Новые правила закупки лекарств и медицинского оборудования

2148
 Андреева М.А.
Главный специалист-эксперт отдела регулирования государственных и муниципальных закупок Департамента развития федеральной контрактной системы Минэкономразвития России
Закон № 44-ФЗ предусматривает изменение правил осуществления государственных и муниципальных закупок лекарственных средств и медицинского оборудования. Рассмотрим особенности проведения таких закупок, а также покажем, какие антидемпинговые меры предусмотрены при проведении конкурсов и аукционов, каким образом происходит обоснование цены контракта и его расторжение.

Правильная документация

Пунктом 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что если объектом закупки являются лекарственные средства, то документация о закупке должна содержать указание на их международные непатентованные наименования, а при отсутствии таких наименований – на химические, группировочные наименования. Заказчик вправе при осуществлении закупки указывать торговые наименования лекарств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых производится в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ. Указанный перечень и порядок его формирования, утверждаются Правительством РФ.

Если объектом закупки являются лекарственные средства, не могут быть предметом одного контракта (лота) лекарства с различными международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований – с химическими, группировочными наименованиями) при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, или лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований – с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Закупка через запрос предложений

Заказчик вправе делать закупку путем проведения запроса предложений при закупке лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем, необходимый пациенту в течение срока лечения (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с контрактом в реестре контрактов. При этом необходимо обеспечить обезличивание персональных данных, предусмотренное Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Кроме того, при осуществлении закупок через запрос предложений предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам.

Законом № 44-ФЗ также предусмотрено новое положение, согласно которому заказчик будет вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ. Правила заключения такого контракта должно установить Правительство РФ, а соответствующий проект постановления разработают Минздрав России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и ФАС России.

Запомнить

Под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, наилучшим образом удовлетворяющее потребностям заказчика в товаре, работе или услуге (ч. 1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика

Закон № 44-ФЗ предполагает также процедуру закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Заказчик вправе заключить контракт на поставку лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 тыс. руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый пациенту в течение срока лечения. Кроме того, предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам.

Закупка через запрос котировок

Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи закупки медицинского оборудования, технических средств реабилитации и лекарственных средств, необходимых для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме независимо от их стоимости.

Заказчик вправе осуществить закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой помощи (в т. ч. скорой специализированной медицинской помощи в экстренной или неотложной форме), лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в случаях, если (ч. 1 ст. 76 Закона № 44-Ф):

  • судом вынесено определение об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку указанных товаров;
  • контрольным органом выдано предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона и принято решение о возможности осуществления закупки путем проведения запроса котировок;
  • ранее заключенный контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

Контракт на поставку указанных товаров может заключаться на срок, не превышающий времени, необходимого для проведения конкурса или электронного аукциона. Количество поставляемого товара не может превышать объема, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 2 ст. 76 Закона № 44-ФЗ).

Если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие произошедшей аварии, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установленный Правительством РФ), в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно, предусмотрена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 80 Закона № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры

Наряду с расширением способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом № 44-ФЗ предусмотрены антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов. Так, согласно положениям ст. 37 Закона № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составляет более 15 млн руб. и участник закупки, с которым заключается контракт, предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в полтора раза выше размера, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона.

Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения либо информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. В частности, информации, подтверждающей надлежащее исполнение таким участником трех контрактов в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе.

В случае проведения конкурса данная информация представляется участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе, в случае проведения аукциона – при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Обоснование цены контракта

Если предметом контракта является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (например, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства), участник закупки, предложивший цену контракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 9 ст .37 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование может включать в себя в т. ч. гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Указанное обоснование представляется участником закупки (ч. 10 ст. 37):

  • при проведении конкурса – в составе заявки на участие в конкурсе; в случае невыполнения данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной, такая заявка отклоняется;
  • при проведении аукциона – направлении заказчику подписанного проекта контракта; в случае невыполнения данного требования заказчик признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику, предложившему такую же, как победитель, цену или лучшие условия по цене.

    Расторжение контракта

    Положениями п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

    Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

    Такое решение заказчика в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

    При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений.

    Задание Минздраву России

    В рамках Плана мероприятий по реализации Закона о контрактной системе, утвержденного поручением Правительства РФ от 21.05.2013 № ДМ-П13-3339, Минздраву России необходимо разработать и внести в Правительство РФ три проекта постановлений, которыми утверждается:

    • предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при условии превышения которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями;
    • порядок формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями;
    • перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями.

    Информация о разработке постановлений

    Закон № 44-ФЗ предусматривает меры, направленные на совершенствование системы закупок товаров, работ и услуг в целях наиболее эффективного обеспечения государственных и муниципальных нужд и отдельно регламентирует случаи осуществления закупок лекарственных средств, медицинского оборудования.

    Разработка указанных выше проектов постановлений Правительства РФ будет осуществляться в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения». Информация о разработке будет размещена на едином портале раскрытия информации www.regulation.gov.ru.

    Все заинтересованные лица вправе принять участие в общественном обсуждении и направить в адрес соответствующего федерального органа исполнительной власти замечания и предложения в проект нормативного правового акта.

    мнение специалиста

    Алексей Федоров,
    ведущий юрисконсульт экспертно-консультационного центра Института госзакупок

    В российском законодательстве запрос предложений появился впервые. Из способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных Законом № 44-ФЗ, запрос предложений предоставляет заказчику наибольшую свободу как в части порядка проведения процедуры, так и в части критериев определения победителя. Таким образом, законодатель попытался привнести элементы состязательности в выбор контрагентов для заключения соответствующих контрактов. Впрочем, обоснованность такого подхода нельзя признать бесспорной. Запрос предложений, являясь наиболее удобным для заказчиков способом определения поставщика, может создать определенные проблемы ввиду переноса в запрос предложений ряда случаев, относившихся по Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ к основаниям заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль