Роль с приставкой "банк"

1210
 Трифонова Т.
Начальник отдела расходов Управления Федерального казначейства по Свердловской области
Физические и юридические лица ежедневно осуществляют различные расчетно-кассовые операции, подчас не задумываясь, какую дальнейшую судьбу проживает каждый расчетный документ, направленный в органы Федерального казначейства или обработанный кредитными организациями. А между тем платежные системы обеих структур имеют существенные различия, свои особенности и правила, хорошо известные федеральным госучреждениям.

Задача государственной важности

Совершенствование национальной платежной системы, повышение ее эффективности ставит перед Федеральным казначейством и кредитными организациями новые задачи и способствует консолидации в финансовом секторе.

Так, Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию к числу основных задач на новый бюджетный цикл в 2014–2016 гг. отнесено повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса. То есть, по сути, обеспечение прозрачности операций со всеми финансовыми ресурсами государства. Таким образом, в свете ряда законодательных нововведений Федеральное казначейство стало объектом пристального внимания банковского сектора и кредитных организаций.

В связи с этим возникает объективная необходимость проанализировать практику функционирования указанных финансовых институтов и дать их сравнительную характеристику с учетом перспектив развития, анализа системных связей, а также дефиниций отдельных понятий.

Функции Банка и Казначейства России

С момента создания Федеральным казначейством постоянно совершенствуются механизмы кассового исполнения федерального бюджета, зачисления и списания денежных средств, позволяющие держать в фокусе казны все денежные потоки бюджетополучателей путем проведения и учета основных расчетно-кассовых операций в платежной системе Банка России.

Стратегической целью Федерального казначейства является полномасштабная реализация современных платежных технологий в секторе госуправления. Такая политика в текущем финансовом году базируется в т. ч. на законодательном доступе, возможности интеграции широкого круга кредитных организаций на игровое поле Федерального казначейства для предоставления ряда услуг клиентам федерального уровня.

Казначейству в перспективе отводится особая роль с присвоением знаковой приставки «банк» и возможностью прямого участия в национальной платежной системе. К этому имеются все предпосылки, ведь принципы организации расчетов в казначейской и банковской системах регулируются единой законодательной базой, а также нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России.

Однако возможный видимый функционально-дублирующий банковский статус, а также совокупность однородных операций при обслуживании одних и тех же клиентов Казначейством и банками не имеет ничего общего со сложившейся практикой и целеполаганием.

Деятельность Казначейства как федерального органа исполнительной власти прежде всего сводится к бюджетным полномочиям по проведению и учету операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета, а суть банковской деятельности – к осуществлению расчетно-кассовых операций в целях извлечения прибыли.

Сама терминология и перевод слова «касса» (от итал. – cassa, от лат. – саpsа – вместилище, ящик), что означает непосредственную работу с денежной наличностью, также вносит некую неувязку в понятийное поле казначейских функций. Так, Казначейство осуществляет кассовое обслуживание бюджетополучателей, фактически обеспечивая безналичное денежное обращение в сфере госуправления, и, таким образом, развеивает социальный стереотип о себе как предполагаемом хранилище денежных средств.

Здесь основополагающим является не только контроль достаточности денежных средств на счетах клиентов, исходя из остатков, как в кредитных организациях, а прежде всего финансовый контроль на основании первичных документов клиентов, осуществляемый Казначейством в рамках санкционирования оплаты денежных обязательств и учета бюджетных обязательств при проведении кассовых выплат. Иными словами – предотвращение нецелевого использования бюджетных денежных средств клиентами.

Фактически банку отводится роль посредника, а Казначейству – кассира при проведении платежей.

Региональный опыт

Рассмотрим организацию расчетно-кассового обслуживания федеральных госучреждений в Свердловской области.

Все счета бюджетов согласно ст. 155, 156 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) на территории региона обслуживает ГУ Банка России по Свердловской области или кредитные организации в случае отсутствия учреждений банка на периферии.

Для справки

Проведение операций по приему наличных денежных средств от федеральных госучреждений и по обеспечению их наличными денежными средствами в настоящее время осуществляют территориальные учреждения Банка России или кредитные организации.

Соответствующей статьей федерального закона о трехлетнем бюджете на текущий финансовый год и плановые периоды устанавливаются особенности обслуживания Центральным банком России и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса.

Так, счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам, обслуживаются без взимания платы. На этих счетах Казначейством непосредственно открываются и ведутся лицевые счета всех бюджетополучателей федерального уровня – федеральных органов исполнительной власти, а также автономных, бюджетных и казенных учреждений.

В числе 1462 обслуживаемых сегодня лицевых счетов такие счета открыты и Управлению Федерального казначейства по Свердловской области (далее – УФК).

Однако внесенные поправки в БК РФ определили некоторые коррективы в действующую практику. С мая текущего года вступили в силу нормы бюджетного законодательства о том, что только кредитные организации, отбираемые Казначейством в соответствии с законодательством РФ, без взимания ими платы обслуживают счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств бюджетополучателям.

На практике это означает предстоящее закрытие старого вида счетов в под разделениях Банка России и начиная с 2015 г. делегирование права Федеральному казначейству по установлению порядка и организации обеспечения наличными денежными средствами учреждений, лицевые счета которым открыты в Казначействе. Кроме того, это еще один шаг в сторону ускоренного перевода клиентов на систему использования новых платежных инструментов, т. е. осуществлению операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием дебетовых карт.

В тандеме казначейские и банковские технологии сегодня позволяют осуществить мягкий переход от устаревшего чека к расчетной дебетовой карте, не увеличивая сроки получения денежных средств и без лимитированных ограничений по их снятию.

В тандеме казначейские и банковские технологии сегодня позволяют осуществить мягкий переход от устаревшего чека к расчетной дебетовой карте, не увеличивая сроки получения денежных средств и без лимитированных ограничений по их снятию.

Для оформления расчетных дебетовых карт бюджетополучателям требуется заключить договор c банком на совершение операций юридического лица. При этом, хотя клиенты и представляют в Казначейство заявления на получение карт, их фактическую выдачу осуществляет кредитная организация.

В случае если бюджетные и казенные учреждения в нарушение законодательства РФ напрямую открывают счета в кредитных организациях, Казначейство приостанавливает их операции. На территории Свердловской области подобного рода прецеденты имели место в 2004–2011 гг. В настоящее время законодательно установлено, что счета в кредитных организациях на балансовых счетах № 40503 вправе открывать только автономные учреждения. Например, в г. Екатеринбурге по данной схеме осуществляются расчетно-кассовые операции таких образовательных университетов, как УрФУ и РГППУ.

В перспективе при наделении Казначейства статусом банка ему будут предоставлены новые возможности для эффективного решения задач при осуществлении контроля доходной части и управления расходной частью федерального бюджета. Иными словами, в полной мере будет реализован принцип единства кассы с открытием персонального счета в Банке России и разветвлением собственной сети корреспондентских, а не лицевых счетов, открытых участникам и неучастникам бюджетного процесса федерального уровня.

Перспективы развития

Что касается правил осуществления расчетов и проведения банковских операций в Российской Федерации, то их, как и порядок осуществления перевода денежных средств в рамках платежной системы, устанавливает Банк России. Вместе с тем непосредственно порядки кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, а также проведения кассовых выплат за счет средств автономных и бюджетных учреждений относятся к прерогативе Федерального казначейства.

Как уже отмечалось, все операции с бюджетными средствами федеральных государственных учреждений отражаются на соответствующих лицевых счетах. В этом отличие от банков, которые осуществляют, например, перевод денежных средств и без открытия банковских счетов плательщикам.

Заключение договоров (соглашений) между Казначейством и клиентами федерального уровня требуется для осуществления электронного документооборота с использованием электронной подписи. А в соответствии с банковскими договорами кредитные организации берут на себя полный круг обязанностей, начиная от своевременного комплексного расчетно-кассового обслуживания и заканчивая обеспечением конфиденциальности по операциям клиентов.

Перевод денежных средств участников национальной платежной системы, четко регламентированный действующими нормативными правовыми актами, также отличается в части применения форм безналичных расчетов.

Так, Казначейство не применяет иных форм расчетов кроме платежных поручений, которые формируются на основании представленных бюджетополучателями платежных документов (заявок) либо формируются автономными учреждениями самостоятельно. Банки же работают с укрупненным перечнем платежных (расчетных) документов, например инкассовыми поручениями и платежными требованиями.

Кроме того, казначейские платежные поручения, плательщиками по которым выступают клиенты федерального уровня, оформляются с учетом ряда отдельных особенностей расчетно-кассового обслуживания. Есть совместно определенные Минфином и Банком России требования, касающиеся заполнения реквизитов плательщиков или получателей, когда в роли последних выступают неучастники бюджетного процесса.

При осуществлении расчетов и Казначейство, и банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии между плательщиками и получателями средств решаются в установленном федеральным законом порядке без их участия.

При этом регламентированные сроки уточнения сумм по платежным поручениям, которые ввиду отсутствия необходимой информации отнесены к невыясненным поступлениям, подлежат уточнению Казначейством в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на счет по учету средств клиентов, в то время как для банков установленный срок составляет 5 дней.

Интересным и закономерным является тот факт, что в кредитных организациях функционируют отдельные структурные подразделения казначейства – так называемые казначейские секторы. Основными функциями казначейств в банках является обеспечение ликвидности (платежеспособности) кредитных организаций, привлечение необходимых ресурсов или временное размещение свободных средств на финансовых рынках по своим операциям или по заказам клиентов в рамках централизованного управления.

Федеральное казначейство также управляет денежными ресурсами и остатками денежных средств на счетах, обеспечивая ежедневное перечисление средств на основании представленных бюджетополучателями документов и неиспользованных остатков средств в рамках установленного режима работы единого счета федерального бюджета.

Наконец, специфика работы казначейской и банковской систем в обязательном порядке исходит из требований, предъявляемых клиентом к обслуживанию своей деятельности, а именно индивидуальному и техническому сопровождению.

Так, характерной чертой общения специалистов Казначейства с клиентами, несмотря на электронный документооборот, является ежедневная информационно-коммуникативная составляющая рабочего процесса, которая охватывает и сопровождает практически все процессы приема-передачи сведений. В свою очередь, казначейские технологии, как отмечалось ранее, позволяют осуществлять более широкий спектр операций и сервисных услуг с применением новых платежных инструментов и установлением оптимальных сроков предоставления любой необходимой информации о движении на лицевых счетах бюджетополучателей.

Резюмируя, можно констатировать, что квинтэссенция казначейско-банковского накопленного опыта, а также передовых технологий в перспективе расширения взаимодействия и преемственности определяет значительные потенциальные возможности Казначейства и, в частности УФК, для эффективной качественной организации и развития расчетно-кассового обслуживания счетов федеральных госучреждений.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 23.91%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.7%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.39%
  • Над налоговой отчетностью 23.91%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль