Учреждениям расширяют экономическую свободу

2661
Из всех экономических механизмов, созданных Законом № 83-ФЗ, на первое место наряду с государственным заданием выходит план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, который несет несколько функциональных нагрузок. Он призван обеспечить эффективное планирование доходов и расходов учреждения, в т. ч. за счет приносящей доход деятельности, а также продемонстрировать прозрачность ведения финансовых операций широкой общественности.
  • Предназначение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения вроде бы понятно - помочь учреждениям эффективно расходовать средства. Почему это не всегда удается?
  • План ФХД, помимо своего прямого предназначения – четкое распределение доходов и расходов, – является инструментом публичной отчетности учреждения перед общественностью, поскольку подлежит размещению в открытом доступе сети Интернет. Общие требования к составлению плана ФХД утверждены Приказом № 81н. Конечно, учредитель при разработке плана подведомственным учреждениям обязан соблюдать требования Минфина России, но вправе устанавливать и свои особенности составления этого финансового документа. Таким образом, план ФХД дает учредителю право с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждения. Ничто не мешает ему установить в соответствующем порядке необходимость формирования плановых выплат расходов в разрезе источников финансового обеспечения, поступлений, видов услуг и т. д. Иными словами, привязать доходы к расходам. Хотя в требованиях Минфина России доходы и расходы, за исключением целевых субсидий, не связаны между собой. Не устанавливая таких требований, мы предполагали, что эта свобода, в свою очередь, будет сопровождаться требованиями обеспечения публичности и открытости информации, и в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения задания, они могут быть перераспределены через уточнение плана в зависимости от потребности учреждения.
  • В последнее время в Приказ № 81н были внесены изменения. Что они собой представляют?
  • Основной смысл новаций – расширение экономической самостоятельности и ответственности учреждений при исполнении плана ФХД. Например, в п. 12 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом № 81н, теперь установлено, что плановые показатели по выплатам могут не соответствовать объему нормативных затрат, которые учтены при расчете субсидии на выполнение задания. Кроме того, в Приказ № 81н подготовлен проект поправок, которые будут регулировать вопрос с целевыми субсидиями. В структуру Сведений об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016), являющимися приложением к плану ФХД, входят графы «разрешенный остаток» и «текущие плановые поступления и выплаты по кодам КОСГУ». При этом возникает вопрос, что делать с теми средствами, которые вернулись в течение года учреждению на лицевой счет как возврат дебиторской задолженности прошлых лет? В соответствии с проектом поправок, если орган-учредитель разрешит учреждению использовать возвращенную дебиторскую задолженность в текущем году, то это отмечается в Сведениях (ф. 0501016) в дополнительном столбце. Далее сведения направляются в Федеральное казначейство либо в финансовый орган субъекта РФ как подтверждение потребности в указанной сумме, после чего она может использоваться с лицевого счета и направляться по назначению. Данной «дебиторке» присваивается код субсидии. В настоящий момент нет технической возможности учесть в остатке возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Поэтому мы рекомендуем возвращать ее в бюджет, из которого были предоставлены такие целевые субсидии.
  • На какой срок рекомендовано составлять план ФХД?
  • План должен составляться на три года. Это связано с нормами, регламентирующими бюджетный процесс в РФ, которые устанавливают продолжительность финансового цикла, составляющую финансовый год и плановый период. До учредителей как главных распорядителей (получателей) бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий доводятся на три года: текущий финансовый год и плановый период. Минфин России рекомендует соглашение о предоставлении субсидий заключать по типовой форме на долгосрочный период без указания сумм. А к нему ежегодно заключать дополнительное соглашение, в котором указывать сумму субсидий, сроки перечисления, целевое назначение и т. п. Таким образом, субъекты РФ и муниципальные образования смогут более оперативно выделять учреждениям субсидии.
  • Что делать, если учреждение не может освоить субсидию в полном объеме? Можно ли вернуть часть ее в бюджет?
  • На федеральном уровне уже год действует такой порядок: субсидия на выполнение задания предоставляется частями, раз в квартал. Дело в том, что пока она не перечислена учреждению в полном объеме, учредитель может внести в нее изменения, например, уменьшить. При этом, естественно, уменьшается и задание (объем либо какая-то услуга убирается и т. п.). Если вся сумма субсидии на выполнение задания перечисляется учреждению на лицевой счет, никто не вправе ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов РФ или муниципальных образований отозвать ее обратно в бюджет. Так же, как никто не вправе – ни учредитель, ни контролирующие органы, уменьшить субсидию на задание, например на следующий год, на сумму неиспользованных остатков. Но это возможно только в отношении субсидий на задание. Субсидия на иные цели перечисляется в соответствии с законом о бюджете полностью согласно соглашению и приложенному к нему графику.
  • Каковы особенности структуры плана ФХД?
  • Согласно общим требованиям план ФХД должен содержать заголовочную, содержательную и оформляющую части. Многие удивляются, почему Минфин России счел необходимым указывать в плане ФХД такую информацию, как цель деятельности учреждения, виды услуг, которые оно оказывает на платной и бесплатной основе. Дело в том, что данная информация может заинтересовать потенциальных потребителей услуг учреждения, которые увидят ее через Интернет. В содержательной части плана есть такие показатели, как финансовое состояние учреждения. При этом такие же данные содержатся в балансе. Здесь идея аналогичная. В плане ФХД финансовые показатели представлены в упрощенном виде и соответственно будут более понятны людям, не имеющим специального экономического образования. Сравнивая плановые показатели с отчетами по реализации плана ФХД, любой человек сможет понять, насколько грамотно в учреждении управляют активами и обязательствами, как они изменились: уменьшились, увеличились в процентном соотношении. В плане в обязательном порядке указываются показатели по поступлениям и выплатам учреждения. Планируемые поступления формируются на основании представленной учредителем информации: сколько средств заложено в бюджет на субсидию на выполнение задания, сколько – на иные цели, сколько на бюджетные инвестиции и публичные обязательства. Учитываются также платные услуги, которые учреждение планирует самостоятельно, рассчитывает себестоимость на основании порядка, установленного учредителем. Согласно подготовленному Минфином проекту изменений наряду с публичными обязательствами в плане ФХД будут справочно указываться средства временного распоряжения.
  • Ввиду того что некоторые показатели можно прописать в плане после принятия бюджета или составления баланса (а план формируется раньше), учреждения часто проставляют их наугад. Как избежать такого формального подхода?
  • Специалисты Минфина России рекомендуют оставлять некоторые строки и графы пустыми. В течение года в план ФХД могут вноситься изменения неограниченное количество раз. Соответственно лучше внести уточненные данные позже. При этом учредитель может делегировать учреждению право вносить поправки самостоятельно, а утверждать их раз в год либо раз в месяц (квартал). Чтобы не было длительных отвлекающих согласований по каждому изменению.
  • Учреждения могут относительно вольно тратить средства субсидий на задания. А с целевыми субсидиями ситуация иная?
  • Субсидия на иные цели предоставляется на основании соглашения (рекомендуется заключать его в декабре). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 78.1 БК РФ субсидия на иные цели может быть предоставлена учреждению после утверждения (внесения соответствующих изменений и (или) дополнений) органом, осуществляющим полномочия учредителя, порядка предоставления целевой субсидии. Кроме того, в целях санкционирования оплаты денежных обязательств учреждением представляются в орган Федерального казначейства Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД 0501016), в которых указывается сумма целевой субсидии и коды цели согласно Перечню целевых субсидий (код формы по ОКУД 0501015), сформированного органом, осуществляющим полномочия учредителя, и представленного им в Федеральное казначейство. В соответствии с Законом № 83-ФЗ при наличии остатков целевых субсидий на конец года они подлежат перечислению в бюджет. Однако существует приказ Минфина России от 28.07.2010 № 82н, в котором обозначено, что остатки не подлежат возврату, а находятся на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений без права расходования. Чтобы разрешить эту правовую коллизию, Минфином России было доведено письмо от 11.01.2013 № 02-13-10/28. В нем отражено, что остатки действительно могут не возвращаться в бюджет, а находиться на лицевых счетах без права расходования до подтверждения потребности в них со стороны учредителя. Параллельно мы сделали соответствующие поправки в ряд законов.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.41%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 74.07%
  • Над налоговой отчетностью 18.52%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль