Обновлен комментарий к первой части НК РФ

1287
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
30 июля 2013 г. на заседании Пленума ВАС РФ было принято постановление с разъяснениями спорных вопросов по применению норм первой части НК РФ. Документ содержит более 80 пунктов и заменит собой прежнее постановление аналогичного характера, вышедшее в 2001 г. Обратим внимание на несколько наиболее важных комментариев.

Взыскание задолженности с налогового агента

По мнению высших арбитров, положения НК РФ позволяют взыскать с налогового агента за счет денежных средств на его счетах (ст. 46 НК РФ) только сумму удержанного им налога. Это объясняется следующими положениями кодекса.

В силу ст. 24 НК РФ налоговый агент обязан перечислить в бюджет сумму налога, удержанную из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. При этом подп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога агентом.

Характерная особенность функции налогового агента состоит в том, что он перечисляет в бюджет налог, обязанность по уплате которого лежит на налогоплательщике. В связи с этим принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм, а также взыскание пеней возможно только в случае, когда агентом сумма налога была удержана, но не перечислена в бюджет.

Касательно пеней нужно учитывать, что они носят компенсационный характер, т. е. являются платежом, направленным на компенсацию потерь казны в результате неуплаты налога в срок. Поэтому с налогового агента, не удержавшего налог, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Использование льгот по ходу проверки

Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Ранее множество споров вызывал вопрос: можно ли считать отказом от льготы тот факт, что она не была учтена (заявлена) в налоговой декларации за конкретный период. Судьи пришли к выводу, что нельзя. Право на льготу, не использованное в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи не только уточненной налоговой декларации, но и просто заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки либо заявления в инспекцию при уплате налога на основании налогового уведомления.

Судьи убеждены: из кодекса не следует, что льгота носит именно заявительный характер. Поэтому у налоговых органов нет оснований обязывать организации подавать именно уточненные декларации, чтобы реализовать свое право на льготу.

Срок давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение. Это закреплено в п. 1 ст. 113 НК РФ.

Возникает вопрос: какой период понимать под «соответствующим» применительно к ст. 122 кодекса – тот, за который, или тот, в котором налог уплачивается. Пленум ВАС РФ настаивает на втором варианте. Раз налоговая база и сумма налога исчисляются после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, значит, срок давности в отношении такого нарушения, как неуплата или неполная уплата налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого налог должен был быть уплачен.

Индульгенция за недоимку

В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав правонарушения лишь в том случае, когда они привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, т. е. к задолженности по этому налогу.

В связи с этим необходимо принимать во внимание положения ст. 78, 79 НК РФ, согласно которым налоговая задолженность подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

По смыслу взаимоувязанных положений названных норм занижение суммы конкретного налога по итогам налогового периода не приводит к возникновению задолженности по этому налогу и не влечет ответственности по ст. 122 НК РФ в случае одновременного выполнения следующих условий:

  • на дату окончания срока уплаты налога за налоговый период, за который инспекцией начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы бюджетного платежа;
  • на момент вынесения инспекцией решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения по ст. 122 НК РФ. С него взыскивается только пеня.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль