Межбюджетная взаимопомощь

915
 Бахтина Т.Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
С точки зрения бюджетного законодательства дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты являются формами финансовой помощи, предоставляемой в рамках межбюджетных отношений. Каждое из таких перечислений должно быть отражено в учете в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Порядок предоставления

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) под понятием «межбюджетные трансферты» понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме (ст. 129 БК РФ):

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
  • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов зависят прежде всего от объема собственных доходов бюджетов соответствующих территорий (гл. 16 БК РФ).

Согласно ст. 130 БК РФ общим условием для предоставления трансфертов субъектам РФ является соблюдение региональными органами государственной власти бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Пункт 5 указанной статьи определяет, что операции с межбюджетными трансфертами осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Правительства РФ.

Среди основных проблем, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов, можно, в частности, выделить: 1) сложность определения объема межбюджетных дотаций, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой. Согласно п. 3 ст. 138 и п. 4 ст. 142.1 БК РФ при расчете уровня бюджетной обеспеченности неналоговые доходы не учитываются, соответственно дополнительные поступления не приведут к уменьшению в следующем финансовом году расчетного объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности;
2) ограничение по предоставлению субвенций в случае передачи властных полномочий. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 85, п. 3 ст. 86 БК РФ, если в субъекте РФ (муниципальном образовании) превышены нормативы, используемые в методиках расчета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ (местным бюджетам) в связи с исполнением отдельных государственных полномочий, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств, осуществляется за счет собственных доходов соответствующего бюджета.

Предусмотренный этой нормой подход можно признать правильным в тех случаях, когда органы местного самоуправления сознательно превысят нормативы, используемые в методиках расчета субвенций, например установят более высокий размер социальных выплат по сравнению с федеральным законодательством. Однако на практике возможны случаи, когда субвенции не покрывают реальных расходов местного бюджета, возникающих при исполнении отдельных государственных полномочий.

Обязательные условия

Для своевременного поступления межбюджетных трансфертов в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ следует корректно заполнять платежный документ, а также согласовывать значение ИНН, КПП, кода бюджетной классификации и кода целевых поступлений в реквизитах платежных поручений получателя платежа – администратора.

Для учета субвенций (субсидий), переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, существует дополнительный признак – код цели, присваиваемый органом Федерального казначейства при поступлении межбюджетных трансфертов на основании информации, указанной в поле «Назначение платежа» платежного поручения.

При перечислении субвенций (субсидий) из регионального бюджета в бюджеты муниципальных образований (из бюджетов муниципальных образований в бюджеты поселений) обязанность по указанию кодов целей в Заявках на кассовый расход (ф. 0531801) возникает у главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС) соответствующего бюджета. Указание кодов цели в Заявках на возврат (ф. 053183) – обязанность главного администратора доходов бюджета, от которого возвращаются неиспользованные субвенции (субсидии).

Код цели позволяет органу Федерального казначейства обеспечить «прозрачность» движения федеральных целевых средств вплоть до бюджетов поселений.

Бюджетная классификация

В соответствии с Указаниями № 171н расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов осуществляются по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», который состоит из трех подразделов:

  • 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
  • 1402 «Иные дотации». Здесь отражаются расходы на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также иных дотаций;
  • 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера». Здесь отражаются расходы на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих целевое назначение, отнесение которых на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов не представляется возможным, в т. ч. на развитие региональной и муниципальной инфраструктуры.

Перечни и правила применения целевых статей классификации расходов, предназначенных для отражения расходов бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета.

Коды целевых статей бюджетов присваиваются в соответствии с Перечнем, утвержденным в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных БК РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 171н доходы бюджетов бюджетной системы РФ в результате предоставления межбюджетных трансфертов из других бюджетов, а также возврат неиспользованных перечислений следует отражать по подстатье 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ по предоставлению межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также бюджетам государственных внебюджетных фондов следует относить на подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Неиспользованные трансферты

Согласно п. 5 ст. 242 БК РФ неиспользованные целевые межбюджетные трансферты могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

Остатки целевых межбюджетных трансфертов при отсутствии потребности в них подлежат возврату в федеральный бюджет администраторами доходов бюджетов субъектов РФ. После 1 апреля очередного финансового года указанные средства перечисляются из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Порядком взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 11.06.2009 № 51н).

Коды классификации доходов бюджетов от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет закрепляются за государственными органами, органами местного самоуправления, предоставившими их:

  • 218 – доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
  • 219 – возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

Отражение в 2013 г. расходов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществляемых за счет остатков целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета прошлых лет, производится в следующем порядке: 1) при сохранении у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в 2013 г. межбюджетных трансфертов на указанные цели – по соответствующим целевым статьям классификации расходов, утв. в составе приложения 7 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» или сводной бюджетной росписи федерального бюджета, в рамках которых ранее были предоставлены указанные средства;
2) при отсутствии у Российской Федерации расходных обязательств по предоставлению в 2013 г. целевых межбюджетных трансфертов на данные цели – по целевым статьям, предусмотренных подп. 3.2.3 Указаний № 171н.

Бюджетный учет

Документом, служащим основанием для отражения в бюджетном учете операций с рассматриваемыми перечислениями, является Уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (ф. 0504817), далее – Уведомление (ф. 0504817).

Уведомление (ф. 0504817) формируется ГРБС (РБС) как получателем бюджетных средств, которому предоставлено право исполнения части бюджета по предоставлению межбюджетных трансфертов (далее – главный администратор бюджетных средств) на операции:

  • по доведению утвержденного объема межбюджетного трансферта;
  • подтверждению произведенных расходов по межбюджетным трансфертам;
  • возврату неиспользованных остатков целевых средств.

Сформированное Уведомление (ф. 0504817) (на каждый вид операции) и его заверенная копия направляются соответственно администратору доходов бюджета от предоставления межбюджетных трансфертов (далее – администратор доходов бюджета) и финансовому органу бюджета, получающего межбюджетный трансферт.

Уведомление (ф. 0504817) – это основание для отражения в бюджетном учете расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ по межбюджетным трансфертам, а также для подтверждения неиспользованных остатков средств, предоставленных в форме субсидий, субвенций или иных перечислений, имеющих целевое назначение, и потребности в них в очередном финансовом году.

Учет операций по межбюджетным трансфертам ведется в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071). Записи в Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) отражаются датой составления Уведомления (ф. 0504817).

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете операций по предоставлению межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных перечислений, имеющих целевой характер, осуществляется записями:

В соответствии с Инструкцией № 162н отражение в бюджетном учете администратором доходов бюджета операций по получению межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных перечислений, имеющих целевой характер, осуществляется записями:

Учитывая нормы п. 178 Инструкции № 191н в состав месячной и квартальной бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета бюджетной системы РФ входит в т. ч. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

Для консолидации расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ по поступлениям (перечислениям) межбюджетных трансфертов и возвратов неиспользованных остатков указанных средств в форме субсидий, субвенций и иных перечислений, имеющих целевое назначение, Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) составляется по счетам:

  • 1 205 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 205 51 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 206 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 206 51 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 302 51 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Отчет об использовании трансфертов

Согласно письму Федерального казначейства от 11.12.2012 № 42-7.4-05/2.1-704 Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) (далее – Отчет (ф. 0503324)) составляется и представляется финансовыми органами в порядке, установленном для квартальной и годовой бюджетной отчетности.

Показатели Отчета (ф. 0503324) отражаются в разрезе кодов целевых статей классификации расходов федерального бюджета, по которым осуществлялись перечисления межбюджетной субсидии, субвенции, иного трансферта, имеющего целевое назначение. При этом подводятся промежуточные итоги по кодам главных администраторов средств федерального бюджета, осуществляющих полномочия по предоставлению субъекту РФ межбюджетных трансфертов и (или) администрированию доходов от возвратов неиспользованных остатков целевых средств.

В Отчете (ф. 0503324) не отражаются целевые средства, полученные из бюджета Пенсионного фонда РФ, ФОМС, ФСС РФ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль