Что потребовать от участников закупки?

2300
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон о контрактной системе, одним из краеугольных принципов которого является развитие конкуренции в сфере госзаказа. Как показывает практика, количество желающих подать заявки на участие в конкурентных процедурах закупок растет из года в год. В противовес им усиливаются и требования к участникам. Что это за требования и насколько они способствуют формированию конкурентной среды, рассказывает наш эксперт.

Казенные учреждения: ведение учета, составление отчетности, уплата налогов и другие вопросы деятельности

Что потребовать от участников закупки?

Какие требования предъявляет к участникам закупочных процедур Закон № 44-ФЗ?

Подавая заявку на участие в конкурентных процедурах, поставщик приобретает особый статус участника закупки.

Участником может быть:

  • любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы (ООО, АО, товарищество на вере, унитарное предприятие и т. д.), формы собственности (частная, государственная или муниципальная), места нахождения и места происхождения капитала (субъект РФ, муниципальное образование, страна ближнего или дальнего зарубежья);
  • любое физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель (ИП).

В отличие от Закона № 94-ФЗ2 Законом № 44-ФЗ установлены единые требования к участникам всех процедур закупок.

…Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок…

В частности:

1) соответствие требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки;

2) правомочность участника закупки заключать контракт;

3) непроведение ликвидации участника закупки – юрлица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юрлица или ИП несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости его активов по данным бухгалтерской отчетности. Исключение составляют суммы, на которые в соответствии с законодательством РФ предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит, а также если они реструктурированы или по ним имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной, либо они признаны безнадежными к взысканию. Участник закупки считается соответствующим требованию, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки не принято;

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки – юрлице, в т. ч. о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки;

7) отсутствие у участника закупки – физлица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юрлица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении них наказания в виде лишения права занимать определенные должности или осуществлять деятельность, связанную с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги и административного наказания в виде дисквалификации;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на них. Исключение – заключение контрактов на создание произведений литературы, искусства, исполнения, на финансирование проката, показа национального фильма.

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытыхдвухэтапных конкурсов или аукционов.

Какие санкции будут применены к участникам закупки, не соблюдающим указанные требования?

Если участник или победитель конкурса не соответствуют требованиям, установленным в ч. 1 и 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то в любой момент до заключения контракта его можно будет отстранить от закупки или отказаться от заключения с ним контракта. Такое же последствие наступает, если выяснится, что участник или победитель предоставил недостоверную информацию.

Заказчик обязан будет отказаться от исполнения уже заключенного контракта, если обнаружит, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем.

Закон № 44-ФЗ устанавливает преференции для ряда поставщиков. В чем они заключаются?

При проведении закупок устанавливаются преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Указание на предоставление таких преимуществ должно содержаться в извещении о проведении закупки.

В соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ госзаказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% общего годового объема закупок.

Понятие субъекта малого предпринимательства (СМП) дано в ст. 4 Закона № 209-ФЗ1, согласно которой к ним относятся физические и юридические лица, отвечающие следующим условиям:

1) для юрлиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов); доля участия, принадлежащая одному или нескольким юрлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноухау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ – бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. В соответствии с Постановлением № 556 предельное значение для СМП составляет 400 млн руб.

…заказчик обязан отказаться от контракта, если обнаружит, что поставщик не соответствует установленным требованиям…

Понятие социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) закреплено п. 1 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ2. К ним относятся организации, осуществляющие такие виды деятельности: социальная поддержка и защита граждан; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; охрана окружающей среды и защита животных; охрана и содержание объектов (в т. ч. зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе граж данам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физкультуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ; деятельность в сфере патриотического, военно-патриотического воспитания.

При закупках для СМП, СОНО информация об этом указывается в извещении о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок и предложений.

Участвовать в таких процедурах могут только указанные субъекты, они обязаны декларировать это в заявках.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО.

Несмотря на четко описанные в Законе № 44-ФЗ процедуры, ошибки при организации закупок неизбежны. Можно ли спрогнозировать возможные нарушения?

Участвуя в размещении заказа, поставщики должны соблюдать требования Закона № 44-ФЗ. При этом в отличие от заказчиков, уполномоченных органов, членов комиссий за нарушение закона участников размещения заказа не ждет административная ответственность. Однако заявки, не соответствующие требованиям документации либо извещения, подлежат отклонению.

…указание на предоставление преимуществ для участников должно содержаться в извещении о проведении закупки…

Среди прогнозируемых ошибок участников закупок можно выделить невключение в состав заявки документа, требуемого в соответствии с документацией.

Допустим, заказчиком была осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по выбору организации для выполнения ремонтных работ. Согласно документации заявка должна быть подготовлена на основе требований, указанных в Информационной карте аукциона, по форме, представленной в документации об аукционе, и содержать, в т. ч. копии документов, подтверждающих соответствие участника установленным требованиям. А именно – свидетельства о допуске к работам по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов ограждающих конструкций зданий и сооружений, которые включают в себя устройство металлических перемычек в стенах зданий (код 4520111). Если заявка участника данного свидетельства не содержит, она может быть правомерно отклонена.

Кроме того, заявка может быть подписана директором филиала и не содержать доверенности на осуществление действий от имени участника размещения заказа. В этом случае комиссия контролирующего органа также может прийти к выводу о необходимости ее отклонения.

При этом важно помнить, что не является нарушением Закона № 44-ФЗ и основанием для отклонения заявки предоставление в ее составе дополнительных документов, не требуемых заказчиком.

Второе возможное нарушение – невыполнение требований заказчика по оформлению заявки. К примеру, согласно требованиям закона все листы заявки на участие в закупке, а также тома заявки должны быть прошиты и пронумерованы.

Заявка и том заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника (для юрлиц) и подписаны участником или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Если том заявки будет сброшюрован пластмассовым переплетом без прошивки нитью, участнику откажут в допуске к закупке.

Непредоставление в составе заявки сведений, требующихся в соответствии с документацией по размещаемому заказу, – еще одна ошибка. Например, правомерно будет отклонена заявка участника запроса котировок – ИП, не содержащая сведений о месте его жительства.

Также нарушением будет являться несоответствие документов, предоставляемых в составе заявки, требованиям документации. Например, основанием для недопуска заявки к участию в торгах может стать предоставление в ее составе документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки в размере, меньшем указанного в документации, даже если разница составляет менее одного рубля.

Основной причиной ошибок при подаче заявок является невнимательное изучение документации по торгам.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль