Учредитель может рекомендовать, но не диктовать

976
 Вавилова А.А.
Заместитель директора Института развития образования ГУ ВШЭ, канд. юрид. наук
Недопонимание норм законодательства приводит к тому, что вполне разумные действия учреждения трактуются как нарушения. К примеру, существует расхожее мнение, что общеобразовательная школа в рамках приносящей доход деятельности может заниматься исключительно образовательными услугами. Однако, если внимательно изучить нормативные правовые акты, напрашивается вывод – в учебном заведении на законных основаниях и морковку можно продавать.

Основная и иная деятельность

Российское законодательство делит приносящую доход деятельность на две позиции: 1 по основным видам деятельности;
2 по иным видам деятельности.

Для автономных учреждений данное положение сформулировано в Законе № 174-ФЗ:

  • ч. 6 ст. 4 – автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
  • ч. 7 ст. 4 – автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Деятельность бюджетных учреждений регламентируется Законом № 7-ФЗ.

Его нормы аналогичны:

  • абзац первый ч. 4 ст. 9.2 – бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях;
  • абзац второй ч. 4 ст. 9.2 – бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Запомнить

При организации платных услуг в рамках основных видов деятельности учреждение должно ориентироваться на установленный учредителем объем задания. Задание осуществляется за счет бюджетных средств. Брать плату за услуги, оказываемые в его рамках, не правомочно.

Из положений законодательства ясно следует, что к основным видам деятельности относятся те, по которым учреждению формируется государственное (муниципальное) задание. В связи с этим возникает вопрос, каким образом распределить деятельность на собственно задание и то, что будет сверх него?

Пример 1

В образовательных учреждениях проблема может быть решена путем утверждения образовательной программы. Все, что дается ребенку сверх нее, можно вывести за рамки задания. При этом не стоит забывать, что каждое учреждение имеет право установить собственную образовательную программу. Например, у одной школы в нее может входить обучение двум иностранным языкам, а у другой – одному. Соответственно, у родителей могут быть претензии: «Почему в нашей школе второй иностранный язык за плату, а в другой – бесплатно».

Таким образом, вывод очевиден.

Учреждение обязано ориентироваться на объем утвержденного задания – количество услуг, потребителей и т. п. И только освоив эти объемы, предлагать аналогичные платные услуги. При этом стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов.

Оплата труда сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности, формируется из доходов, полученных за платные услуги. Недопустимо, чтобы работник был задействован в платных услугах, а зарплату получал из средств субсидии, выделенной на выполнение задания.

Для иных видов деятельности задание не формируется. Но возникает другой вопрос: как определить, что данная деятельность соответствует целям, ради которых создано учреждение?

Как правило, контролирующие органы мыслят линейно. Если музей, то должен проводить экскурсии, организовывать экспозиции; если театр, то показывать спектакли; если школа, то учить детей, если поликлиника, то лечить людей.

Однако соответствие целям может быть не только прямым, но и косвенным. То есть в учреждении может быть ряд видов деятельности, которые связаны с основной организационно либо технологически.

Запомнить

Когда речь идет об иной приносящей доход деятельности, в учреждении должно быть документальное подтверждение (устав и пр.), что она не выходит за рамки целей, ради достижения которых создано учреждение.

Пример 2

Если школа продает учебную литературу, канцтовары, ручки, тетрадки и т. д., вопросов, как правило, не возникает. Все эти предметы связаны с учебным процессом.

А вот продажа сельхозпродукции вызывает сомнения. Между тем в сельской школе может быть утверждена программа дополнительного образования, в рамках которой детей в летнее время обучают, к примеру, выращивать морковку.

Получается, что будущий урожай – результат реализации образовательной программы. Может ли учреждение продать полученную таким образом морковку? Соответствует ли это целям его создания? С точки зрения автора статьи, да, потому, что здесь прослеживается прямая связь с основной деятельностью школы – организацией образовательного процесса.

Проблема в том, что учреждения не всегда могут грамотно доказать контролирующим органам, что определенный вид деятельности соответствует достижению целей, ради которых они созданы. Зачастую у них просто отсутствуют соответствующие, правильно оформленные документы, в частности, та же образовательная программа. Кроме того, определенные уточнения должны быть внесены в устав учреждения.

мнение специалиста

Ирина Абанкина,
канд. экон. наук, директор Института образования НИУ–ВШЭ

Услуги, включенные в основную программу образования (так называемый стандарт), оказываются всем детям бесплатно. Дополнительное образование внутри общеобразовательных учреждений (разного рода кружки) тоже остается бесплатным. Это все прописано в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При этом объем учебной нагрузки на учащихся сохранен, а в старшей школе даже увеличен до 37 часов (вместо 36). Но вот то, что в эти 37 часов поместить, уже полномочия и ответственность конкретного учебного заведения. Учреждение формирует образовательную программу, устанавливает учебный план, конечно, согласовывая это с управляющим советом, в который входят и родители. Вместе с тем школам дан своеобразный маневр, чтобы развивать дополнительные услуги (например, вводить еще один иностранный язык) факультативно и получать средства сверх бюджетного финансирования.

Зависимость от учредителя

Еще один спорный вопрос – полномочия по формированию цен на платные услуги.

Согласно Закону № 174-ФЗ автономное учреждение может оказывать услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях. То есть учреждение не может, к примеру, взять с Иванова 10 руб., а с Петрова – 20 руб.

Либо принять на курс только мальчиков с голубыми глазами.

Что касается бюджетных учреждений, то здесь норма несколько отличается. В соответствии с ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ порядок определения платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Таким образом, права бюджетного учреждения в вопросе выбора цен ограничены.

Однако из Закона № 7-ФЗ прямо не следует, что учредитель формирует цены. Он лишь устанавливает порядок их формирования.

В локальном нормативном акте учредитель может, к примеру, утвердить, что плата определяется руководителем учреждения, размещается на информационном стенде, публикуется на сайте в сети Интернет, высылается учредителю заказным письмом в определенный срок и т. п.

Но, к сожалению, большинство учредителей пошло по другому пути, и фактически занимается регулированием цен на услуги (работы). Стоимость рассчитывается и утверждается единожды и практически не зависит от колебаний рынка. При этом уровень рентабельности, установленный в соответствующих порядках, очень низок – 5–10%.

Однако в разные экономические периоды спрос и предложение на одну и ту же услугу может изменяться в разы.

Запомнить

Если учредитель требует от учреждения определенной ценовой позиции на платные услуги и по этой причине не утверждает план финансово-хозяйственной деятельности, такие действия не соответствуют действующему законодательству. По сути, это неправомерный рычаг воздействия.

Например, резко вырастет спрос на определенные образовательные услуги, и потребитель будет готов покупать ее по завышенной цене. Как отреагировала бы коммерческая организация? Установила бы максимальную цену и получила большую прибыль.

Для бюджетных учреждений такой сценарий, по сути, невозможен. Подчеркнем, не на законодательном уровне, а на уровне учредителей. Как учредитель решит, так и будет работать учреждение.

В итоге многие учреждения пришли к тому, что для них приносящая доход деятельность фактически не приносит прибыли. А служит для дополнительной нагрузки сотрудников, хорошо оплачиваемой работой.

Это, безусловно, для них большой минус – существенное недополучение доходов.

Именно поэтому многие учреждения стремятся сменить тип с бюджетного на автономное, у которого учредители не вправе регулировать цены на платные услуги. Как показывает практика, при смене типа иногда достигалось четырехкратное увеличение доходов.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль