Выездные проверки: что рекомендует ФНС России

1207
 Монако О.В.
Аудитор ООО “Аудит Бизнес Трейд”
В конце июля ФНС России выпустила письмо, содержащее подробные рекомендации по проведению выездных налоговых проверок (далее – Рекомендации). Рассмотрим, какие требования в настоящее время предъявляются к процедурам проведения данной формы налогового контроля.

Кто в группе риска

Своими визитами налоговые инспекторы удостаивают далеко не все организации. Если, по мнению налоговиков, у учреждения вряд ли удастся найти какие-то серьезные нарушения, вероятность их визита стремится к нулю. Свое мнение налоговые инспекторы формируют на основе критериев, которые приведены в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Большинство этих критериев касается коммерческих организаций. Однако и для государственных (муниципальных) учреждений в этом документе есть интересная информация. Учреждение рискует навлечь на себя проверку, если:

  • не представит пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
  • не представит в инспекцию запрашиваемые документы;
  • у налоговиков появится информация об уничтожении или порче документов.

Таким образом, учреждения в большинстве случаев подвергаются выездным проверкам по результатам камеральных проверок, когда инспекторы обнаруживают в декларациях подозрительные данные, а учреждению не удается их обосновать. Выходит, чтобы предсказать появление проверяющих на пороге учреждения, бухгалтеру не нужно быть ясновидящим. Достаточно обычной житейской логики и здравого смысла.

Также нетрудно предугадать вопросы, которые заинтересуют контролеров. Они наверняка будут связаны с теми данными, по которым учреждение не смогло представить документы (пояснения) или они оказались неубедительными.

Ничто не останется незамеченным

В пункте 1.1 Рекомендаций сформулирована цель выездной налоговой проверки – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Однако это вовсе не означает, что проверяющих не будут интересовать нарушения иного законодательства, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки.

Поспешим успокоить: привлечение к ответственности за совершение неналоговых правонарушений в компетенцию налоговых органов не входит. Вместе с тем о фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной проверки, налоговики могут сообщить в территориальный орган соответствующего ведомства или в его центральный аппарат. Информационное взаимодействие между налоговиками и другими ведомствами осуществляется на основе межведомственных соглашений, среди которых:

  • соглашение Банка России № 01-15/3182, ФНС России № ММВ-27-2/5@ от 29.06.2010 «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой»;
  • соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы, утвержденное Росприроднадзором № 3-д, ФНС России № ММ-25-21/2 от 02.03.2007 и др.

ФНС России допускает отражение в акте выездной налоговой проверки нарушений любого другого законодательства, которые хотя бы косвенно связаны с налогообложением. Поэтому не стоит удивляться, если по итогам проверки в акте наряду с информацией о налогах будет указано на нарушение, скажем, бюджетного законодательства.

Предмет проверки

Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ). Предмет проверки указывается путем перечисления конкретных налогов (сборов), а в случае проведения комплексной проверки может применяться формулировка «по всем налогам и сборам» (п. 1.3.1 Рекомендаций).

Следует учесть!

В пункте 1.3.3 Рекомендаций ФНС России ориентирует налоговые органы на проведение выездных проверок по всем налогам. Проведение проверок по отдельным налогам (тематических проверок) рекомендуется только в исключительных случаях. Объясняется это тем, что налоговики не вправе проводить более двух выездных проверок одной и той же организации в течение календарного года (абз. 2 п. 5 ст. 89 НК РФ). Поэтому целесообразно проверить все и сразу.

Таким образом, учреждение должно быть готово к тому, что инспекторы будут проводить проверку, как говорится, по полной программе, даже в том случае, если изначально их претензии касались только одного налога.

По поводу формулировки в решении о проведении выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам» между налоговиками и организациями не раз возникали споры. Дело в том, что в силу п. 2 ст. 89 НК РФ в решении должен быть указан предмет проверки, т. е. налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. А если налоги не перечислены, то, как считают в некоторых организациях, решение о проведении поверки является незаконным.

Однако суды придерживаются обратной точки зрения. По их мнению, налоговое законодательство не обязывает проверяющих указывать конкретные налоги, уплату которых намеревается проверить налоговый орган, равно как не содержит запрета относительно возможности изменения в ходе выездной налоговой проверки состава проверяемых налогов (постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.2012 по делу № А72-4064/2011, ФАС Московского округа от 11.09.2009 № КА-А41/7737-09 по делу № А41-27556/08). Еще один аргумент судов сводится к тому, что конкретные налоги будут перечислены в акте проверки (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2011 по делу № А33-4941/2010).

А вот указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения налогового законодательства не допускается (п. 1.3.1 Рекомендаций).

Степень охвата

Тщательность, с которой проверяющие будут искать налоговые нарушения, определяется по их усмотрению. Проверка документов может быть проведена сплошным или выборочным методом (п. 5.7 Рекомендаций). При этом чиновники признают, что проверить все документы инспекторам едва ли под силу. Поэтому на практике обычно применяется выборочный метод.

При этом ФНС России рекомендует использовать аудиторские стандарты (правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка», утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Среди прочего там приведены методы отбора элементов – отбор однотипных первичных документов, счетов-фактур по продажам, оборотов по лицевым счетам дебиторов, крупнейших сумм обязательств в рамках договоров, крупнейших сумм обязательств перед контрагентами без деления на виды обязательств и др.

Степень охвата проверяемых документов зависит от:

  • объема данных, подлежащих проверке;
  • состояния бухгалтерского (налогового) учета;
  • степени вероятности обнаружения нарушений (она оценивается исходя из имеющейся информации об организации).

Необходимые документы

Перечень документов, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты налогов и сборов, приведен в п. 5.1 Рекомендаций. Учреждение должно быть готово представить проверяющим как минимум:

  • учредительные документы, лицензии;
  • приказы об учетной политике и приложения к ним;
  • правила документооборота;
  • регистры налогового и бухгалтерского учета;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность;
  • документы, необходимые для исчисления и уплаты НДС (счета-фактуры, книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур);
  • договоры (контракты), приложения, дополнительные соглашения и акты к ним;
  • банковские и кассовые документы;
  • накладные, путевые листы, перевозочные документы.

В силу п. 1 ст. 93 НК РФ налоговики вправе истребовать у организации и другие документы, необходимые для проверки. Чиновники ФНС России в п. 5.1 Рекомендаций решили несколько расширить эту норму и указали, что проверяющие вправе потребовать документы, необходимые для исчисления не только налогов и сборов, но и взносов.

Более того, ФНС России предписывает налоговым инспекторам анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, которая может иметь значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты налогов, сборов, взносов (подп. «б» п. 5.10 Рекомендаций).

Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 93 НК РФ).

Если организация решит проявить принципиальность и откажет инспекторам в представлении запрашиваемых документов, ее могут оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ на 200 руб. за каждый непредставленный документ. А свою правоту, скорее всего, придется доказывать в суде.

Арбитры, в свою очередь, нередко отменяют штраф, указывая, что затребованные документы:

  • не относятся к предмету проверки (постановления Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07 по делу № А65-1455/2007-СА2-34, ФАС Московского округа от 29.02.2012 по делу № А40-54137/11-116-156, ФАС Уральского округа от 26.02.2010 № Ф09-891/10-С2 по делу № А60-25429/2009-С6 и др.);
  • не связаны с исчислением и уплатой налогов (постановления ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60, от 29.02.2012 по делу № А40-54137/11-116-156, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А27-12833/2011).

Вопросы для контроля

Получив необходимые документы, инспекторы начнут выяснять вопросы, перечисленные в п. 5.8 Рекомендаций. Они наверняка проверят:

  • полноту устранения нарушений, выявленных в результате предыдущей выездной проверки, и отсутствие аналогичных нарушений в проверяемом периоде;
  • информацию, которая вызвала вопросы в ходе камеральной налоговой проверки;
  • соответствие данных налоговой отчетности регистрам налогового и бухгалтерского учета, книгам покупок и продаж, первичным документам. При этом:
    • проведут общий анализ деятельности организации, изучат организацию учета, документооборота и внутреннего контроля;
    • оценят возможность выявления оборотов (доходов), не отраженных в учете или в налоговых декларациях;
    • изучат учетную политику для целей налогообложения и применяемый порядок ведения раздельного учета операций;
    • выявят нетипичные хозяйственные операции, не связанные с ведением основной деятельности;
    • выявят доходы, связанные с реализацией, и внереализационные доходы, увеличивающие налоговую базу;
    • проверят выполнение требований о документальном подтверждении и экономической обоснованности расходов;
    • проверят наличие первичных документов и счетов-фактур, их соответствие законодательным требованиям и т. п.;
  • соответствие изменений динамики показателей налогового и бухгалтерского учета;
  • обоснованность применения налоговых ставок и льгот;
  • правильность исчисления сумм налогов, подлежащих уплате;
  • выполнение обязанностей налогового агента и др.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль