За "непрозрачный" сайт предъявят штраф

1396
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В соответствии со ст. 3 Закона № 273-ФЗ одним из основных принципов борьбы с коррупцией в нашей стране является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. С этой целью на их официальных сайтах должна быть размещена информация о проводимой локально антикоррупционной работе. О специфике гласности в сети Интернет и пойдет речь далее.

Единый подход к содержанию сайтов

Во исполнение подп. «л» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012–2013 годы, утв. Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297 (далее – Указ № 297), Минтруд России подготовил единые требования к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции (далее – Единые требования).

Для справки

Как следует из информации, размещенной 26 ноября 2012 г. на сайте Минтруда России, Единые требования были разработаны в целях обеспечения единого подхода к организации и проведению работы по размещению и наполнению подразделов сайтов по вопросам противодействия коррупции, что будет способствовать повышению открытости и доступности информации о деятельности федеральных государственных органов по профилактике коррупционных правонарушений, а также реализации прав граждан получать достоверную информацию об их деятельности в сфере противодействия коррупции.

Единые требования распространяют свое действие также на порядок организации соответствующих разделов на сайтах территориальных органов федеральных госорганов.

Напомним, что общие вопросы организации и наполнения официальных сайтов урегулированы Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон № 8-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» (далее – Постановление № 953).

Минтруд России со ссылкой на поручение заместителя Председателя Правительства РФ Д. Рогозина от 18.10.2012 № РД-П17-6185 указал, что федеральные государственные органы должны привести свои официальные сайты в соответствие с Едиными требованиями до 1 апреля 2013 г.

Минтруд России планирует проведение мониторинга сайтов госорганов на предмет выполнения указанной выше обязанности.

В настоящее время приняты ведомственные нормативные правовые акты, обязывающие обеспечить внедрение Единых требований (например, приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 04.03.2013 № 102 «О единых требованиях к размещению и наполнению подразделов (разделов) официальных сайтов Роспотребнадзора и его территориальных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции»).

Антикоррупционный подраздел сайта

Как правило, сайты госорганов организуются с использованием гипертекстовых технологий, т. е. в виде набора текстов, содержащих узлы перехода между ними, которые позволяют избирать читаемые сведения или последовательность чтения. Навигация (перемещение) по сайту осуществляется посредством использования гиперссылок, представляющих собой часть гипертекстового документа, ссылающегося на другой элемент (команду, текст, заголовок, примечание, изображение) в самом документе, на другой объект (файл, каталог, приложение), расположенный на локальном диске или в компьютерной сети, либо на элементы этого объекта.

Согласно части I Единых требований на главной странице официального сайта федерального госоргана в сети Интернет должна быть расположена отдельная гиперссылка на подраздел по вопросам противодействия коррупции (далее – подраздел), доступ в который осуществляется с главной страницы сайта путем последовательного перехода по данной гиперссылке.

Количество переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более одного.

Подраздел должен содержать общую информацию об антикоррупционной работе в госоргане, а также последовательные ссылки в виде списка на отдельные подразделы сайта, посвященные следующим направлениям проводимой работы:
  • нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции;
  • независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов;
  • методические материалы;
  • формы, бланки;
  • сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
  • доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация;
  • обратная связь для сообщений о фактах коррупции;
  • часто задаваемые вопросы (п. 1 ч. II Единых требований).

Формирование контента

Часть II Единых требований содержит указания по наполнению соответствующих подразделов сайта по вопросам противодействия коррупции.

1. Подраздел «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» должен содержать следующую информацию:

  • полный список действующих нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и т. д.), а также судебных актов в виде гиперссылок для возможности последовательного перехода на информационный ресурс, на котором данные акты размещены;
  • список ведомственных нормативных правовых актов с приведением их текста, включая:
    • план госоргана по противодействию коррупции с установлением гиперссылки для перехода в раздел, посвященный вопросам реализации данного плана;
    • перечень должностей, при назначении на которые и при замещении которых граждане (госслужащие) обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи;
    • принятый в госоргане Кодекс этики и служебного поведения.

Тексты документов размещаются в графическом формате (в виде графического образа того или иного документа) либо в гипертекстовом формате (т. е. когда поиск и копирование текста возможно с использованием средств веб-обозревателя).

2. В развитие положений Закона № 273-ФЗ и Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в подразделе должна быть гиперссылка, перекрестная с соответствующим разделом сайта госоргана (например, Проекты нормативных правовых актов) (п. 1.2 Единых требований).

3. Пунктом 1.3 Единых требований предписывается обеспечить доступ по гиперссылке к подразделу, содержащему методические рекомендации, письма с разъяснениями законодательства, а также выписки из протоколов межведомственных совещаний, в которых даны рекомендации по интерпретации действующего законодательства.

4. Из антикоррупционного подраздела сайта следует обеспечить доступ по гиперссылке к специальному разделу, содержащему список гиперссылок к формам и бланкам заявлений, уведомлений, справок и т. п., заполняемых госслужащими и гражданами в рамках реализации законодательства о противодействии коррупции, в первую очередь Закона № 273-ФЗ и Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ).

Пример

Гиперссылки могут быть направлены к бланкам уведомления представителя нанимателя о намерении выполнять иную оплачиваемую работу; формам справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера госслужащего и членов его семьи и т. п.

5. Частью 6 ст. 8 Закона № 273-ФЗ предусмотрено размещение на официальных сайтах госорганов сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых госслужащими.

В соответствии с п. 1.5 Единых рекомендаций должна быть обеспечена возможность перехода по гиперссылке из антикоррупционного подраздела сайта к разделу, содержащему данные сведения за все предшествующие годы, представленные служащими соответствующего госоргана, лицами, замещающими государственные должности РФ. Указанные сведения, в т. ч. за все предшествующие годы, должны размещаться без ограничений доступа к ним третьих лиц, а также без ограничения периода их размещения.

Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности РФ, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 561. Данным нормативным правовым актом определен также состав сведений, подлежащих размещению.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные госслужащими за отчетный период, надлежит опуб ликовывать в табличном виде, в отдельных для каждого структурного подразделения файлах.

6. В антикоррупционном подразделе сайта должна быть ссылка для перехода к разделу, содержащему информацию о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, включая положение о комиссии, сведения о составе комиссии, а также сведения о планируемом проведении заседаний комиссии, о принятых комиссией решениях с указанием информации о рассматриваемом вопросе.

В соответствии с нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» решения комиссии должны опубликовываться с обезличением персональных данных госслужащего, в отношении которого оно принято (п. 1.6 Единых требований).

Правовой статус комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов определяется соответствующим Положением, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

7. При переходе по гиперссылке «Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация» осуществляется доступ к определенным материалам, которые дополнительно к гипертекстовому формату должны быть размещены в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (п. 1.7 Единых рекомендаций).

8. К основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции ст. 7 Закона № 73-ФЗ относит в т. ч.:

  • создание механизма взаимодействия госорганов с гражданами и институтами гражданского общества;
  • обеспечение доступа граждан к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления;
  • усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц.

В связи с этим подраздел по вопросам противодействия коррупции должен содержать гиперссылку обратной связи для сообщений о фактах коррупции, перекрестную с самостоятельным подразделом сайта «Обращения граждан», на котором, во-первых, должна содержаться ссылка на нормативный правовой акт госоргана, регламентирующий порядок рассмотрения обращений граждан.

Во-вторых, упомянутый подраздел должен содержать информацию о наличии возможности для граждан и организаций беспрепятственно направлять свои обращения в госорган посредством «горячей линии», «телефона доверия», почтовых сообщений либо через официальный сайт с использованием размещенной на нем специализированной формы.

Обращение гражданина может быть составлено в виде электронного документа и подписано электронной подписью (п. 1.8 Единых требований).

Кроме того, подраздел должен иметь гиперссылку «Часто задаваемые вопросы», с помощью которой осуществляется доступ к разделу, содержащему разъяснения по часто задаваемым вопросам (п. 1.9 Единых требований).

Вопросы ответственности

Как отмечено выше, Минтруд России планирует проводить проверки соблюдения госорганами Единых требований. При этом имеется некоторая неопределенность касательно возможности применения по результатам такого контроля каких-либо санкций к нарушителям. Попробуем разобраться.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб.

Напомним, что согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 8-ФЗ состав информации, размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов. В частности, перечни информа- ции о деятельности федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ и Правительство РФ, и подведомственных им федеральных государственных органов утверждается соответственно Президентом РФ и Правительством РФ (ч. 1, 2 ст. 14 Закона № 8-ФЗ).

Пример

Перечень информации о деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, размещаемой в сети Интернет, утв. Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1379, в п. 34 содержит информацию о принимаемых мерах по противодействию коррупции в Росфинмониторинге и его территориальных органах. Аналогичные требования в отношении госорганов, находящихся в ведении Правительства РФ содержит Постановление № 953.

Примеров федеральных законов, устанавливающих требования о раскрытии информации антикоррупционной направленности, можно привести немало (в т. ч. упоминавшуюся ранее ч. 6 ст. 8 Закона № 273-ФЗ о размещении сведений о доходах).

Что касается Единых требований, разработанных во исполнение Указа № 297, то они всего лишь унифицируют порядок размещения соответствующих сведений и их состав.

Таким образом, неисполнение предписаний Минтруда России может повлечь за собой наступление для должностного лица административной ответственности в виде штрафа.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.27 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судом (ст. 23.1, 28.4 КоАП РФ).

Необходимо также вспомнить о дисциплинарной ответственности.

В частности, ст. 57 Закона № 79-ФЗ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным законом.

При этом к основным обязанностям гражданского служащего относятся в т. ч.:

  • соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и обеспечение их исполнения;
  • исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ (пп. 1, 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 79-ФЗ).

Напомним, что порядок применения в отношении госслужащего дисциплинарного взыскания установлен ст. 58 Закона № 79-ФЗ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль