Бюджетный учет без чрезвычайных ситуаций

2898
 Анищенков М.А.
Начальник отдела сводного финансового планирования расходных обязательств федерального бюджета Финансово-экономического департамента МЧС России
Каждое ведомство имеет свои особенности ведения бюджетного учета и отчетности. Связано это со спецификой деятельности учреждений и их кадровым составом. Попробуем проанализировать, каким образом реализуются общие требования бюджетного законодательства в МЧС России.

С наступлением осени бухгалтеры начинают планировать проведение ежегодной инвентаризации – одного из самых ответственных и трудоемких мероприятий. Каким образом организован данный процесс в вашем ведомстве?

– Закон № 402-ФЗ предусматривает проведение инвентаризации активов и обязательств учреждений, но не устанавливает перечень случаев, когда это является обязательным. Утверждено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень соответствующих объектов определяются экономическим субъектом (за исключением обязательных случаев, установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами).

В будущем случаи обязательного проведения инвентаризации планируется утвердить в федеральном стандарте «Концептуальная основа бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе».

Сегодня они определены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризацию осуществляют в обязательном порядке, с некоторыми исключениями в части имущества, опись которого проводилась в отчетном году не ранее 1 октября. Методическими указаниями руководителю учреждения предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств и библиотечных фондов один раз в три года и один раз в пять лет соответственно.

Инвентаризация является ежегодным мероприятием, но несмотря на ее постоянство, создает дополнительную нагрузку на бухгалтеров, а также работников, участвующих в составе инвентаризационных комиссий.

В центральном аппарате нашего ведомства ежегодная инвентаризация проводится на основании распоряжения замминистра МЧС России. В инвентаризационные описи вносятся бухгалтерские данные об имуществе и финансовых обязательствах, которые впоследствии сличаются с фактическим наличием объектов. Данные результатов обобщаются в сводной ведомости. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности.

К общим правилам осуществления инвентаризации относится регистрация приказа о ее проведении в книге контроля за выполнением соответствующих приказов. Однако зачастую о внесении указанных записей забывают.

Каких-либо особенностей проведения инвентаризации в МЧС России нет (разве что свои специфические объекты техники и оборудования). Правда, в 2010–2011 гг. приходилось организовывать проведение полной инвентаризации полученной гуманитарной помощи.

Каков порядок учета специфичных активов, о которых Вы упомянули? К примеру, той же гуманитарной помощи?

– Одной из основных функций, возложенных на МЧС России, является спасение жизни людей и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также доставка совместно с федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи пострадавшему населению Российской Федерации и иностранных государств, эвакуация наших граждан изза рубежа в экстренных случаях.

В ходе осуществления этой деятельности приходится отражать в бухгалтерском учете такие специфические активы как гуманитарные грузы. То есть материальные ценности, имеющиеся в наличии для оказания помощи пострадавшему населению в зоне ЧС, как на территории России, так и за ее пределами, а также поступающие из-за рубежа.

…с 1 января 2013 г. мы осуществили переход на новые условия денежного довольствия военнослужащих и сотрудников внутренней службы…

В учете «гуманитарки» есть свои особенности. Несмотря на то, что некоторые материальные ценности по всем критериям относятся к основным средствам, в бухгалтерском учете они отражаются как материальные запасы, т. к. не используются в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд. При поступлении грузов гуманитарного характера из-за рубежа и их таможенном оформлении необходимо правильно указывать их конечного получателя, чтобы впоследствии не получить требования таможенных органов об уплате таможенной пошлины. Так произошло при приеме гуманитарных грузов во время природных пожаров 2010 г. Поскольку к их тушению привлекались подразделения с различных территорий, конечным получателем грузов иногда оказывались не те подразделения, которые были указаны в документах (на местах было не до тонкостей учета). Впоследствии пришлось долго разбираться, проводить полную инвентаризацию указанного имущества, устанавливать все факты передачи его из одной организации в другую и приводить документы в порядок.

Еще одна непростая тема – списание имущества, в т. ч. особо ценного. Каким образом осуществляется данный этап бухгалтерского учета в учреждениях МЧС?

– Списание имущества регламентировано приказами МЧС России:

  • от 25.01.2006 № 35 «Об утверждении Временного порядка подготовки документов на списание пришедших в негодное состояние или утраченных материальных средств»;
  • от 30.01.2006 № 51 «Об утверждении Номенклатуры вооружения, военной и специальной техники, подлежащей согласованию при списании»;
  • от 25.01.2012 № 24 «Об утверждении Порядка подготовки и принятия решений о высвобождении и реализации движимого военного имущества, а также Перечня и форм документов, необходимых для принятия таких решений в МЧС России»;
  • от 20.08.2008 № 485 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • от 20.09.2011 № 524 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, представляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании федерального недвижимого имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»;
  • от 29.11.2012 № 706 «Об утверждении Порядка согласования МЧС России решения о списании воздушных судов, закрепленных за находящимися в его ведении организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и Перечня документов, предоставляемых в МЧС России находящимися в его ведении организациями для согласования решения о списании воздушных судов, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

…серьезная проблема на сегодняшний день – существенная разница в уровне оплаты труда по отдельным аналогичным должностям «в погонах» и без…

Списание федерального имущества осуществляется руководителем организации МЧС России после согласования соответствующего решения структурным подразделением центрального аппарата министерства, которое отвечает за учет и организацию содержания объектов недвижимости. Это, безусловно, ограничивает права руководителей учреждений и усложняет документо оборот.

Поэтому сейчас разрабатывается приказ, позволяющий руководителям организаций осуществлять списание имущества, не превышающее определенную стоимость, без согласования (с учетом требований Постановления № 834).

…в нашем ведомстве закрепилась практика прохождения обучения на базе университета в Санкт-Петербурге по программе повышения квалификации бухгалтеров…

Необходимо помнить, что бюджетными учреждениями списание движимого имущества, за исключением особо ценного, закрепленного за ними учредителем либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение, осуществляется самостоятельно.

Особое внимание уделяется списанию имущества при проведении аварийно-спасательных работ в условиях зараженной местности и иных неблагоприятных условиях (пример, работа наших спасателей при аварии на АЭС в Фукусиме). В частности, следует грамотно документально обосновывать его преждевременное списание.

В МЧС трудятся различные категории служащих (в т. ч. военнослужащие). Насколько это усложняет процесс расчета заработной платы и всех необходимых выплат?

– Да, действительно, в нашем ведомстве разнообразный штатный состав – военнослужащие, сотрудники ФПС МЧС России, федеральные государственные гражданские служащие, гражданский персонал. Оплата их труда, социальные гарантии регламентированы различными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Особый статус имеют спасатели.

Как правило, в одной организации МЧС России трудятся две-три различных категории сотрудников. Это, безусловно, требует от специалистов финансовых органов дополнительных знаний. Ведь по каждой категории нужно знать и порядок приема на работу (службу), и порядок увольнения, и расчет заработной платы, и многое другое.

С 1 января 2013 г. мы осуществили переход на новые условия денежного довольствия военнослужащих и сотрудников внутренней службы.

Издано огромное количество новых документов. Начисление денежного довольствия строго регламентировано приказами МЧС России и тем самым нисколько не усложняет, а я бы сказал, упрощает порядок его расчета.

Но ошибки при начислении все же случаются. Чтобы их избежать, надо всего лишь внимательно изучать регламентирующие документы (а начинать надо всегда с примечаний).

Более серьезная проблема на сегодняшний день – существенная разница в уровне оплаты труда по отдельным аналогичным должностям «в погонах» и без (например, пожарный). Люди вместе выезжают на тушение пожара и наравне принимают участие в ликвидации ЧС, а у кассы равенства нет. Отсюда большое количество жалоб.

Минфином России доведено несколько уточняющих писем по учету командировочных расходов. Сотрудники вашего ведомства постоянно находятся в разъездах, и учет таких расходов для вас актуален. Насколько вписываются рекомендации Минфина в характер работы учреждений МЧС?

– Учет командировок серьезных проблем у нас не вызывает. Есть свои нюансы при применении Указаний № 171н, в т. ч. в рамках планирования средств на командировочные расходы и отчета по ним.

Как я отмечал выше, в наших подразделениях бок о бок трудятся различные категории сотрудников. Командировочные расходы по каждой категории относятся на определенный вид расходов бюджетной классификации – 112, 122, 134. Спрогнозировать в начале года, какие из сотрудников будут привлекаться к выполнению задач вне места постоянной дислокации своего подразделения или территориального расположения учреждения, невозможно. Поэтому в конце года, как правило, возникают трудности.

Учитывая, что произвести корректировку бюджетной росписи можно только через Минфин России, а на это требуется много времени, иногда приходится отправлять в командировку не того, кого необходимо.

Весной текущего года в Бюджетный кодекс РФ внесено немало изменений. Что Вы можете сказать об этих новациях? Улучшат ли они систему учета и отчетности в учреждениях?

– Эти изменения в первую очередь направлены на переход к новым принципам формирования бюджета – на основе государственных программ. Для бухгалтера это влечет необходимость скрупулезного изучения законодательства, внесения изменений в учетную политику, регистры учета и рабочий план счетов, доработки программных продуктов и многое другое. Что касается улучшения системы учета, то объекты учета, по сути, не изменятся.

В преддверии годовой отчетности, на какие нарушения прошлого года Вы бы обратили внимание бухгалтеров? Что учесть при составлении отчетных форм?

– Несмотря на высокий профессиональный уровень наших бухгалтеров, обязательные, не реже одного раза в полгода, сборы финансовых работников, где мы обращаем внимание на недостатки, ошибки в отчетности встречаются. Исходя из анализа годовой отчетности это: 1) в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) по бюджетной деятельности по счетам учета 1 401 10 151, 1 401 10 251 не обеспечивалось соответствие взаимосвязанных показателей по доходам от поступлений от других бюджетов бюджетной системы и перечислений в другие бюджеты бюджетной системы; по счету 1 401 10 180 – по доходам от поступлений от других главных распорядителей бюджетных средств;
2) при заполнении Справки по заключению счетов бюджетного учета (ф. 0503110) по счету 1 401 10 000 применялись коды доходов бюджетной классификации «Доходы текущего финансового года», не соответствующие перечню источников доходов федерального бюджета, полномочия по администрированию которых осуществляют территориальные органы МЧС России, федеральные государственные казенные учреждения, находящиеся в ведении министерства;
3) отдельными бюджетными учреждениями не были представлены Извещения (ф. 0504805) на сумму изменений показателя счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» осуществляемые по бюджетной деятельности и по субсидиям на выполнение государственного задания и др.

Мы регулярно проводим анализ показателей годовой отчетности, нарушений и ошибок, выявленных при ее составлении, который доводим до организаций.

Поэтому, чтобы в дальнейшем ошибок избежать, надо всего-навсего читать руководящие документы, указания и обзоры вышестоящего распорядителя.

В целях повышения знаний в области бухгалтерского учета и отчетности, усиления юридической подкованности и других необходимых знаний в нашем ведомстве закрепилась практика прохождения обучения на базе университета в Санкт-Петербурге по программе повышения квалификации бухгалтеров.

Университетом также поддерживается консультационный сайт для специалистов финансовых органов МЧС России.

В МЧС России проводилась большая работа по формированию внут ренней автоматизированной системы учета и отчетности. Функционирует ли эта система сегодня, и каким опытом в этой связи Вы можете поделиться?

– В настоящее время в МЧС России развиваются и поддерживаются две информационные автоматизированные системы. Первая предназначена для сбора и консолидации бюджетной, бухгалтерской и финансовой отчетности и реализована на базе информационно-аналитической системы «БАРС.WebБюджетная Отчетность». Она позволяет в режиме реального времени осуществлять представление, проверку и консолидацию отчетности от организаций и учреждений, входящих в систему ведомства, и их представление в Минфин России. С помощью автоматизированной системы кроме консолидации регламентированных отчетов мы способны в короткие сроки осуществить сбор необходимой информации, контролируя отчеты организаций самого нижнего уровня.

…с помощью автоматизированной системы мы способны в короткие сроки осуществить сбор необходимой информации…

Одновременно завершается работа по внедрению типового проектного решения «Централизованная информационная автоматизированная система финансово-экономической деятельности территориального органа МЧС России» на основе Единого сервера бюджетного учета, планирования и отчетности, она обеспечивает ведение учета в единой базе данных как распорядителя бюджетных средств, так и подведомственных ему учреждений.

Благодаря этому мы получим «прозрачность учета» ПБС для вышестоящего распорядителя, а также сможем осуществить автоматизированный контроль соответствия отражения хозяйственных операций бюджетному законодательству и дать возможность руководителям финансовых органов территориальных органов МЧС России обеспечить единство методологических подходов к ведению учета подведомственными организациями.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль