Не все доходы облагаются НДС

1090
 Степанова Н.В.
Ведущий аудитор ООО «Тригс-аудит»
Бюджетные и автономные учреждения являются самостоятельными плательщиками НДС согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (либо возмещению из бюджета), рассчитывается ими на общих основаниях в соответствии с правилами главы 21 Кодекса. Однако не все доходы и поступления, получаемые учреждениями, облагаются НДС и не во всех случаях возможно возмещение сумм налога, уплаченных поставщикам и исполнителям в составе стоимости приобретаемых товаров, работ, услуг.

Объект налогообложения

Обязанность по начислению НДС связана с возникновением объекта налогообложения в результате поступлений из различных источников.

Статья 146 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) определяет объект обложения НДС как операции по реализации товаров, работ, услуг и передачу имущественных прав на территории РФ, а также устанавливает исключения из данного правила.

Запомнить

Если в 2011 г. учреждением были получены субсидии для финансового обеспечения услуг, оказываемых в рамках госзадания, то данные суммы облагались НДС. Необходимо пересчитать сумму налога к уплате в бюджет и представить уточненную декларацию за соответствующий период. Возможно, также потребуется уточнить обязательства по другим налогам.

Налог на субсидии

В соответствии с п. 4.1 ст. 146 НК РФ сумма полученного учреждениями для оказания услуг в рамках государственного или муниципального задания целевого финансового обеспечения с 1 января 2012 г. не признается доходом от реализации услуг и освобождается от НДС.

Из объекта обложения НДС исключаются суммы субсидий, полученные из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ согласно п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ для возмещения затрат учреждений по оказанию государственных услуг (работ).

Нормативный документ

В письме от 04.04.2012 № 03-07-07/42 Минфин России разъясняет, что выполнение работ (речь идет о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, выполняемых бюджетным учреждением в рамках госзадания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из федерального бюджета) объектом обложения НДС не является.

В данную норму ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ (далее – Закон № 39-ФЗ) были внесены изменения. В соответствии с новыми правилами освобождение от НДС применяется бюджетными и автономными учреждений в отношении субсидий, полученных с 1 января 2011 г.

Новации вступили в действие с 8 апреля 2013 г.

Данные правила касаются только реализации услуг (письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040), на продажу учреждением товаров, собственной продукции, другого имущества они не распространяются.

Возможна ситуация, когда субсидии из бюджета предоставляются для целевого финансирования определенных затрат. Данные суммы не включаются в налоговую базу по НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, поскольку не связаны с оплатой реализуемых учреждением товаров (работ, услуг). Помимо этого, в письме от 26.03.2013 № 03-07-11/9457 Минфин России обращает внимание на то, что если предоставляемые субсидии получены учреждением в качестве оплаты подлежащих налогообложению и реализуемых им товаров (работ, услуг), то НДС в отношении таких субсидий исчисляется по общим правилам.

При этом входящий НДС по суммам субсидий, полученным из бюджета для возмещения затрат, вычету не подлежит, т. к. получение субсидий не облагается НДС.

Если субсидии получены учреждением в качестве оплаты реализуемых товаров (работ, услуг), НДС принимается к вычету при соблюдении требований ст. 172 НК РФ (письмо Минфина России от 09.06.2011 № 03-03-06/1/337).

Льготы по НДС

Отдельные виды деятельности учреждения, направленной на получение дохода, могут освобождаться от НДС. Перечень льготируемых видов деятельности и условия, при которых НДС не начисляется на стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) приведены в ст. 149 НК РФ. Вследствие размытости формулировок НК РФ, при применении данного пункта возникает немало вопросов. Рассмотрим несколько примеров.

При применении льготы по медицинским услугам в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ ФНС России в письме от 27.03.2013 № ЕД-18-3/313@ разъяснила следующее.

К льготируемым медицинским услугам относятся, в частности, услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Если услуги оплачиваются заказчиками – юридическими лицами, льгота также применима.

В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ для применения данной льготы необходима лицензия.

Если какой-либо вид деятельности прямо не поименован в ст. 149 НК РФ, льгота по нему применяться не может.

Пример

Если учреждение относится к учреждениям культуры и искусства в соответствии с подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, но оказывает услуги (организацию и проведение праздников), не упомянутые в данном подпункте льгота по ним не применяется.

Если бюджетное или автономное учреждение является заказчиком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые финансируются за счет субсидий из бюджета, то такие работы освобождаются от НДС на основании подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Данная статья не устанавливает перечень документов, подтверждающих правомерность применения льготы.

По мнению Минфина России, в ранее упоминавшемся письме от 04.04.2012 № 03-07-07/42 основанием для освобождения от НДС может являться договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных бюджетных средствах для оплаты работ.

Прочие поступления

Благоприятной для налогоплательщиков новостью можно назвать указания контролирующих органов о том, что неустойки за невыполнение условий договоров, предъявляемые продавцом покупателю, не включаются в налоговую базу по НДС у продавца (письмо ФНС России от 03.04.2013 № ЕД-4-3/5875@). В письме даются указания налоговым инспекциям руководствоваться позицией ВАС РФ, изложенной в постановлении от 05.02.2008 № 11144/07. По мнению ВАС РФ, неустойки являются штрафными санкциями, а не оплатой товаров.

Вопреки мнению суда в некоторых случаях проверяющие доначисляли налогоплательщикам НДС, основываясь на том, что данные суммы связаны с оплатой товаров, работ, услуг, и поэтому на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ должны включаться в налогооблагаемую базу (письма Минфина России от 18.05.2012 № 03-07-11/146, от 11.01.2011 № 03-07-11/01). Теперь спорная ситуация устранена.

Запомнить

Если продавец ошибочно начисляет НДС и выставляет счет-фактуру на сумму штрафных санкций, у покупателя, принимающего НДС к вычету по такому счету-фактуре могут возникнуть разногласия с проверяющими. Примером судебного решения, в котором арбитражный суд подтвердил обоснованность налогового вычета, является постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.02.2012 № А40-11357/12-140-54.

Пример

Договор предусматривает дополнительные выплаты покупателем продавцу, например, в размере 0,07% от стоимости товаров (работ, услуг) за каждый день неоплаты товара.

Необходимо исходить из того, что представляют собой данные суммы исходя из условий договора.

Если это штрафные санкции за просрочку оплаты, данные суммы, полученные продавцом, не облагаются НДС.

Если же продавец предоставляет покупателю коммерческий кредит, т. е. отсрочку или рассрочку платежа, данные суммы увеличивают стоимость реализованных товаров (работ, услуг) и облагаются НДС.

Оформление счетов-фактур

Приведем разъяснения Минфина России по некоторым вопросам оформления счетов-фактур. Как известно, замечания по оформлению счетов-фактур приводят к тому, что налоговые органы отказывают налогоплательщикам в правомерности принятия по ним сумм к вычету.

Так, если в счете-фактуре дополнительно указана должность сотрудника, подписавшего документ, это не является препятствием к вычету. В письме от 10.04.2013 № 03-07-09/11863 Минфин России указывает на то, что дополнительные реквизиты в счетах-фактурах допустимы.

Счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации, но он также может быть подписан иными лицами, которых уполномочил руководитель в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ. Уполномоченные лица подписывают счет-фактуру в соответствующих графах формы, утвержденной приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, также указываются их фамилия и инициалы.

Как разъясняет Минфин России в письме от 23.04.2012 № 03-07-09/39, в случае подписания счета-фактуры уполномоченным лицом в документе должна быть указана расшифровка его подписи, а не фамилия и инициалы директора или главного бухгалтера. Если же поставщик неправильно оформляет документы, аргументом учреждения является то, что такие ошибки не препятствуют идентифицикации покупателя и поставщика, наименования и стоимости товаров, ставки и суммы налога (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Запомнить

Правильное оформление счетов-фактур важно, если речь идет о расходах и входящем НДС в рамках облагаемой налогом реализации.

Кроме того, выставляемые без нарушений счета-фактуры позволят избежать вопросов по ним покупателей и заказчиков и соответственно лишнего документооборота.

Однако если контрагент не расшифровал подписи в счете-фактуре, возможны претензии налоговых органов по суммам НДС, предъявленным к вычету. Данная ситуация стала предметом судебного разбирательства. В постановлении от 25.10.2012 № А26-9024/2011 ФАС Северо-Западного округа, рассматривая ситуацию с нарушениями в оформлении счетафактуры (отсутствие расшифровок подписей руководителя и главного бухгалтера, выставление счета-фактуры по истечении 5 дней с даты выполнения работ), отметил, что они не ставят под сомнение реальность хозяйственной операции и не указывают на получение заказчиком работ необоснованной налоговой выгоды.

Корректировочные счета-фактуры

С 1 июля 2013 г. вступают в действие поправки, внесенные в НК РФ Законом № 39-ФЗ, которые упростят расчет и оформление НДС при изменении стоимости товаров (работ, услуг), в результате согласованного поставщиком и покупателем изменения цены или количества.

Пункт 10 ст. 172 НК РФ предусматривает составление корректировочных счетов-фактур, если изменяется стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. До 1 июля 2013 г. в соответствии с правилами п. 5.2 ст. 169 НК РФ корректировочный счет-фактура должен быть составлен в отношении одного конкретного ранее выставленного счета-фактуры. Сводные корректировочные счета-фактуры становились предметом судебных разбирательств, в решении ВАС РФ от 11.01.2013 № 13825/12 было указано на их неправомерность.

В соответствии с дополнительным подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ и другими изменениями данной статьи поставщик вправе составлять единый корректировочный счет-фактуру по нескольким исходным счетам-фактурам.

Таким образом, теперь корректировка стоимости может быть оформлена либо отдельным новым документом, либо сводным.

Если в соответствии с условиями договора стоимость реализованных товаров работ услуг была увеличена, НДС, начисляемый с суммы увеличения, уплачивается в бюджет и включается в декларацию в квартале, в котором был составлен корректировочный счет-фактура в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ. Это стало допустимым в результате изменений, внесенных в п. 10 ст. 154 НК РФ.

Ранее продавцу приходилось подавать уточненную декларацию и уплачивать сумму НДС с пеней. Другой подход приводил к налоговым спорам (постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11).

Если продавец предоставляет покупателю премии (поощрительные выплаты), например, за объем закупок и выполнение других условий договора, для целей расчета НДС данные премии не уменьшают стоимость реализованных товаров (работ, услуг). На это указано в новом п. 2.1 ст. 154 НК РФ.

Таким образом, ранее уплаченные продавцом и предъявленные к вычету покупателем суммы НДС не корректируются.

Но возможен также другой вариант, если стороны согласовали соответствующие условия в договоре, в котором при этом указывается, что премия продавца изменяет стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Соответственно продавец уменьшает налогооблагаемую выручку и сумму НДС к начислению, оформляет корректировочный счет-фактуру. На основании корректировочного счета-фактуры покупатель восстанавливает НДС к уплате в бюджет.

мнение специалиста

Юлия Юрьева,
эксперт Международного центра финансово-экономического развития

Понятие «корректировочный счет-фактура» появилось в НК РФ 1 октября 2011 г. Документ используют при изменении цены (например, при предоставлении скидок покупателям) или при уточнении количества отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав). Графы и строки корректировочного и обычного счета-фактуры во многом идентичны. Основные отличиях состоят в следующем.

В графу 1 корректировочного счета-фактуры вписывают только те товары, работы, услуги, имущественные права, по которым изменилась цена или количество. Если же ни цена, ни количество какого-либо из товаров, указанных в первоначальном счете-фактуре, не менялись, то переносить их названия в корректировочный счет-фактуру не нужно.

В графе 1а «Показатели в связи с изменением стоимости отгруженных товаров» для каждого товара отведено четыре строки, в которых по строкам таблицы указывают его стоимость до изменения (строка А), после изменения (строка Б), положительную разницу между ними (строка В), отрицательную разницу (строка Г). Последнюю нужно указывать без знака «минус».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль