Новые меры ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств

3901
Новые меры ответственности за неэффективное расходование бюджетных средств
Уже несколько месяцев на рассмотрении в Госдуме ФС РФ находится одиозный законопроект № 208784-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Документ разработан инициативной группой депутатов и направлен на противодействие коррупции. Его суть сводится к введению жестких мер ответственности за нерезультативное (неэффективное) расходование бюджетных средств. Почему Минфин России выступает против данного проекта, объясняет наш эксперт.

Интервью опубликовано в № 7-2013 журнала "Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение"
Перейти к содержанию номера

Законопроект № 208784-6 активно обсуждается специалистами и руководителями учреждений госсектора. Какова основная суть этого спорного документа?

Аналогичный законопроект уже рассматривался Минфином. Он был подготовлен и внесен в Госдуму инициативной группой Самарской Губернской Думы и не нашел поддержку в Правительстве РФ.

Нынешним законопроектом № 208784-6 предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс РФ (а именно ст. 283 и 289), которые предусматривают определение понятия «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств», дополнение этими понятиями перечня оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства и установление ответственности в связи с таким нарушением.

Кроме того, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ новыми статьями, устанавливающими административную и уголовную ответственность для должностных и юридических лиц – получателей бюджетных средств (ПБС) и средств государственных внебюджетных фондов, допустивших нерезультативное (неэффективное) их использование.

Почему Минфин России не поддерживает данный законопроект?

Для этого есть ряд объективных оснований. Начнем с определения «нерезультативное (неэффективное) использование бюджетных средств». Под ним законопроект подразумевает «действия ПБС, выразившиеся в недостижении заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных государственным (муниципальным) заданием, долгосрочной целевой программой либо иным правовым основанием, с использованием определенного бюджетом объема бюджетных средств, или в достижении заданных результатов (по объему и (или) качеству) с превышением объема бюджетных средств, достаточного для их достижения исходя из условий, существовавших в месте исполнения бюджетного обязательства в соответствующий период».

Предложенная интерпретация не согласуется с принципом эффективности, установленным ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно ему при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Насколько правомочно наказывать учреждения за недостижение результатов, обозначенных в госзадании или госпрограмме?

Ведь существует ряд объективных факторов (например, снижение потребительского спроса), при которых они могут оказаться невыполненными. Кроме того, задание утверждает учредитель, а не учреждение…

Государственные (муниципальные) программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, содержат взаимоувязанные по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятия органов госвласти и местного самоуправления в установленной сфере деятельности, а также инструменты государственной политики.

Государственое (муниципальное) задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждений.

Реализация программ и заданий подвержена социальным, финансово-экономическим и другим внешним и внутренним рискам. Оценка рисков и степени воздействия на них со стороны ответственных исполнителей, соисполнителей носит субъективный характер. Все возможные меры воздействия на риски могут не полностью устранить проявление негативных эффектов, вследствие которых программа или задание окажутся невыполненными.

В связи с этим и программы, и задания утверждаются распорядительными (ненормативными) актами высших органов исполнительной власти (местных администраций) и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3. КоАП ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, привлечение к уголовной или административной ответственности за недостижение заданных результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием, государственной программой, некорректно.

Кроме того, достижение заданных или наилучших результатов (по объему и (или) качеству), установленных заданием или программой, непосредственно связано не столько с осуществлением органами госвласти (местного самоуправления) и учреждениями закрепленных за ними бюджетных полномочий при составлении и исполнении бюджета, сколько с организацией и проведением их основной (отраслевой) деятельности. Однако предложенный законопроектом подход к определению нерезультативного (неэффективного) использования бюджетных средств предполагает только анализ исполнения бюджетных полномочий ПБС.

При этом недостижение заданных результатов в процессе исполнения бюджета может быть следствием недостаточного объема средств, предусмотренного в этих целях.

Таким образом, жесткие меры ответственности, регламентируемые законопроектом, вы не оправдываете?...

Читать далее >>>



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль