Целевая субсидия: практика планирования

1564
 Чалая Ю.
Автор: Чалая Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Одним из источников финансового обеспечения деятельности учреждений, помимо субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, является субсидия на иные цели, предоставляемая на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (далее – елевая субсидия). Расскажем об общих подходах к применению этого механизма в практике публично-правовых образований.

Перечень целей

Цели, на которые могут направляться субсидии, определяются в соответствующих нормативных правовых актах Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций, регламентирующих деятельность соответственно федеральных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ и муниципалитетов.

На федеральном уровне такого постановления Правительства РФ пока нет. Практика субъектов РФ и муниципальных образований показывает, что, как правило, посредством целевых субсидий обеспечиваются:

  • расходы на капитальный ремонт и приобретение основных средств, не включаемые в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания;
  • расходы на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;
  • мероприятия, проводимые в рамках целевых программ, не включаемые в государственное (муниципальное) задание;
  • иные расходы, не относящиеся к публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, к бюджетным инвестициям и не включаемые в субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

Номенклатура целей позволяет сделать вывод, что механизм целевых субсидий используется как для выполнения различных задач, которые ставятся перед учреждениями вне рамок заданий, так и для обеспечения их жизнедеятельности, поддержания и развития имущественного комплекса.

Примерами региональных и муниципальных нормативных актов могут служить:

  • постановление правительства Хабаровского края от 29.08.2011 № 287-пр «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям на иные цели»;
  • постановление администрации г. Хабаровска от 10.05.2011 № 1287 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета городского округа “Город Хабаровск” на иные цели»;
  • постановление правительства Архангельской области от 28.08.2012 № 369-пп «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Архангельской области субсидий на иные цели, не связанных с финансовым обеспечением выполнения государственного задания, и о внесении изменений в отдельные постановления правительства Архангельской области».

Порядок предоставления

Порядок и условия предоставления целевых субсидий определяются в соответствующем правовом акте публично-правового образования (абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Чаще всего в нем отражаются следующие положения:

  • объем субсидий определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), на основании заявок учреждений в произвольной или установленной форме в сроки, утвержденные для составления проекта бюджета, с последующим уточнением в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете;
  • условиями предоставления субсидий на иные цели являются наличие документов, перечень которых устанавливается приказом учредителя, а также заявки учреждения;
  • субсидии предоставляются в соответствии с соглашением, заключенным между учредителем и учреждением по единой форме или форме, установленной учредителем;
  • в случае выявления в течение финансового года дополнительной потребности в финансовом обеспечении расходов учреждение вправе обратиться к учредителю с предложением об изменении объема предоставляемых субсидий, прилагая обоснования;
  • учредитель вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случаях:
    • увеличения (уменьшения) объема ассигнований, предусмотренных в бюджете;
    • выявления дополнительной потребности учреждения в выделении субсидии при наличии ассигнований в бюджете;
    • выявления необходимости перераспределения объемов субсидии между находящимися в его ведении учреждениями;
    • выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме;
  • учреждение представляет учредителю отчет об использовании субсидий по единой форме (или форме, установленной учредителем), порядок и периодичность представления отчета определяется учредителем в соглашении;
  • при выявлении нецелевого использования бюджетных средств получателем субсидий они подлежат возврату в бюджет.

Реализация учредителем своего права сокращать размер субсидии может иметь ряд негативных последствий: в случае сокращения финансового обеспечения учреждение рискует не исполнить обязательства по заключенным от своего имени гражданско-правовым договорам, а ведь по обязательствам оно отвечает самостоятельно.

Наличие в правовом акте данного пункта должно повлечь за собой включение еще одного пункта – механизма нивелирования указанного риска. Например, он может предусматривать, что учредитель не вправе сократить финансовое обеспечение по уже принятым учреждением обязательствам или что учредитель должен участвовать в погашении пеней и штрафов по договорам в случае сокращения финансового обеспечения (опять же посредством предоставления целевой субсидии).

Любые корректировки объемов целевых субсидий должны найти отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 02.10.2012 № 132н были внесены изменения в приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Они предусматривают, что учреждение при предоставлении ему целевой субсидии обязано составлять и представлять учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД 0501016).

На основании сведений, утвержденных учредителем, учреждением составляются отдельно сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий данным учреждением и сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому подразделению.

Контроль расходов

Поскольку субсидии носят целевой характер, предметом контроля выступает целевое использование учреждением выделенных из бюджета средств.

Операции со средствами целевых субсидий учитываются на отдельных лицевых счетах:

  • у бюджетных учреждений – только в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований с представлением в казначейство (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (ч. 1 ст. 30 Закона № 83-ФЗ);
  • у автономных учреждений – на счетах в кредитных организациях (после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы) или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль