в единой информационной системе.

Помимо указанного, новый закон существенно расширяет систему контролирующих структур, включая в них органы, осуществляющие кассовое обслуживание, и органы внутреннего финансового контроля. Контролировать закупки будут:

  • федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
  • Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • Счетная палата России, а также органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами.

Запомнить

В случае противоречия между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного), последнее слово остается за органом более высокого уровня.

мнение специалиста

Наталья Чикотина,
начальник юридического отдела Управления Федерального казначейства по Тюменской области

Закон № 94-ФЗ позволяет размещать заказ по одноименным товарам без проведения торгов на сумму, не превышающую 100 000 руб. в квартал. В отличие от него Законом № 44-ФЗ закреплена возможность осуществлять закупки из единственного источника (малого объема), если сумма заказа составляет не более 200 000 руб.
При этом установлено ограничение: совокупный объем таких сделок не должен быть выше 5% от объема средств, предусмотренных планом-графиком.
Новый закон предусматривает два вида конкурсов: с ограниченным участием и двухэтапный. Процедура проведения конкурса с ограниченным участием используется в случае, когда товары (услуги, работы) по причине их высокосложного или специализированного характера способны поставить или выполнить только ограниченное число поставщиков. Основным отличием процедуры такого конкурса является проведение предквалификационного отбора. Двухэтапный конкурс предполагается проводить при одновременном соблюдении следующих условий: 1) заключения контракта в целях закупки уникальной продукции (проведения научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок, в целях реставрации объектов культурного наследия, финансирования проката или показа национального фильма и т. п.); 2) обсуждение с поставщиками объекта закупок для уточнения его характеристик.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль