Как заключать госконтракт по новому закону

2023
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В соответствии со ст. 525 Гражданского кодекса РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Рассмотрим, насколько изменится порядок заключения госконтракта в связи с принятием Закона № 44-ФЗ.

Сроки заключения

Понятие контракта в Законе № 44-ФЗ по сравнению с Законом № 94-ФЗ изменилось незначительно и по сути представляет собой разновидность гражданско-правового договора с рядом особенностей.

Проект государственного (муниципального) контракта разрабатывается заказчиком на стадии подготовки к проведению закупочных процедур, поскольку он является частью извещения документации о закупке, которые играют роль оферты. Акцептом при этом признается заявка участника размещения заказа, поданная заказчику. Таким образом, заключение государственного (муниципального) контракта на заданных первоначально условиях обязательно для сторон договора.

Нормативный документ

При заключении государственного или муниципального контракта следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, регламентирующих гражданско-правовые отношения, с учетом положений Закона № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ устанавливает следующие сроки заключения контрактов, в зависимости от процедуры закупки:

Сроки для заключения контракта могут быть продлены, но не более чем на 30 дней в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 16 ст. 70 Закона № 44-ФЗ).

Существенные условия

При описании предмета контракта, заказчик в ряде случаев пренебрегает ссылками на приложения и спецификации, предъявляющие требования к ассортименту и количеству товара (объему работ, услуг). При этом указанные условия по общему правилу являются статичными, их изменение при исполнении контракта недопустимо.

В некоторых ситуациях бюджетные учреждения и вовсе не прописывают количественную сторону предмета договора, надеясь тем самым обойти жесткое ограничение закона, забывая, что в силу ст. 455, 766 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) указанное условие в отношении поставки или подряда является существенным.

В случае отсутствия договоренности о нем, контракт считается незаключенным.

При определении качественных характеристик предмета договора, необходимо помнить следующее. На сегодняшний день в правоприменительной практике существует более 10 способов определения качества продукции, самые распространенные из которых: по стандарту; по предварительному осмотру; по техническим условиям; по образцу.

Запомнить

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ оферта – это предложение заключить договор, адресованное одному или нескольким лицам, которое содержит все его существенные условия. По общему правилу оферта безотзывна. Роль оферты в процедуре размещения заказов играет извещение о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок. В свою очередь акцепт есть принятие предложения заключить договор. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Роль акцепта играет заявка поданная участником размещения заказа.

Закон № 44-ФЗ большое внимание уделяет описанию качества предмета контракта. Еще на этапе разработки технического задания заказчик должен описать предмет закупки с использованием стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся его технических и качественных характеристик, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие данные, то в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В документации об осуществлении закупок заказчик вправе закрепить возможность следующих изменений условий контракта:

  • снижение цены (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
  • уменьшение или увеличение не более чем на 10% от общего объема контракта количества (объема) товаров, работ или услуг. При увеличении количества (объема) товаров, работ или услуг допускается увеличение цены контракта по соглашению сторон (но не более чем на 10%), а при уменьшении – цена обязательно должна быть снижена (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Вне зависимости от содержания конкурсной документации (контракта) изменение содержания контракта по соглашению сторон возможно: 1 по решению Правительства РФ возможно изменение условий долгосрочных и дорогостоящих контрактов для обеспечения федеральных нужд, если их исполнение по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно. Срок таких контрактов должен составлять не менее трех лет, а их стоимость должна быть равна сумме, установленной Правительством РФ, или превышать эту сумму;
2 по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ могут быть изменены контракты для обеспечения нужд субъекта РФ, заключенные на срок более трех лет и стоимостью более суммы, установленной Правительством РФ, если их исполнение по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно;
3 по решению местной администрации могут быть изменены контракты для обеспечения муниципальных нужд, заключенные на срок более одного года и стоимостью более суммы, установленной Правительством РФ, если их исполнение по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения условий невозможно;
4 при изменении регулируемых государством цен (тарифов) (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ);
5 при уменьшении лимитов бюджетных обязательств, ранее доведенных до сведения заказчика в установленном порядке (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В этом случае заказчик должен обеспечить согласование новых условий контракта, в т. ч. цены, сроков исполнения, количества товара, объема работ или услуг. Методика такого согласования должна быть утверждена Правительством РФ.

Условия об ответственности сторон в контракте согласно Закону № 44-ФЗ являются обязательными. При этом как на заказчика, так и на участника возлагается обязанность в случае нарушения обязательств по контракту выплатить пеню или штраф.

Основанием для привлечения к ответственности может являться нарушение сроков и порядка исполнения контракта, претензии по качеству товаров, работ, услуг или их характеристикам.

Запомнить

Базис цены в условии о цене контракта должен быть четко сформулирован и направлен в первую очередь на то, чтобы исполнение контракта не потребовало от заказчика дополнительных расходов.

Ответственность заказчика государственного
(муниципального) контракта

Ответственность участника размещения государственного
(муниципального) контракта

Согласно ч. 3 ст. 401 ГК РФ лицо освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров или необходимых денежных средств у должника.

При этом исполнитель, для которого надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, обязан в установленные сроки уведомить в письменной форме другую сторону об их возникновении, виде и возможной продолжительности действия.

Данная норма ГК РФ является императивной, т. е. изменить или отменить ее действие соглашением сторон невозможно. При этом, в силу принципа свободы договора в проекте контракта могут быть предусмотрены и другие основания освобождения от ответственности, например запретительные действия властей в отношении исполнения контракта.

Дополнительные условия

Если начальная цена контракта превышает размер, установленный Правительством РФ, в нем прописывается обязанность участника предоставить не позднее чем за семь дней до даты заключения информацию о:

  • выгодоприобретателях;
  • единоличном исполнительном органе;
  • членах коллегиального исполнительного органа участника.

При этом в контракте должна быть указана обязанность предоставить в течение 10 дней с момента его заключения информацию обо всех соисполнителях, заключивших договор, цена которого составляет более чем 10% размера, установленного Правительством РФ.

В случае непредоставления указанных сведений участником размещения заказа информация об этом публикуется в единой информационной системе в течение пяти дней с даты истечения срока.

Однако непредоставление такой информации не влечет недействительность контракта.

Запомнить

Контракт может быть признан судом недействительным, если руководитель заказчика, член комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят с выгодоприобретателем, членами коллегиального исполнительного органа участника в браке либо являются близкими родственниками и при этом будет установлена личная заинтересованность в заключении и в исполнении такого контракта.

Обеспечение контракта

Заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для некоторых видов договоров, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Также правила об обеспечении исполнения контакта не применяются, когда он заключается с государственным или муниципальным казенным учреждением (ч. 8 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Исполнение контракта может быть обеспечено либо внесением денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

Законом установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5 до 30% цены контракта, если его начальная (максимальная) цена равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10 до 30% цены контракта, если его начальная (максимальная) цена превышает указанную выше сумму.

Если предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше его размера, даже когда сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены договора. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Предусматривается повышенный размер обеспечения в ситуации, когда при начальной (максимальной) цене контракта более 15 млн руб. участник закупки снижает ее на 25% и более (ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

В таком случае контракт заключается с победителем закупки только после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта, в полтора раза превышающее размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона.

Если же начальная (минимальная) цена контракта равна или менее 15 млн руб., то участник закупки может предоставить либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность.

К такой информации относятся сведения об определенном количестве и стоимости госконтрактов, заключенных с ним и исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней) (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Данные меры призваны противодействовать демпингу при проведении торгов.

Запомнить

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ устанавливает четкие требования к банковским гарантиям, предоставляемым участниками в качестве обеспечения, а именно: 1 банк должен быть включен в перечень, предусмотренный ст. 176.1 Налогового кодекса РФ (в соответствии с письмом ФНС России от 16.03.2010 № ШС-22-3/182@ «О перечне банков, соответствующих требованиям пункта 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации»);
2 банковская гарантия должна быть безотзывной и не может содержать:

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных случаях;
  • обязательства принципала, исполнение которых обеспечивается;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • срок действия банковской гарантии (превышающий на 1 месяц срок действия контракта);
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала;
  • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты суммы по банковской гарантии;
  • банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС. При ее выдаче банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Запомнить

Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Исполнение контракта

Одним из новых элементов приемки товара является проведение заказчиком экспертизы соответствия условиям контракта в отношении предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов (ч. 3 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Указанную экспертизу заказчик может провести самостоятельно либо с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Согласно ст. 3 Закона № 44-ФЗ экспертом, экспертной организацией является обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, по подготовке экспертных заключений в случаях, предусмотренных законом.

Кроме того, для заказчика устанавливается обязанность публиковать в ЕИС отчеты о результатах исполнения отдельных этапов контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ), где будет указано на исполнение либо на ненадлежащее исполнение контракта, а также на его изменение или расторжение. К отчетам должны быть приложены заключения по результатам экспертизы. Порядок их подготовки и размещения в ЕИС должно утвердить Правительство РФ.

Расторжение контракта

Существенным нововведением Закона № 44-ФЗ является возможность одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения. Такой отказ допускается, если заказчик установит соответствующую возможность в договоре. Отметим, что включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает включение условия о возможности аналогичного отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В Законе № 44-ФЗ определено, как должно оформляться решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и каким образом оно направляется поставщику (исполнителю, подрядчику). Общее требование к направлению уведомления о таком решении состоит в том, что средства связи и доставки должны обеспечивать фиксирование уведомления и получения заказчиком подтверждения о его вручении. Данные правила обусловлены тем, что решение об отказе от исполнения контракта вступает в силу через десять дней со дня надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Запомнить

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, если он закупает их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), исключение предусмотрено только для отдельных случаев (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Алгоритм одностороннего отказа от исполнения контракта

Условия отказа от исполнения контракта по инициативе поставщика
(подрядчика, исполнителя)

Заказчик обязан отменить указанное решение, если в течение названного выше срока устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для его принятия, а также компенсированы затраты заказчика на проведение экспертизы (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Однако при повторном нарушении условий контракта данное правило не применяется.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (ч. 17 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При этом необходимо учитывать, какие нарушения ГК РФ относятся к существенным. Так, например, в соответствии со ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
  • неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях:

  • неоднократного нарушения сроков оплаты товаров;
  • неоднократной невыборки товаров.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль