Берем средства из дополнительных источников

1342
 Чалая Ю.
Автор: Чалая Ю.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Помимо субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания учреждения госсектора могут «почерпнуть» денежные средства из таких источников, как субсидии на иные цели; бюджетные инвестиции; средства на исполнение публичных обязательств в денежной форме. Получению этих дополнительных доходов предшествует определенная процедура, установленная законодательством РФ.

Субсидии на иные цели

Как правило, посредством субсидий на иные цели (далее – целевая субсидия) обеспечивается финансирование:

  • расходов на капитальный ремонт и приобретение основных средств, не включаемых в нормативные затраты, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания;
  • расходов на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;
  • мероприятий, проводимых в рамках целевых программ, не включаемых в задание;
  • иных расходов, не относящихся к публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, бюджетным инвестициям и не включаемых в субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в соответствии с заданием.

Порядок и условия предоставления целевых субсидий утверждаются в соответствующем правовом акте каждого публично-правового образования, где в т. ч. отражаются следующие положения: 1 объем субсидий определяет орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, на основании заявок учреждений в произвольной или установленной форме в сроки, принятые для составления проекта бюджета с последующим уточнением в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на определенные цели в соответствующем бюджете;
2 условиями предоставления субсидий на иные цели являются наличие документов, перечень которых устанавливается приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а также наличие заявки учреждения;
3 субсидии предоставляются в соответствии с соглашением, заключенным между учредителем и учреждением по единой форме или форме, установленной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
4 в случае выявления в течение финансового года дополнительной потребности в финансировании иных целей учреждение вправе обращаться к учредителю с предложением об изменении объема предоставляемых субсидий, прилагая обоснования;
5 учредитель вправе изменять размер предоставляемой субсидии в случае:

  • увеличения или уменьшения объема ассигнований, предусмотренных в бюджете;
  • выявления дополнительной потребности учреждения в выделении субсидии при наличии соответствующих ассигнований в бюджете;
  • выявления необходимости перераспределения объемов субсидии между находящимися в его ведении учреждениями;
  • выявления невозможности осуществления расходов на предусмотренные цели в полном объеме;

6 учреждение представляет учредителю отчет об использовании субсидий по единой форме (или форме, утвержденной органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), порядок и периодичность предоставления отчета устанавливаются учредителем в соглашении;
7 при выявлении нецелевого использования бюджетных средств получателем субсидий на иные цели, они подлежат возврату в бюджет.

То, что в большинстве региональных и муниципальных порядков предоставления бюджетным и автономным учреждениям целевых субсидий установлено право учредителя сокращать ее размер, может иметь ряд негативных последствий. Это связано с риском неисполнения учреждением в случае сокращения финансирования заключенных от своего имени (по обязательствам учреждение отвечает самостоятельно) гражданско-правовых договоров. Наличие данной нормы должно вести за собой включение в порядок еще одного положения – механизма нивелирования указанного риска.

Пример 1

Учредитель не может сократить финансирование по уже принятым учреждением обязательствам или участвует финансово в погашении пеней и штрафов по договорам в случае сокращения финансового обеспечения (посредством целевой субсидии).

На основании Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), утвержденных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, отдельно составляются Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий учреждением и Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому его подразделению.

Запомнить

Любые изменения объемов целевых субсидий должны найти отражение в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Операции со средствами целевых субсидий учитываются на отдельных лицевых счетах:

  • у бюджетных учреждений – только в территориальных органах Федерального казначейства (далее – ОФК), финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований с представлением в Казначейство России (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и проверкой КОСГУ;
  • у автономных учреждений – на счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных ОФК, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Остатки неиспользованных на начало финансового года средств возвращаются в бюджет, но в следующем году могут быть предоставлены на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, пп. 3.17–3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Нормативный документ

Приказом Минфина России от 02.10.2012 № 132н внесены изменения в приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Новации преду сматривают необходимость для учреждения при выделении ему целевой субсидии составлять и представлять органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016), по рекомендуемому в приказе образцу.

Бюджетные инвестиции

С 2011 г. в Минфине России обсуждаются подготовленные изменения в Бюджетный кодекс РФ (далее - БК РФ) в части бюджетных инвестиций казенным, бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям. Поправки продолжают содер жательно совершенствоваться, а по рядок предоставления бюджетных инвестиций по-прежнему регулируется правовыми актами публично-правовых образований (см. например постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1456 «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации»).

Запомнить

На уровне каждого публично-правового образования соответствующим финансовым органом должен быть разработан порядок взыскания в бюджет неиспользованных остатков субсидии, предоставляемой согласно абз. 2 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Уточнения и дополнения, которые предполагается внести в БК РФ таковы: 1 новая ст. 78.2 – в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление ими капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у указанных учреждений и предприятий, и уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
2 новая редакция п. 4 ст. 79 – органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе свои полномочия по заключению и исполнению от имени соответствующего публичноправового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности на основании договоров бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Таким образом, по совокупности вышеуказанных норм возможны варианты предоставления бюджетных ассигнований учреждениям и унитарным предприятиям с целью финансирования капитального строительства, приобретения недвижимого имущества (см. рисунок).

Нормативный документ

Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ бюджетным и автономным учреждениям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 82н.

Варианты предоставления бюджетных ассигнований учреждениям
и унитарным предприятиям с целью финансирования капстроительства,
приобретения недвижимого имущества

Субсидия на осуществление капитальных вложений предоставляется в соответствии с соглашением, в котором предусматриваются следующие положения:
  • размещение заказов на выполнение изыскательских, проектных и (или) строительных работ в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ (в т. ч. автономные учреж дения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия);
  • установление права получателей бюджетных средств, предоставляющих субсидии, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
  • порядок возврата сумм, использованных бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных заключенными соглашениями (договорами);
  • сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий, а также право приостановления предоставления субсидии либо сокращение объема субсидии в случае нарушения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условия о софинансировании капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности за счет иных источников;
  • порядок и сроки предоставления отчетности об использовании бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями субсидий;
  • положения, устанавливающие обязанность государственных (муниципальных) унитарных предприятий по открытию лицевых счетов в ОФК (финансовых органах субъектов РФ и финансовых органах муниципальных образований) для учета операций по получению и использованию субсидий.

Органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами и местного самоуправления могут передать на безвозмездной основе свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций. В таком случае в соглашении (договоре), заключаемом в отношении каждого объекта капстроительства (объекта недвижимости) должны содержаться соответствующие положения.

Например, предмет соглашения (договора) должен включать наименование объекта капитального строительства (объекта недвижимости), его мощность, сроки строительства (приобретения), сметную стоимость либо предполагаемую (предельную) стоимость (стоимость приобретения), которая рассчитывается в ценах соответствующих лет. А также общий объем капитальных вложений, в т. ч. объем бюджетных ассигнований, предусмотренный соответствующему органу.

Кроме того, в соглашении (договоре) должны быть предусмотрены:

  • права и обязанности бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов;
  • ответственность бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
  • положения, устанавливающие права бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
  • положения, устанавливающие обязанность бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности как получателям бюджетных средств.

Запомнить

Действующая редакция Законов № 83-ФЗ и № 174-ФЗ оставляет право учреждениям исполнять только публичные обязательства, подлежащие исполнению в денежной форме перед физическими лицами.

В действующем законодательстве порядок санкционирования и возврата остатков описан только в отношении бюджетных инвестиций (в рамках действующей терминологии БК РФ).

Их санкционирование осуществляется с представлением в Казначейство России (финансовый орган) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и проверкой КОСГУ. Остатки неиспользованных на начало финансового года средств возвращаются в бюджет, но в следующем году могут быть предоставлены на те же цели при наличии потребности в них в соответствии с решением учредителя (п. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ, пп. 3.17–3.18 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Публичные обязательства в денежной форме

Согласно п. 2. ст. 9.2 Федерального закона от 12.12.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа госвласти (госоргана), исполнительного органа госвласти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Позже аналогичная норма была внесена в Закон № 174-ФЗ в отношении автономных учреждений.

Появление данных норм обусловлено тем, что бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, и право осуществления публичных обязательств в денежной форме не может быть исполнено без соответствующего законодательного оформления.

Для регламентации возможности передачи этих полномочий высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация) должен утвердить соответствующий порядок. В отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений порядок осуществления полномочий органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению пуб личных обязательств в денежной форме утвержден постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590.

Согласно указанному порядку для исполнения учреждениями денежных выплат федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится учреждение, направляет в Минфин России для согласования данные о планируемых объемах бюджетных средств, необходимых для производства выплат.

Передача полномочий по осуществлению выплат оформляется приказом, копия которого направляется учреждению. На его основании территориальный ОФК открывает учреждению лицевой счет для отражения операций по переданным полномочиям. Денежные обязательства оплачиваются от имени федерального органа госвласти (госоргана) путем представления в ОФК платежных документов. Кассовые выплаты санкционируются в общем для получателей бюджетных средств порядке (порядок открытия счетов для учета публичных обязательств в денежной форме един для учреждений всех уровней (ч. 9–11 ст. 30 Закона № 83-ФЗ).

В процессе разработки аналогичных региональных и муниципальных порядков встает вопрос применения критериев отнесения обязательств к публичным, их отличий от публичных нормативных обязательств. Согласно ст. 6 БК РФ публичные обязательства – это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публичноправовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанными законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Запомнить

На федеральном уровне к числу публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме учреждениями, предлагается относить только выплаты, вытекающие из законодательства о статусе военнослужащих, а также о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В свою очередь, публичные нормативные обязательства – это публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Решение относительно того, считать ли тот или иной вид выплат публичными обязательствами, принимается индивидуально по каждому виду выплат в порядке, установленном в публично-правовом образовании. При принятии решений необходимо ответить на вопросы: 1 Кто будет отвечать по обязательствам, в т. ч. судебным искам, в случае их неисполнения (если это публичные обязательства – то публичное правовое образование)?
2 Установлен ли в денежном выражении размер этих обязательств в законодательном акте (по публичным обязательствам – должен быть установлен)?
3 Возможно ли включение указанного обязательства в расчет нормативных затрат – т. е. не повлечет ли указанное включение искажения себестоимости (по публичным обязательствам – невозможно)?

Пример 2

В Татарстане все публичные обязательства исполняются одним казенным учреждением – Центром компенсационных выплат.

Важными критериями отнесения к группе публичных обязательств, исполняемых учреждениями, являются их адресный характер, непосредственное осуществление денежных выплат учреждениями, а также принадлежность к публично-правовому образованию в соответствии с принятыми им законами, иными нормативными правовыми актами.

Пример 3

Установление муниципалитетом обязательств по выплате премий золотым и серебряным медалистам может быть отнесено к категории публичных обязательств.

Каждый медалист имеет право на получение премии, размер и перечень получателей которой не может быть скорректирован по усмотрению учреждения, осуществляющего выплату (даже при условии целевого использования средств, т. е. сохранения общего объема премиального фонда). В отличие от них, академические стипендии студентам высших учебных заведений могут начисляться в порядке и объемах, установленных учреждением, и, следовательно, не относятся к публичным обязательствам, подлежащим исполнению в денежной форме.

Запомнить

Согласно неофициальной трактовке Минфина России «представляется нецелесообразным относить к публичным обязательствам, определенным постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 590, меры оказания государственной поддержки в натуральной форме (предоставление бесплатного общежития детям – сиротам), выплаты, которые могут быть включены в нормативные затраты при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания (например, академические стипендии, выплаты на приобретение книгоиздательской продукции преподавателями), надбавки за работу на Крайнем Севере» (http://forum.iminfi n.ru).

Нормы Законов № 7-ФЗ и № 174-ФЗ допускают возможность исполнения учреждением публичных обязательств не только учредителя, но и иного публично-правового образования. Муниципальное учреждение, в частности, может исполнять публичные обязательства субъекта РФ, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, переданных в местный бюджет в виде субвенции.

Анализируя опыт органов госвласти и местного самоуправления, можно выделить ряд примеров публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Пример 4

1. Материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в государственных образовательных учреждениях, меры социальной поддержки лиц, проживающих в сельской местности и работающих (работавших) в учреждениях социальной сферы г. Москвы (постановление Правительства Москвы от 13.12.2010 № 1056-ПП).

2. Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи муниципальных учреждений здравоохранения в Сахалинской области и денежные выплаты, осуществляемые в рамках дополнительных социальных гарантий работникам бюджетных лечебно-профилактических, аптечных учреждений, образовательных учреждений здравоохранения, получившим почетное звание «Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области» (постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 09.12.2010 № 2332).

3. Городские премии золотым и серебряным медалистам (ежегодные премии «За особые успехи в обучении») (постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 08.10.2010 № 3852).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль