Экономические оценки: метод «затраты – результативность»

1316
 Окушко Н.Б.
Преподаватель-консультант Сибирского фонда развития менеджмента социальной сферы и страхования
В нашем журнале мы уже рассказывали о таком инструменте принятия управленческих решений, как экономические оценки, а также об общих подходах к методам их проведения. Рассмотрим детально один из методов. Он связан с измерением результата в натуральных единицах и называется метод затраты–результативность или затраты–эффективность.

Выбор альтернатив

Любая экономическая оценка альтернативных вариантов достижения поставленной цели (будем в дальнейшем использовать для таких вариантов термин «программы») связана с выбором стратегии и формы исследования, а также рассматриваемых альтернатив.

Сопоставляемые программы должны быть осуществимыми.

Пример

1. Если рассматривается вариант дистанционного повышения квалификации преподавателей вуза на сертифицированных англоязычных онлайн-курсах, нужно учитывать, что он будет доступен лишь небольшой части преподавателей, владеющих языком в достаточной степени. Но если при этом будут образовываться группы под руководством преподавателя, хорошо знающего язык и способного помочь коллегам разобраться в тонкостях изложения материала, число людей, которые смогут пройти курс обучения, значительно возрастет.

2. Если рассматривается программа вакцинации работников предприятия, предусматривающая многократное введение вакцины, лишь немногие сотрудники согласятся на такой режим, особенно если процедура будет проводиться в удаленной поликлинике.

Однако если предполагается вакцинация на предприятии без отрыва от работы, альтернатива может оказаться вполне выполнимой.

На начальном этапе выбора исследуемых альтернатив перечень программ должен быть как можно более полным. Однако перед выполнением оценки затрат и результатов целесообразно объединить слишком близкие варианты и отклонить варианты, осуществление которых маловероятно.

Метод затраты–результативность подразумевает оценку результатов сопоставляемых программ в единых натуральных единицах измерения, что налагает дополнительное ограничение на выбор рассматриваемых альтернатив. Метод применим только для программ, направленных на достижение одной цели. Если программы направлены на достижение сразу нескольких равнозначных целей или если поставленную цель проще оценить в денежном выражении, применяются иные методы оценки.

Измерение затрат и результатов

Показатели, применяемые в экономических оценках, должны быть прозрачными, доступными, количественно измеримыми и не допускающими возможности манипуляций.

Так, затраты следует представлять не только в денежном выражении. Необходимо показать, на что именно должны быть потрачены или были потрачены (при ретроспективном анализе) денежные средства, а также необходимость данных расходов, выделить постоянные и переменные затраты.

Оценка достижения поставленной цели выглядит наиболее убедительной, если используются конечные показатели результата. Например, если ставится задача снижения потерь рабочего времени, естественным показателем результата будет количество рабочих дней, выигранных в результате действия программы. В программах, связанных с повышением квалификации персонала, таким показателем может быть количество лиц, прошедших необходимое обучение и подтвердивших полученные знания. В медицинских программах показателем результата может быть количество предотвращенных осложнений заболевания, количество спасенных жизней, выигранные годы жизни и т. д.

В ряде случаев достоверно и своевременно оценить конечные результаты бывает довольно сложно. Особенно это относится к программам, рассчитанным на долгосрочный эффект. Промежуточные и конечные результаты одной из таких программ – организации школы диабета в крупной поликлинике представлены на рисунке.

Конечной целью программы является увеличение продолжительности жизни людей, больных сахарным диабетом. Но оценить результат программы в дополнительных годах жизни сложно, результаты вряд ли будут достаточно точными. Значительно проще оценить промежуточные результаты: число пациентов, прошедших обучение, увеличение числа пациентов, соблюдающих диету, контролирующих уровень сахара в крови, ответственно относящихся к приему медикаментов.

Можно также оценить снижение уровня сахара в крови у пациентов, прошедших школу диабета, в сравнении с контрольной группой. Все эти показатели приемлемы для использования в экономических оценках.

Показатель должен соответствовать как цели программы, так и сопоставляемым альтернативам. Так, если в приведенном примере сопоставляются разные варианты организации школы диабета, показатель «число обученных» вполне пригоден для анализа. Если же рассматриваются различные варианты стимулирования пациентов с диабетом к поведению, позволяющему устойчиво снизить уровень сахара в крови, показатель «число обученных» может оказаться неинформативным.

Действительно, вместо посещения школы диабета можно рекомендовать пациентам другие ресурсы для получения необходимой информации: интернет-сайты, посвященные диабету, брошюры с рекомендациями и др.

Этими альтернативами пренебрегать нельзя, тем более что некоторые из них окажутся заведомо менее затратными, чем организация школы диабета в поликлинике. Однако достоверно оценить число обученных в случае сопоставления таких альтернатив очень сложно, поскольку ознакомление пациента с предоставленной ему на сайте информацией или содержимым предложенных брошюр проконтролировать невозможно. Поэтому наиболее доступным для оценки и объективным (хотя и промежуточным) показателем результата можно считать снижение уровня сахара в крови.

Промежуточные и конечные результаты программы «Школа диабета»

Расчет коэффициентов

Результат анализа выражается в форме одного из двух коэффициентов:

  • коэффициент затраты–результативность Кce, равный отношению затрат С в денежном выражении к достигнутому результату E, выраженному в естественных единицах, т. е. Кce = C/E, определяет средние затраты на единицу результата;
  • коэффициент эффект на единицу затрат Kec = E/C, обратный коэффициенту затраты–результативность, определяет результат, который можно получить на единицу затрат.

При прочих равных условиях предпочтительной считается альтернатива с максимальным значением KEC, соответственно, с минимальным значением КСЕ.

Рассмотрим пример расчета коэффициентов затраты–результативность.

Пример

Организация занимает несколько комнат на первом этаже жилого дома. В зимние месяцы в помещениях очень холодно, даже если отопительные системы полностью включены. Руководством принимается решение о замене старых окон, не обеспечивающих достаточной теплоизоляции, стеклопакетами. Ставится цель поддержания в помещении температуры +22 °С.

По условиям примера были применены два метода расчета коэффициентов затраты–результативность.

Метод 1. Он основывался на прямых расчетах стоимости установки окон и температуры воздуха в помещении, которая может быть достигнута при использовании стеклопакетов и имеющейся системы обогрева. За основной показатель результата была взята разность комнатной и уличной температур. Результаты расчета представлены в табл. 1.

Таблица 1

Расчет затрат на пластиковые окна и ожидаемых результатов (метод 1)

Наименьший коэффициент затратырезультативность, рассчитанный данным методом, соответствовал обычным однокамерным стеклопакетам, но этот вариант был сразу отвергнут, поскольку он не обеспечивал достижения целевого показателя (+22 °С). Три других варианта обеспечивали необходимую температуру помещения, и выбор одного из них основывался на минимизации коэффициента затратырезультативность.

Перед тем как сопоставлять коэффициенты, отметим, что при использовании обоих вариантов энергосберегающих стеклопакетов расчетная температура в помещениях превышала целевой показатель, поэтому были рассчитаны два значения коэффициента затраты–результативность, соответствующие расчетной и целевой температурам. При выработке рекомендаций принималось значение, соответствующее целевой температуре.

Коэффициенты затраты–результативность оказались достаточно близкими для обычных двухкамерных и энергосберегающих однокамерных окон, и был сделан вывод о том, что надо выбрать один из этих вариантов, основываясь, например, на сроках поставки и других дополнительных факторах.

Метод 2. Он принимал в расчет альтернативу «ничего не делать».

В приведенном примере она означала сохранение существующего положения дел, которое соответствовало тому, что температура воздуха в помещениях организации зимой составляла +14 °С, а на обогрев помещений расходовались достаточно большие средства.

Второй метод основывался на инкрементном (приростном) подходе: рассчитывались дополнительные (инкрементные) затраты по сравнению с альтернативой «ничего не делать» и дополнительные (инкрементные) результаты – требуемое увеличение температуры комнаты при установлении определенного типа стеклопакета.

Инкрементный результат во всех случаях одинаков – увеличение температуры на 8 °С, но при этом все типы энергосберегающих стеклопакетов позволяли получить экономию расходов на обогрев помещения. Инкрементные затраты рассчитывались как разность затрат на замену окон и экономии расходов на обогрев помещений за 5 лет. Результат расчетов представлен в табл. 2.

Таблица 2

Расчет затрат на установку пластиковых окон
и ожидаемых результатов (инкрементный подход)

Сопоставление табл. 1 и 2 показывает, что рассмотрение альтернативы «ничего не делать» существенно изменило результаты анализа. Если без учета этой альтернативы вариант установки двухкамерных энергосберегающих окон представлялся самым затратным, то учет экономии затрат по сравнению с альтернативой «ничего не делать» показал выгодность этого варианта: ведь за 5 лет сумма экономии превышает сумму затрат на установку стеклопакетов. В результате данный вариант оказался наиболее целесообразным. Именно поэтому экономические оценки всегда должны включать в рассмотрение альтернативу «ничего не делать».

Анализ чувствительности

Экономические оценки, особенно выполненные методом моделирования, не всегда могут дать точный ответ на вопрос о затратах на единицу результата. При осуществлении избранной программы возможны разнообразные отклонения, как стоимости реализации программы, так и достигнутых результатов от прогнозных значений, которые приведут к изменению коэффициентов КСЕ и KEC.

Наконец, коэффициент затраты–результативность – не единственный критерий принятия решения. Может оказаться, например, что наиболее эффективная альтернатива сопряжена с наибольшими затратами, которые будут непосильными для организации.

Тем не менее знание наиболее эффективного варианта очень полезно, т. к. дает дополнительную информацию, расширяющую возможности. Например, можно рассмотреть возможность выбора между реализацией менее эффективного (но и менее затратного) варианта и поэтапным осуществлением наиболее эффективной альтернативы.

В любом случае, экономические оценки – это не автоматический способ принятия решения, а лишь эффективный метод анализа, способствующий выбору, а возможно, и временному отказу от выбора и последующему поиску дополнительных вариантов.

Запомнить

Всегда нужно рассматривать возможные границы отклонений затрат и результатов и анализировать, не могут ли эти отклонения изменить выводы, касающиеся предпочтительного варианта. Без такого анализа чувствительности любая экономическая оценка будет неполной.

мнение специалиста

Владимир Ивлев,
канд. тех. наук, генеральный директор ООО «ВИП Анатех»

Одной из важных задач повышения уровня управляемости является создание и применение в учреждениях систем оценки результативности и эффективности деятельности. Традиционные системы оценки, как правило, состоящие из большого количества «мертвых» показателей финансового типа, не позволяют выявить причины получения тех или иных результатов, и как следствие, не обеспечивают поддержку формирования эффективных вариантов решений руководящему составу. Применение сбалансированной системы показателей (BSC-системы) позволяет создать компактную прозрачную для руководителей систему оценки деятельности учреждения. Метод BSC позволяет отражать и оценивать прошлое, настоящее и будущее состояния учреждения посредством задания и оперативного отслеживания достижения иерархии целей «учреждение – бизнес-процессы – структурное подразделение – должностное лицо» с учетом их причинно-следственных связей.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль