Взаимодействие с налоговой на новый лад

660
 Юрьева Ю.В.
эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В конце августа вступил в силу закон, которым было внесено множество, без преувеличения, фундаментальных изменений в Налоговый кодекс РФ. Новшества касаются в первую очередь положений о взаимодействии организаций с налоговыми инспекциями. Расскажем о наиболее существенных изменениях, а также о том, как они повлияют на работу бухгалтерии.

Новые правила игры

Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) был опубликован на следующий день пос ле того, как его подписал Президент РФ. А через месяц он (за исключением отдельных положений) вступил в силу. Таким образом, новые «правила игры» применяются с 24 августа 2013 г. Очевидно, месяц – это минимальный срок, необходимый для того, чтобы ознакомиться со всеми изменениями и «подстроиться» под них.

Сроки изменены

Большое количество изменений связано с различными процедурными сроками. Закон № 248-ФЗ установил новые сроки, увеличил старые, а некоторые и вовсе были отменены.

Сроки увеличены. Начнем с благоприятных изменений. Срок, в течение которого организация может представить возражения на акт налоговой проверки, продлен с 15 дней до одного месяца (п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). Но это вовсе не означает, что возражать теперь можно в два раза дольше. Дело в том, что в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ по общему правилу срок, определенный днями, исчисляется в рабочих, а не в календарных днях. Получается, что в соответствии со старой редакцией срок для подачи возражений фактически составлял три недели (15 рабочих дней). Теперь же он увеличен до одного календарного месяца.

Если налоговые нарушения были выявлены не в результате выездной или камеральной налоговой проверки, а в ходе иных мероприятий налогового контроля (например, истребования документов и информации у контрагентов проверяемой компании), об этом также составляется акт (п. 2 ст. 100.1, п. 1 ст. 101.4 НК РФ). На него тоже можно подать возражения.

До недавнего времени на это организациям было отведено лишь 10 рабочих дней. Теперь же, как и в случае с возражениями на акт налоговой проверки, учреждение имеет в своем распоряжении целый месяц (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

Нельзя не сказать о переходных положениях, касающихся исчисления сроков на подачу возражений. В пункте 7 ст. 6 Закона № 248-ФЗ сказано следующее: «В случае, если течение предусмотренных абзацем первым пункта 6 статьи 100 и пунктом 5 статьи 101.4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроков не завершилось до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, указанные сроки исчисляются в порядке, действующем после дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

Понять, что хотел сказать законодатель довольно сложно. Видимо, имеется в виду ситуация, когда на дату вступления закона в силу истек старый пятнадцатидневный срок на подачу возражений, но не истек новый – месячный. В этом случае необходимо руководствоваться новыми нормами о месячном сроке.

Запомнить

Ознакомление с материалами проверки происходит исключительно по заявлению организации. Если такое заявление подано не будет, то представителей учреждения пригласят на рассмотрение материалов проверки без предварительного ознакомления с ними.

Пример

Акт налоговой проверки был вручен организации 29 июля 2013 г. По старым правилам возражения на акт проверки организация может представить в течение 15 рабочих дней, т. е. до 16 августа 2013 г.

Однако 24 августа 2013 г. вступил в силу Закон № 248-ФЗ. Поскольку к этому времени новый месячный срок на подачу возражений еще не истек, необходимо руководствоваться именно им.

Таким образом, организация может представить возражения в течение месяца со дня получения акта, т. е. не позднее 28 августа 2013 г.

Кроме того, изменен срок, в который налоговая инспекция обязана направить организации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки. Если раньше срок составлял 10 рабочих дней, то теперь он в два раза больше: 20 рабочих дней (п. 2 ст. 70 НК РФ).

А вот срок направления требования в иных случаях не изменился. Он, как и раньше, составляет три месяца.

Исключение здесь может быть только одно: если сумма недоимки составляет менее 500 руб., требование может быть направлено в течение года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Сроки введены. Увеличением некоторых сроков законодатели не ограничились. В пункте 2 ст. 101 НК РФ они решили ввести срок, который раньше нигде установлен не был. Речь идет о сроке, который предоставляется налогоплательщику для ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомним, раньше он устанавливался по усмотрению руководства налоговой инспекции (письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-02-08/112).

Это было причиной споров, в которых организациям приходилось доказывать, что в отведенный срок ознакомиться со всеми материалами они не могли. Так, Президиум ВАС РФ, признавая процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки неправомерной, указал, что ознакомление организации с материалами, полученными в ходе допмероприятий налогового контроля непосредственно в день их рассмотрения, нарушает права налогоплательщика (постановление от 08.11.2011 № 15726/10 по делу № А32-44414/2009-51/796).

Теперь же срок установлен законодательно. Налоговая инспекция обязана ознакомить организацию с материалами налоговой проверки не позднее, чем за два рабочих дня до даты их рассмотрения (абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ).

Сроки отменены. Законодатели решили, что в требовании об уплате налога (сбора, пени, штрафа), адресованном организации, упоминать о сроке, в который она должна была заплатить налог, совсем не обязательно. Соответствующие изменения были внесены в п. 4 ст. 69 НК РФ.

Обязательное указание на срок уплаты налога сохранено только для требований, направляемых физлицам и ИП. Считается, что организации сами должны помнить, что и когда они обязаны заплатить. Лишний раз напоминать о сроках уплаты налога инспекторы отныне не обязаны.

Отметим, что срок, в который организация должна была заплатить налог, указывается в требовании для обоснования суммы начисленных пеней за период просрочки. Некоторые суды приходили к выводу, что отсутствие в требовании информации о сроке уплаты налога ущемляет права налогоплательщика и может служить основанием для признания требования недействительным.

Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 11.07.2012 № Ф03-2590/2012 по делу № А73-9939/2011 указал, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, начисление пеней без указания срока уплаты налога и периода просрочки является незаконным.

В итоге суд, руководствуясь в т. ч. и этим доводом, признал требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа) недействительным.

Порядок направления документов

В новой редакции изложен п. 4 ст. 31 НК РФ. В соответствии с ним формы и форматы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, по-прежнему утверждает ФНС России.

Такими документами являются различные постановления, требования, решения, уведомления, справки, сообщения и т. п.

Установлено, что такие документы могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю тремя способами: 1 непосредственно под расписку;
2 по почте заказным письмом (датой получения документа в этом случае считается шестой день со дня отправки);
3 по телекоммуникационным каналам связи в электронной форме через оператора электронного документооборота.

Лицам, которые обязаны представлять налоговую отчетность в электронной форме, эти документы передаются по телекоммуникационным каналам связи.

В новой редакции п. 4 ст. 31 НК РФ есть одно важное уточнение: установленные в нем правила не применяются в тех случаях, когда порядок пе редачи документов установлен специальными нормами НК РФ. Например, свой особый порядок предусмотрен для передачи решения о при влечении к ответственности. Оно должно быть вручено в течение пяти дней с даты вынесения. А если вручить его невозможно, оно должно быть направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты отправления (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Вместе с тем новый порядок направления документов теперь применяется при отправлении копии решения о привлечении организации к ответственности и требования об уплате пеней и штрафа. Напомним, что раньше эти документы должны были вручаться под расписку или передаваться иным способом, свидетельствующим о дате их получения.

А если лицо уклонялось от их получения, они направлялись по почте. Такие правила были установлены в п. 11 ст. 101.4 НК РФ. Теперь же эта норма утратила силу, а налоговики получили возможность направлять копию решения о привлечении к ответственности и требование об уплате пеней и штрафа одним из трех указанных выше способов (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Отметим, что 30 июня 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», который дополнил ст. 31 НК РФ п. 5. Там сказано, что при направлении документов по почте налоговые органы будут использовать адрес места нахождения организации (филиала, представительства), содержащийся в ЕГРЮЛ. Напомним, что раньше некоторые суды настаивали на том, что инспекция должна отправлять документы по всем известным ей адресам налогоплательщика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 29.08.2011 № КА-А41/8973-11 по делу № А41-34685/09, от 10.02.2009 № КА-А40/12874-08 по делу № А40-29129/08-4-91).

Новое старое требование

Претерпел изменения п. 1 ст. 93 НК РФ, который устанавливает порядок информирования организации о необходимости представить в инспекцию интересующие ее документы. Для получения бумаг инспекторы должны передать руководителю или представителю организации требование об их представлении.

По старым правилам оно должно было передаваться лично под расписку или по телекоммуникационным каналам связи. Если же указанными способами передать требование было невозможно, оно направлялось по поч те заказным письмом и считалось полученным по истечении шести дней с даты отправления.

Эти положения не раз становились камнем преткновения в отношениях между организациями и проверяющими.

Одни суды указывали, что налоговики должны сначала использовать все возможности, чтобы вручить требование лично или по электронным каналам, и только после этого имеют право отправить письмо почтой (постановления ФАС Московского округа от 15.08.2012 по делу № А40-110405/11-91-451, от 03.09.2010 № КА-А40/10087-1, ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2012 по делу № А52-2540/2011).

Другие, напротив, указывали, что требование можно сразу отправить по почте (постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.11.2012 по делу № А56-71958/2011).

Теперь же порядок направления требования таков: если инспектор, проводящий проверку, находится на территории организации, то требование передается руководителю (или представителю) организации лично под расписку. Если таким способом требование передать невозможно, оно направляется в общем порядке, установленном в п. 4 ст. 31 НК РФ.

Запомнить

Требование о предоставлении бумаг, которые инспектор не может вручить руководителю учреждения лично, направляется ему одним из двух способов (на выбор инспекции): по почте или по телекоммуникационным каналам связи.

Ответственность на «встречке»

В силу п. 1 ст. 93 НК РФ налоговая инспекция вправе истребовать документы и информацию у контрагентов проверяемой организации (несколько лет назад такое мероприятие называлось встречной проверкой или просто «встечкой»). И если такие документы (информацию) организация не представит, ее могут привлечь к ответственности. Причем до недавнего времени разные налоговые инспекции выписывали штрафы по разным статьям.

Одни контролеры при поддержке судов добивались штрафа по ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ (см. постановления ФАС Московского округа от 22.07.2011 № КА-А40/7621-11 по делу № А40-129131/10-90-729, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 № А33-13491/07-Ф02-679/08 по делу № А33-13491/07).

По мнению других, штраф необходимо налагать по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ (постановления ФАС Московского округа от 26.03.2009 № КА-А40/2089-09 по делу № А40-51270/08-116-120, ФАС Западно-Сибирского округа от 02.03.2009 № Ф04-623/2009(1322-А75-49) по делу № А75-3412/2008).

Теперь же в п. 6 ст. 93.1 НК РФ четко прописано, в каких случаях какую статью необходимо применять. Если организация не представит в рамках «встречки» документы, ее оштрафуют по ст. 126 НК РФ (на 200 руб. за каждый непредставленный документ), а если откажется сообщить известную ей информацию, штраф наложат по ст. 129.1 НК РФ (5000 руб., а в случае рецидива в течение года – 20 000 руб.).

Запомнить

Изменения, касающиеся ответственности за непредставление документов и информации, вступят в силу 1 января 2014 г. (п. 3 ст. 6 Закона № 248-ФЗ).

Излишне возмещенный НДС считается недоимкой. Соответствующие изменения внесены в п. 8 ст. 101 НК РФ.

Теперь там сказано, что при обнаружении в ходе налоговой проверки суммы излишне возмещенного налога, она признается недоимкой со дня:

  • ее фактического получения (в случае возврата налога);
  • принятия решения о зачете (в случае зачета налога).

Таким образом, поставлена точка в споре о том, может ли инспекция требовать возврата в бюджет суммы налога, который ранее был неправомерно возмещен организации. Ранее некоторые суды признавали подобные требования незаконными (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 по делу № А33-13813/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2010 по делу № А19-4798/10), ссылаясь на то, что НК РФ не предусматривает такой возможности.

Впрочем, согласно официальной позиции ФНС России налоговики и раньше могли считать излишне возмещенный НДС недоимкой (письмо от 29.08.2011 № АС-4-2/14018). Такой же позиции зачастую придерживались и суды (постановления Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11 по делу № А33-10298/2010, ФАС ВолгоВятского округа от 07.03.2013 по делу № А82-3006/2012).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль